Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Украинцам готовят сюрприз в виде нового налога и второй пенсии

20.06.2018

Уже через полгода украинцы будут по-новому откладывать на пенсию. Каждого работающего обяжут делать взносы на персональный счет, а по достижению 60 лет собранные средства станут «второй пенсией».

До 1 июля правительство должно внести в парламент документ, который даст старт следующему этапу реформы. После парламентарии определят, в каком виде будет работать новая система и сколько придется откладывать.

И в Пенсионном фонде, и в самом Кабмине далеко не все оптимистично оценивают перспективы внедрения накопительного уровня. О том, когда лучше ввести «вторые пенсии», в Украине говорят уже более 10 лет, однако окончательное решение до сих пор не принято. И учитывая, что в принятых законах четких сроков запуска накопительного уровня нет, пенсионная реформа остается под вопросом.

Реформа не окончена

Пенсионная реформа в Украине на данный момент ограничилась ужесточением правил для выхода на «заслуженный отдых», снижением одной из составляющих в формуле (вместе с тем снизятся и все новые пенсии) и пересчетом старых выплат. Однако для того, чтобы кардинально изменить пенсионную систему, в Украине необходимо ввести второй уровень – накопительный. В действующем законе «Об общегосударственном пенсионном страховании» уже есть определение и даже описан механизм работы системы. Однако «вторые пенсии» существуют покамест только на бумаге.

«Застрахованное лицо, которое в соответствии с Законом является участником накопительной системы пенсионного страхования, имеет право на получение пожизненной пенсии или одноразовой выплаты за счет средств накопительной системы пенсионного страхования, учитываемых на его накопительном пенсионном счете в Накопительном фонде», — говорится в действующем законе.

Солидарная система, которая на данный момент действует, обеспечить достойную старость украинцам не может. Причем проблема эта не только Украины, а и большинства развитых стран. Количество пожилого населения растет, а число молодежи сокращается. В результате один работающий должен содержать одного старика. В условиях высокой теневой занятости, низких зарплат, выплат в «конвертах», украинский Пенсионный фонд не может собрать средства даже на те пенсии, которые платятся сейчас. Последние два года из государственного бюджета выделяют по 140 млдр грн в год на выплату пенсий.

До 1 июля правительство должно предложить внедрение «институциональных инструментов» для введения второго уровня пенсионной системы, которая якобы заработает с 1 января 2019-го. Но, как отмечают в Пенсионном фонде, более важное решение – определение размера взносов. Иначе новый фонд может заработать в январе, но при этом будет пустым.

На данный момент Кабинет министров должен принять два стратегических решения: сколько нужно платить в новый фонд, и кто будет распоряжаться деньгами. Так, согласно одному из предложений, размер взноса будет составлять 7% зарплаты. Чтобы распределить нагрузку, первый год с украинцев хотят брать 2%, а каждый следующий увеличивать ставку на 1 процентный пункт.

Правда, как подсчитали в Национальной комиссии по ценным бумагам, если ежемесячно откладывать дополнительно по 7%, то размер второй пенсии составит всего лишь 10,2% последней зарплаты для мужчин и 7,3% — для женщин. Для примера, если получать стабильно заработную плату размером в 10 тыс. грн, то размер взноса составит 700 грн, а размер «второй пенсии» 1020 грн у мужчин и 730 грн у женщин. Стоит учитывать, что к моменту выхода на пенсию номинальный размер заработной платы может увеличиться в несколько раз. То есть тот набор товаров и услуг, который сегодня можно приобрести за 700 грн, через 20 лет может соответствовать сумме в разы выше.

При взносе в 10% размер «второй пенсии» составит 14,6% последней зарплаты для мужчин и 10,4% для женщин, при взносе в 15% — 21,7% для мужчин и 15,4% для женщин.

На данный момент с каждой зарплаты работодатель платит 22% единого социального взноса, большая часть от этой суммы поступает в Пенсионный фонд. В законопроекте№6677 ряд народных депутатов предлагает для того, чтобы не увеличивать нагрузку на зарплату, вместе с введением дополнительного платежа снизить налог на доходы физлиц с 18 до 15%.

Если в этом году правительство не зарегистрирует в парламенте свое предложение по размеру взноса, а парламент не поддержит соответствующее решение, запуск накопительного уровня в следующем году в очередной раз провалиться.

Кому доверить деньги: государство или бизнес

В Раде на данный момент зарегистрирован законопроект о запуске накопительного уровня в виде децентрализованной системы. То есть каждый украинец платит взнос в частный фонд, который он сам выбирает. Вторая модель – централизованная – предполагает, что все деньги аккумулируются в одном фонде, за который отвечает государство. С одной стороны, второй вариант – дешевле и надежнее, так как есть гарантии от государства. С другой стороны, государство получит возможность перераспределять средства на собственное усмотрение.

Главная проблема при запуске накопительных пенсий – отсутствие полноценного Фондового рынка. Чтобы сбережения не съела инфляция, они должны работать. И вкладывать средства нужно не только в государственные ценные бумаги и депозиты, но и в бизнес. Для этого у Фонда должна быть возможность покупать акции, зарабатывать на инвестициях в Фондовый рынок.

Уже в ближайшие недели станет понятно, успевает ли украинское правительство выполнить взятые на себя обязательства и до 1 июля внести «институциональные предложения» по запуску второго уровня пенсионной системы. Однако уже сейчас понятно, что большая пенсия обходится дорого и платить за нее должны сами украинцы.

https://www.obozrevatel.com/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
03.11.2025
Экспорт необработанной древесины под временным запретом
Решение предусматривает лицензирование экспорта – нулевую квоту до конца года. Больше по теме: «Дешевый» экспорт товара: нужно ли составлять налоговую накладную и отражать в декларации? По результатам поездки в Ровенскую область по запросу бизнеса Правительство приняло важное реше...
03.11.2025
Инфляция и дальше будет снижаться – ожидание НБУ
Инфляция будет постепенно снижаться и достигнет 5 % в конце 2027 года. Рост экономики ускорится в последующие годы, но останется сдержанным из-за последствий войны. Объемы международной помощи будут достаточны для безэмиссионного финансирования дефицита бюджета. По базовому сценарию прогно...
31.10.2025
«Обрій» – новая цифровая система поиска работы
Цифровая экосистема «Обрій» для человека – это простой онлайн-маршрут: обращение, рекомендации, сопровождение до работы; для бизнеса – меньше бумаги, меньше расходов и более эффективный наем; для государства и общин – качественные оперативные данные для решений и таргет...
Лучшие материалы