Закон о коммерческом учете тепла и воды: опровержение мифов
02.10.2017 1997 0 0
2 августа 2017 вступил в силу Закон Украины "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения".
Это - один из пакета законодательных актов, имеющих целью привести рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг в Украине в цивилизованное состояние, способствовать энергосбережению, а следовательно - и энергетической независимости нашего государства. Тем не менее, сразу после обнародования нового закона в сети Интернет вокруг него появилось немало мифов. Мы выбрали несколько самых распространенных и ниже рассмотрим, как ситуация выглядит на самом деле.
МИФ №1
"Говорят, что закон позволяет игнорировать показания индивидуальных (квартирных) счетчиков"
Нет, это не так. На самом деле, если говорить о многоквартирных домах, то закон выделяет два вида узлов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды: узел коммерческого учета (общедомовой) и узлы распределительного учета (квартирные).
Узел коммерческого учета служит для измерения объема всей тепловой энергии/воды, потребленной в здании. То есть, именно по показаниям его приборов учета будет определяться, сколько всего тепловой энергии или воды потребили все потребители в здании. Этот объем необходимо "распределить" между потребителями в доме - то есть, определить, кто сколько услуг употребил и сколько должен за них заплатить. Именно для этого и будут использоваться квартирные счетчики.
Для лучшего понимания рассмотрим ситуацию на примере учета воды. Следует понимать, что точность измерения квартирного счетчика воды обычно ниже, чем у домового. Поэтому закон предусматривает такой базовый принцип распределения: объем, определенный с помощью общедомового узла, будет распределяться между потребителями пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Именно поэтому квартирные счетчики и названы в законе "распределительными". (Заметим, что закон содержит подробные указания по распределению показаний узла коммерческого учета для различных ситуаций, которые могут иметь место на практике, учитывая расходы воды на общедомовые нужды, случаи несанкционированного вмешательства в систему и т.д.).
Благодаря такому подходу снимается проблема "разницы в показаниях" (разница между суммой показаний квартирных счетчиков и показаниями домового вследствие различного класса точности), а также проблема потерь вследствие утечек воды из внутридомовых сетей через их неудовлетворительное состояние (содержание внутридомовых сетей является ответственностью совладельцев многоквартирного дома).
Итак, закон и в дальнейшем предусматривает использование показаний квартирных счетчиков при расчетах за коммунальные услуги.
МИФ № 2
"Говорят, что закон содержит формулу, по которой придется платить за соседей"
Нет, это не так. На самом деле, если говорить о многоквартирных домах, то закон и в дальнейшем предполагает, что каждый платит сам за себя.
Статья 4 и п.2 Заключительных и переходных положений закона предусматривают, по общему правилу, все помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы "квартирными счетчиками". И, как мы уже сказали выше, учета их показаний является обязательным при расчетах за потребленные услуги.
Следует помнить, что разница между показаниями домового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков будет пропорционально распределена между всеми потребителями в многоквартирном доме. И если, например, горячая вода вылилась через дырявую трубу, или кто-то из соседей "отматывает" счетчик - за это, в конечном итоге, придется заплатить всем. Поэтому совладельцам многоквартирного дома следует заботиться, как и раньше, о качественном обслуживании и исправное состояние внутридомовых сетей.
Итак, "соседа" платить не придется. Но за элементарным порядком в доме следить надо прежнему.
МИФ № 3
"Говорят, что закон запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования"
Нет, это не так. Часть шестая статьи 4 Закона предусматривает, что "установление узлов распределительного учета тепловой энергии, приборов-распределителей тепловой энергии в помещениях (местах) общего пользования здания не обязательно". То есть, закон не обязывает устанавливать такие узлы учета, но и не запрещает.
Более того, часть вторая статьи 10 закона прямо предусматривает, что перед распределением объемов потребленной тепловой энергии между потребителями тепловая энергия, затраченная на отопление мест общего пользования, вычитается из общего объема потребленной в здании тепловой энергии.
Закон прямо не указывает, как должен быть определен объем потребленной на отопление мест общего пользования тепловой энергии. То есть, возможны и приборный и расчетный методы. Окончательно точки над "и" в этом вопросе должна расставить методика, которой в ближайшее время утвердить Минрегион.
Итак, закон не запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования. Там где такая возможность существует, ею стоит воспользоваться.
МИФ № 4
"Говорят, что в платежке появится еще одна дополнительная графа об оплате ремонта, обслуживания и поверки счетчиков"
Такая дополнительная графа в платежке действительно должна появиться. Однако это тот случай, когда дополнительная графа не означает дополнительной платы.
Уже сегодня большинство исполнителей коммунальных услуг заложили в тарифы на свои услуги расходы на установку и поверку узлов учета. Закон предусматривает, что отныне такие расходы не должны включаться в состав тарифа на коммунальную услугу. Таким образом, жители домов, установили общедомовые счетчики за свой счет, а не будут платить за их установку в других домах через инвестиционную составляющую тарифа, которая равномерно начислялась на всех потребителей.
Такой подход, как ожидается, будет способствовать более прозрачному финансированию установления, поверки и замены узлов учета. Отдельно следует обратить внимание на то, что перед установкой общедомового счетчика, оператор сети должен согласовать счетчик и его стоимость с жильцами дома, которые могут предложить более дешевую или лучшую модель.
Итак, закон просто предусматривает вынесение в отдельный платеж тех расходов, которые ранее уже были "спрятаны" в тарифе на коммунальную услугу, но не применялись на практике.
МИФ № 5
"Говорят, что исполнители коммунальных услуг могут игнорировать закон если в их тарифе не утверждено установление счетчиков"
Нет, это не так. В действительности, закон предусматривает совершенно новый подход к установлению узлов учета, не «привязан» к тарифу на коммунальную услугу.
Статья 3 закона предусматривает, что установление узла коммерческого учета (общедомового) инициирует оператор внешних инженерных сетей (в большинстве случаев он же является и исполнителем коммунальной услуги). Оператор не менее чем за два месяца обязан предупредить совладельцев многоквартирного дома о своем намерении установить узел коммерческого учета и стоимость такого узла. Если совладельцы не хотят устанавливать такой узел учета самостоятельно, оператор устанавливает его, а соответствующие расходы взимает из совладельцев в соответствующей конкретной здания в виде взноса за установление узла коммерческого учета, рассрочивается на 5 лет.
Впрочем, это касается только узлов коммерческого учета (общедомовых). Узлы распределительного учета (квартирные) потребители должны устанавливать за свой счет.
Следовательно, исполнитель коммунальной услуги обязан инициировать установление узла коммерческого учета независимо от того, были ли ранее соответствующие расходы включены в тариф.
МИФ № 6
"Говорят, что наказание за невыполнение закона исполнителями коммунальных услуг отсутствует"
Нет, это не так. В действительности, статьи 13-16 закона предусматривают применение ряда финансовых санкций к операторам внешних инженерных сетей и исполнителей коммунальных услуг за нарушение требований закона.
Также заключительные и переходные положения закона вносятся изменения и дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которыми предусматривают административную ответственность за нарушение закона - в том числе и для потребителей.
Источник: http://www.kmu.gov.ua/
Комментарии к материалу