Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Запросы на публичную информацию: что нужно знать – напоминания от Минюста

24.11.2023 12 0 1

Доступ к публичной информации – это неотъемлемый инструмент развития гражданского общества и основа для конструктивного диалога власти и граждан. 

Что такое информация? 

Публичная информация – это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, полученная или созданная в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или находящаяся во владении субъектов властных полномочий других распорядителей публичной информации, определенных Законом от 13.01.2011 № 2939-VI «О доступе к публичной информации» (далее – Закон № 2939). 

Кто может подавать запрос? 

Запрос могут подавать: 

  • физические лица; 
  • юридические лица; 
  • объединение граждан без статуса юридического лица. 

Субъекты властных полномочий не могут подавать запрос на доступ к публичной информации. 

Как оформить запрос? 

Запросы могут подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, по факсу, по телефону, по электронной почте). 

Письменный запрос подается в любой форме. 

При этом обязательно необходимо указать: 

  • имя (наименование) запросчика, адрес (почтовый или электронный), а также номер телефона при наличии; 
  • общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, по которому сделан запрос, если запросчику это известно; 
  • подпись и дату (при условии подачи запроса в письменной форме). 

Нужно ли платить за предоставление информации? 

Информация по запросу предоставляется бесплатно. 

В случае, если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, запрашивающий обязан возместить фактические расходы на копирование и печать. При предоставлении лицу информации о ней и информации, представляющей общественный интерес, плата за копирование и печать не взимается. 

Каков срок рассмотрения запросов? 

Распорядитель информации должен ответить на запрос на информацию не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса. 

В случае если запрос на информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы личности, состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен не позднее 48 часов со дня получения запроса. 

В случае если запрос касается предоставления большого объема информации или требует поиска информации в значительном количестве данных, распорядитель информации может продлить срок рассмотрения запроса до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления. О продлении срока распорядитель информации уведомляет запрашивающего в письменной форме не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса. 

Что делать, если распорядитель информации ответил не по существу запроса? 

Такой ответ на запрос вы имеете право обжаловать. 

Согласно п. 2 ст. 22 Закона № 2939 ответ распорядителя информации о том, что информация может быть получена запросчиком из общедоступных источников или ответ не по существу запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации. 

Куда жаловаться, если нарушено право на получение публичной информации:

  • к руководителю распорядителя информации; 
  • в высший орган; 
  • в суд; 
  • к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. 

Южное МУ Министерства юстиции 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы