Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какова будет инфляция до конца года: прогноз НБУ

Аналитика
04.08.2025

По базовому сценарию прогноза НБУ, инфляция снизится до однозначного уровня уже в конце этого года и в дальнейшем будет направлена к цели 5 %, которой достигнет в 2027 году. Рост экономики в этом году замедлится до 2,1 %, а в последующие годы ускорится до 2–3 % в год.

Базовый сценарий прогноза НБУ основан на предположении о медленном возвращении экономики к нормальным условиям функционирования и учитывает сохранение существенных расходов бюджета на оборону в 2026 году и потребность в значительных объемах внешнего финансирования на прогнозном горизонте. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за июль 2025 года.

НБУ прогнозирует заметное снижение инфляции до конца года и дальнейшее движение к цели 5 %

Локальный инфляционный пик, как и ожидалось, пройден в мае (15,9 %), в июне инфляция ощутимо замедлилась (14,3 %). В июле она может несколько возрасти из-за неблагоприятного влияния погодных условий на цены продуктов питания, но в дальнейшем вернется на траекторию устойчивого снижения. Ожидается, что в 2025 году инфляция снизится до 9,7 %, в 2026 году – до 6,6 %, а в 2027-м – до цели НБУ 5 %.

Базовая инфляция будет замедляться на прогнозном горизонте, прежде всего, благодаря мерам монетарной политики НБУ. Продовольственная инфляция тоже будет снижаться за счет постепенного наращивания урожая и расширения предложения продуктов питания. В то же время административно регулируемая инфляция будет достаточно высокой на прогнозном горизонте как из-за повышения акцизов в рамках выполнения евроинтеграционных обязательств, так и из-за объективных потребностей в корректировке тарифов жилищно-коммунального хозяйства в последующие годы. Это, соответственно, будет побуждать НБУ удерживать другие компоненты инфляции, в том числе базовой, на более низких нежели инфляционная цель уровнях для достижения цели по общей инфляции 5 %.

НБУ будет сохранять достаточно жесткие монетарные условия столько, сколько потребуется, чтобы обеспечить постоянное снижение инфляции до 5 % на горизонте политики

Ужесточение процентной политики и удержание учетной ставки на уровне 15,5 % способствовали росту доходности срочных гривневых депозитов и ОВГЗ, что оживило интерес населения к этим инструментам. В то же время такие шаги НБУ оказали нейтральное влияние на кредитование, которое устойчиво растет благодаря высокой конкуренции банков за качественных заемщиков.

В соответствии с базовым сценарием прогноза НБУ снижение учетной ставки начнется не раньше IV квартала 2025 года. НБУ будет учитывать изменения в балансе рисков и перейдет к циклу смягчения процентной политики только тогда, когда убедится, что нет угроз для устойчивого замедления инфляции к цели на горизонте политики, который ограничивается тремя годами.

В 2025–2027 годах экономика будет расти темпами 2–3 % в год

По прогнозу НБУ, экономика в этом году вырастет на 2,1 % благодаря мягкой фискальной политике, устойчивому внутреннему спросу и меньшему, чем в прошлом, дефициту электроэнергии. В то же время такие темпы будут ниже, чем в прошлом году (2,9 %). Это следствие дальнейшего разрушения производственных мощностей, инфраструктуры и жилья, углубления негативных миграционных тенденций и влияния неблагоприятных погодных условий и климатических изменений на урожаи.

Базовый сценарий прогноза НБУ предусматривает медленную нормализацию условий для экономической деятельности, поэтому рост экономики в 2026 году ускорится только до 2,3 %. Дефицит бюджета все еще будет оставаться значительным, учитывая риски безопасности, поэтому фискальные стимулы и в дальнейшем будут фундаментом экономического восстановления.

В 2027 году реальный ВВП вырастет почти на 3 % благодаря оживлению инвестиций и потребления. Государственная поддержка экономики будет снижаться, поэтому роль главного движителя экономического роста будут выполнять частные инвестиции. Потребление будет расти на фоне дальнейшего роста реальных зарплат и постепенного возвращения мигрантов в Украину.

