Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Верховный Суд подтвердил право ГНС на фиксацию фактов нарушения требований законодательства о труде

14.05.2024 17 0 0

Отсутствие или наличие подзаконного нормативно-правового акта, предусматривающего возможность наложения штрафа на основании акта фактической проверки налогового органа, не может влиять на объем, содержание и порядок реализации полномочий налоговых органов и органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, изменять или отменять их, поскольку они принадлежат указанным субъектам властных полномочий в соответствии с законом. 

К такому выводу пришел Кассационный административный суд в составе Верховного Суда по делу относительно отмены постановления территориального управления Гоструда о наложении штрафа за нарушение законодательства о труде. 

Обстоятельства дела 

В соответствии с обстоятельствами дела истец был зарегистрирован как ФЛП с 12 июня 2003 года по 21 декабря 2022 года. Должностными лицами ГУ ГНС 15 ноября 2022 года проведена фактическая проверка, по результатам которой составлен акт проверки. Указанный акт проверки содержит заключение использования труда без надлежащего оформления трудовых отношений с работниками. На основании акта фактической проверки начальник управления Гоструда принял постановление о наложении штрафа за нарушение законодательства о труде и занятости населения, которым на истца был наложен штраф в размере 268 000,00 грн за нарушение требований ст. 24 КЗоТ.

Решение суда первой инстанции 

Суд первой инстанции, решение которого апелляционный суд оставил без изменений, удовлетворил иск, указав, что действующее по состоянию на дату принятия обжалуемого постановления законодательство не предусматривало возможности наложения штрафов на основании акта фактической проверки ГНС, ее территориального органа. Постановление КМУ от 21.09.2019 № 823, которым внесены изменения в Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, в том числе относительно возможности налагать штрафы на основании акта проверки ГНС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде, признано противоправным и недействительным постановлением Окружного административного суда города Киева от 28 апреля 2021 года по делу № 640/17424/19, которое Шестой апелляционный административный суд постановлением от 14 сентября 2021 года оставил без изменений.

Рассмотрение дела Верховным Судом 

КАС ВС упразднил решение судов первой и апелляционной инстанций и принял новое решение, которым отказал в удовлетворении иска учитывая следующее. 

Ответственность за нарушение законодательства о труде, в том числе для ФЛП, использующих наемный труд, в виде штрафа, в том числе в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), предусмотрена нормами абзаца второго ч. 2 ст. 265 КЗоТ. 

Так, полномочия на проведение проверки соблюдения ФЛП требований законодательства о труде, выявления, оформления и фиксации соответствующих нарушений, в частности в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), принадлежат налоговому органу в соответствии с законом. 

При этом полномочия по привлечению к ответственности за вышеуказанные правонарушения путем наложения штрафа согласно закону (ч. 4 ст. 265 КЗоТ) предоставлены центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, – Государственной службе Украины по вопросам труда. 

Верховный Суд считает, что в случае выявления налоговым органом фактов нарушения требований законодательства о труде и фиксации их в составленном этим органом акте проверки, предоставления его Гоструда в порядке взаимодействия этих органов для выполнения возложенных на них задач, Гоструда в соответствии с законом наделена полномочиями привлекать к ответственности субъектов таких правонарушений, в частности налагать штрафы в размере и порядке, определенных законодательством. В спорных отношениях размер штрафа и субъект, уполномоченный его налагать, определены в нормах ст. 265 КЗоТ. 

Отдельное внимание Верховный Суд обращает на то, что подзаконные нормативно правовые акты принимаются на основе и для выполнения законов. 

Отсутствие или наличие в период спорных правоотношений подзаконного нормативно-правового акта, предусматривающего возможность наложения штрафа на основании акта фактической проверки налогового органа, не может влиять на объем, содержание и порядок реализации вышеупомянутых полномочий налоговых органов и органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, изменять или отменять их, поскольку они принадлежат указанным субъектам властных полномочий в соответствии с законом. 

Разрешая спор по рассматриваемому делу, суды предыдущих инстанций должны были применить прежде всего нормы закона, имеющего высшую юридическую силу и в спорных правоотношениях предусматривал наличие у ответчика полномочий относительно наложения штрафа на субъектов хозяйствования – ФЛП за нарушение ими требований законодательства о труде, ответственность за установленные нормами абзаца второго ч. 2 ст. 265 КЗоТ и которые обнаружены налоговым органом в ходе фактической проверки и зафиксированы этим органом в акте, составленном по результату такого мероприятия государственного контроля. 

Верховный Суд констатирует, что ответчик в спорных правоотношениях действовал на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренных Конституцией и законами Украины, при этом прав истца не нарушил. 

Постановление Верховного Суда от 17.04.2024 по делу № 560/3981/23 (административное производство № К/990/34406/23). 

Верховный Суд


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы