Будет ли при проведении фактических проверок ГНС учитывать отключение электроэнергии и отсутствие интернет-связи
В связи с военной агрессией РФ субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность с использованием регистраторов расчетных операций (далее – РРО) и программных регистраторов расчетных операций (далее – ПРРО) сталкиваются с проблемой отключения электроэнергии и отсутствия Интернет связи.
В силу указанного ГНС сообщает следующее.
Согласно ст. 5 Закона Украины от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) на период временного, не более 7 рабочих дней, отключения электроэнергии проведения расчетных операций осуществляется с использованием книги учета расчетных операций (далее – КУРО) и расчетной книги (далее – РК) или с применением должным образом зарегистрированного резервного РРО.
Также обращаем внимание, что после возобновления поставок электроэнергии все расчетные операции в обязательном порядке должны быть произведены через РРО (Алгоритм действий приведен в п. 10 раздела III Порядка регистрации и применения РРО, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 14.06.2016 № 547).
Такие нормы не касаются хозяйствующих субъектов, которые используют в своей деятельности ПРРО.
При этом на период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером контролирующего органа проведение расчетных операций осуществляется в оффлайн-режиме, который может длиться не более 36 часов, с созданием электронных расчетных документов, которым присваиваются фискальные номера из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа и не более 168 часов в течение календарного месяца для одного субъекта хозяйствования.
В то же время, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения или обстоятельств непреодолимой силы проведения расчетных операций, осуществляемых в режиме офлайн, и использование фискальных номеров из диапазона фискальных номеров, сформированных фискальным сервером контролирующего органа, могут производиться с превышением сроков (п.13 Закона Украины от 15.03.2022 № 2120-IX).
В течение часа после установления связи с фискальным сервером контролирующего органа осуществляется передача копий созданных ПРРО расчетных документов с присвоенными им в режиме офлайн фискальными номерами в фискальный сервер контролирующего органа. Такие расчетные документы должны быть переданы до момента передачи электронного фискального отчета, электронного фискального отчетного чека за день, когда были сформированы такие расчетные документы.
В соответствии с п. 3.1.2 Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов передачи данных, утвержденных приказом МФУ от 08.10.2012 № 1057, РРО должен, в частности, обеспечивать накопление контрольно-отчетной информации в случае невозможности ее передачи из-за нарушения связи с сервером обработки информации по каким-либо причинам и автоматической передачи накопленной информации к серверу обработки информации после восстановления связи. Также происходит блокировка проведения расчетных операций при невозможности передачи контрольно-отчетной информации к серверу обработки информации в течение 72 часов.
Согласно п. 9 Требований по реализации фискальных функций РРО для разных сфер применения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 № 199, блокирование выполнения функций регистратора снимается после устранения причин его возникновения.
Таким образом, если после выполнения «Z»-отчета РРО в течение 72 часов сервером не получена контрольно-отчетная информация от РРО, он блокируется. Вместе с тем сразу после восстановления связи РРО автоматически передаст накопленную информацию к серверу и будет разблокирован.
Согласно п. 12 Заключительных положений Закона № 265, временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, санкции за нарушение требований настоящего Закона не применяются, кроме санкций за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.
Вместе с тем, п.п. 112.8.9. п. 112.8 ст. 112 Налогового кодекса Украины определены обстоятельства, освобождающие налогоплательщиков от финансовой ответственности за совершение налоговых правонарушений и нарушение другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в частности, совершение деяния (действия или бездействия) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) .
Учитывая изложенное, при организации и проведении фактических проверок ГНС будут учтены подтвержденные обстоятельства непреодолимой силы, которые привели к невозможности выполнения субъектами хозяйствования отдельных требований законодательства о порядке проведения расчетных операций.
https://ch.tax.gov.ua
Комментарии к материалу