Устойчивый спрос на работников будет поддерживать снижение безработицы и рост зарплат

Ожидается, что безработица будет постепенно уменьшаться и закрепится на уровне ниже 10 % к концу 2027 года благодаря высокому спросу на рабочих. Темпы роста зарплат и дальше будут опережать инфляцию, однако несколько снизятся по сравнению с прошлым годом, учитывая постепенное уменьшение диспропорций на рынке труда и активизацию неценовой конкуренции работодателей за работников. По прогнозу НБУ, реальные зарплаты в 2025 и 2026 годах будут расти примерно на 5 % в год, а в 2027 году – еще почти на 4 %.

Дефицит бюджета будет финансироваться из неэмиссионных источников

Учитывая значительные оборонные потребности, дефицит бюджета в 2025 году будет существенным – на уровне 22 % ВВП. В последующие два года бюджетные расходы останутся высокими как из-за необходимости поддержки обороноспособности, так и потребности в восстановлении. Дефицит бюджета в 2026 году будет снижаться медленно – до 19 % ВВП, но в 2027 году фискальная консолидация ускорится (дефицит на уровне 12 % ВВП).

Ожидается, что бюджетные расходы будут финансироваться за счет международной помощи и собственных неэмиссионных источников. Кроме того, поступление в текущем году рекордных объемов внешней поддержки (54 млрд долл. США) позволит сформировать буфер валютной ликвидности на следующий год. Потребности во внешнем финансировании в 2026–2027 годах в базовом сценарии оцениваются в 35 млрд долл. США и 30 млрд долл. США соответственно. Треть этих средств имеет подтвержденные источники финансирования.

Международные резервы будут оставаться достаточными для обеспечения устойчивости валютного рынка: в 2025 году – 53,7 млрд долл. США, в 2026 году – 44,7 млрд долл. США, а в 2027 году – 45,2 млрд долл. США.

Альтернативный сценарий прогноза: быстрая нормализация

Альтернативный сценарий исходит из предположения о более быстром (по сравнению с базовым) снижении рисков безопасности. В таких условиях существенное сокращение бюджетного дефицита произойдет уже в 2026 году (до около 13 % ВВП) и будет продолжаться в 2027 году (до 7 % ВВП). Потребности во внешнем финансировании для поддержки обороноспособности будут ниже.

Оживление частного потребления и инвестиционного спроса нивелирует эффекты от фискальной консолидации и темпы восстановления экономики ускорятся до 3–3,5 % в 2026–2027 годах. Траектория снижения инфляции будет близка к базовому сценарию прогноза – приведение инфляции к цели 5 % ожидается в 2027 году. Так, ускоренная корректировка тарифов на коммунальные услуги компенсируется меньшей базовой инфляцией благодаря более низким производственным расходам предприятий. Так что смягчение процентной политики в обоих сценариях будет происходить примерно одинаковыми темпами.

Прогноз уровня международных резервов не существенно отличается в базовом и альтернативном сценариях прогноза. Последний предусматривает резервы на уровне 45,3 млрд долл. США на конец 2026 года и 43,6 млрд долл. США – по итогам 2027 года. Ожидается, что меньший структурный дефицит валюты в частном секторе позволит минимизировать эффекты сокращения внешнего финансирования.

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в июльском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем:

Украина и ЕС: конвергенция цен на продовольственные товары

В последние годы цены на продовольственные товары в Украине сблизились с уровнем цен в странах ЕС. Этот процесс продолжался в течение последнего десятилетия, но был временно скорректирован вследствие ослабления гривни по отношению к евро в 2023 и 2024 годах, когда на фоне логистических осложнений стоимость украинских продуктов в евро-эквиваленте снизилась. Однако уже в первой половине 2025 года конвергенция возобновилась – цены на отдельные продовольственные товары в Украине снова начали приближаться к польским и кое-где превысили уровень стран-соседей (Румынии, Словакии и Турции). Среди внутренних факторов такую динамику обусловило значительное сокращение урожаев в 2024 году из-за неблагоприятных погодных условий. Но влияли и внешние факторы, в частности, расширение доступа украинских производителей к рынку ЕС с начала полномасштабного вторжения.

В периоды, когда внутренние факторы неблагоприятны, относительно близкие цены на продовольствие в странах-соседях стимулируют импорт этих товаров. С одной стороны, более высокий импорт усиливает давление на международные резервы и ограничивает возможности отечественных производителей. С другой стороны, это позволяет сдерживать рост внутренних цен и в целом делает их более стабильными.

Итак, активная интеграция украинского продовольственного рынка в европейский имеет как свои преимущества в форме стабилизации цен, так и вызовы, требующие решения внутренних структурных проблем с целью обеспечения продовольственной и макрофинансовой устойчивости.

Шторм и якорь: адаптивность к шокам и устоявшийся уровень инфляционных ожиданий предприятий в Украине.

Инфляционные ожидания играют ключевую роль в формировании монетарной политики центрального банка. Они влияют на решения экономических агентов по потреблению, инвестициям и сбережениям, в значительной степени определяют поведение предприятий относительно ценообразования.

Хорошо заякоренные ожидания повышают эффективность монетарной политики, что позволяет центробанку мягче реагировать на негативные шоки со стороны спроса и на временные шоки со стороны предложения. Разбалансированные ожидания требуют более быстрой и мощной реакции, чтобы заверить в готовности привести инфляцию к цели.

Хотя оценки степени заякорения инфляционных ожиданий предприятий в Украине свидетельствуют о сохранении умеренной чувствительности ожиданий к ценовым всплескам, устоявшийся уровень ожиданий – так называемый «якорь» – существенно вырос после пандемии и начала полномасштабного вторжения. Он достиг двузначного уровня – около 11,5 %.

Продолжительное расхождение между «якорем» ожиданий и целью НБУ, обусловленной инфляционной «памятью», долларизацией и военными шоками, затрудняет обеспечение ценовой стабильности. В то же время НБУ, сохраняя гибкость в реагировании на вызовы, придерживается прозрачной и последовательной монетарной политики, направленной на достижение 5 % инфляционной цели. Как свидетельствует мировой опыт, соблюдение такой политики в долгосрочной перспективе позволит добиться устойчивого заякорения ожиданий на уровне цели.

Монетарный ответ на геополитические шоки: как валютные интервенции могут смягчить инфляционное давление?

Геополитические шоки стали новым постоянным признаком глобальной среды. Они влияют на экономику стран как через прямые финансовые, так и косвенные каналы спроса и предложения, повышая уровень неопределенности. Это усложняет проведение монетарной политики, поскольку для центральных банков ощутимо обостряется классическая дилемма: сдерживать рост инфляции или поддерживать угнетенную экономическую активность.

Наличие валютных интервенций в арсенале инструментов центрального банка позволяет гибко реагировать на внешние шоки и эффективнее балансировать между целями ценовой стабильности и поддержания экономической активности. Интервенции помогают ограничить перенос внешних шоков на внутренние цены через каналы обменного курса и инфляционные ожидания. В то же время они позволяют центробанкам проводить более мягкую процентную политику, не углубляя спад в экономике.

Это подчеркивает целесообразность гибкого внедрения консистентной композиции разных монетарных инструментов в условиях геополитической турбулентности. В то же время эффективность интервенций значительно зависит от достаточного уровня международных резервов, а значит, требует тщательной оценки масштаба, продолжительности и экономических последствий геополитических шоков. Последовательность, прозрачность и оперативное реагирование остаются ключевыми принципами эффективной монетарной политики в новой геоэкономической реальности.

НБУ

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
04.08.2025
Остаток денежных средств по программе частичной компенсации стоимости сельхозтехники на 30.07.2025
Больше по теме: Спецтема «Гранты и МТП: учет и налоговые последствия» Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о Госбюджете на 2025 год и распоряжениями КМУ от 14.02.2025 № 120 «Некоторые вопросы распределения денежных ...
04.08.2025
Что такое открытый банкинг и что изменяется с 1 августа
Что такое открытый банкинг, как он будет работать и что это даст украинцам – рассказал заместитель Председателя НБУ Алексей Шабан.  Больше по теме: Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики? Финмониторинг от НБУ: как банки выявляют схемы уклонения от уплаты налогов? Что такое открыты...
01.08.2025
Уже отменено 795 решений МСЭК в отношении должностных лиц
Минздрав вместе с правоохранительными органами системно проверяет решения, согласно которым медико-социальные экспертные комиссии устанавливали инвалидность должностным лицам. Только за последний месяц количество рассмотренных дел значительно возросло: по состоянию на 25 июля 2025 года Центром ...
Лучшие материалы