Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какова будет инфляция до конца года: прогноз НБУ

Аналитика
04.08.2025

По базовому сценарию прогноза НБУ, инфляция снизится до однозначного уровня уже в конце этого года и в дальнейшем будет направлена к цели 5 %, которой достигнет в 2027 году. Рост экономики в этом году замедлится до 2,1 %, а в последующие годы ускорится до 2–3 % в год.

Базовый сценарий прогноза НБУ основан на предположении о медленном возвращении экономики к нормальным условиям функционирования и учитывает сохранение существенных расходов бюджета на оборону в 2026 году и потребность в значительных объемах внешнего финансирования на прогнозном горизонте. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за июль 2025 года.

НБУ прогнозирует заметное снижение инфляции до конца года и дальнейшее движение к цели 5 %

Локальный инфляционный пик, как и ожидалось, пройден в мае (15,9 %), в июне инфляция ощутимо замедлилась (14,3 %). В июле она может несколько возрасти из-за неблагоприятного влияния погодных условий на цены продуктов питания, но в дальнейшем вернется на траекторию устойчивого снижения. Ожидается, что в 2025 году инфляция снизится до 9,7 %, в 2026 году – до 6,6 %, а в 2027-м – до цели НБУ 5 %.

Базовая инфляция будет замедляться на прогнозном горизонте, прежде всего, благодаря мерам монетарной политики НБУ. Продовольственная инфляция тоже будет снижаться за счет постепенного наращивания урожая и расширения предложения продуктов питания. В то же время административно регулируемая инфляция будет достаточно высокой на прогнозном горизонте как из-за повышения акцизов в рамках выполнения евроинтеграционных обязательств, так и из-за объективных потребностей в корректировке тарифов жилищно-коммунального хозяйства в последующие годы. Это, соответственно, будет побуждать НБУ удерживать другие компоненты инфляции, в том числе базовой, на более низких нежели инфляционная цель уровнях для достижения цели по общей инфляции 5 %.

НБУ будет сохранять достаточно жесткие монетарные условия столько, сколько потребуется, чтобы обеспечить постоянное снижение инфляции до 5 % на горизонте политики

Ужесточение процентной политики и удержание учетной ставки на уровне 15,5 % способствовали росту доходности срочных гривневых депозитов и ОВГЗ, что оживило интерес населения к этим инструментам. В то же время такие шаги НБУ оказали нейтральное влияние на кредитование, которое устойчиво растет благодаря высокой конкуренции банков за качественных заемщиков.

В соответствии с базовым сценарием прогноза НБУ снижение учетной ставки начнется не раньше IV квартала 2025 года. НБУ будет учитывать изменения в балансе рисков и перейдет к циклу смягчения процентной политики только тогда, когда убедится, что нет угроз для устойчивого замедления инфляции к цели на горизонте политики, который ограничивается тремя годами.

В 2025–2027 годах экономика будет расти темпами 2–3 % в год

По прогнозу НБУ, экономика в этом году вырастет на 2,1 % благодаря мягкой фискальной политике, устойчивому внутреннему спросу и меньшему, чем в прошлом, дефициту электроэнергии. В то же время такие темпы будут ниже, чем в прошлом году (2,9 %). Это следствие дальнейшего разрушения производственных мощностей, инфраструктуры и жилья, углубления негативных миграционных тенденций и влияния неблагоприятных погодных условий и климатических изменений на урожаи.

Базовый сценарий прогноза НБУ предусматривает медленную нормализацию условий для экономической деятельности, поэтому рост экономики в 2026 году ускорится только до 2,3 %. Дефицит бюджета все еще будет оставаться значительным, учитывая риски безопасности, поэтому фискальные стимулы и в дальнейшем будут фундаментом экономического восстановления.

В 2027 году реальный ВВП вырастет почти на 3 % благодаря оживлению инвестиций и потребления. Государственная поддержка экономики будет снижаться, поэтому роль главного движителя экономического роста будут выполнять частные инвестиции. Потребление будет расти на фоне дальнейшего роста реальных зарплат и постепенного возвращения мигрантов в Украину.

Устойчивый спрос на работников будет поддерживать снижение безработицы и рост зарплат

Ожидается, что безработица будет постепенно уменьшаться и закрепится на уровне ниже 10 % к концу 2027 года благодаря высокому спросу на рабочих. Темпы роста зарплат и дальше будут опережать инфляцию, однако несколько снизятся по сравнению с прошлым годом, учитывая постепенное уменьшение диспропорций на рынке труда и активизацию неценовой конкуренции работодателей за работников. По прогнозу НБУ, реальные зарплаты в 2025 и 2026 годах будут расти примерно на 5 % в год, а в 2027 году – еще почти на 4 %.

Дефицит бюджета будет финансироваться из неэмиссионных источников

Учитывая значительные оборонные потребности, дефицит бюджета в 2025 году будет существенным – на уровне 22 % ВВП. В последующие два года бюджетные расходы останутся высокими как из-за необходимости поддержки обороноспособности, так и потребности в восстановлении. Дефицит бюджета в 2026 году будет снижаться медленно – до 19 % ВВП, но в 2027 году фискальная консолидация ускорится (дефицит на уровне 12 % ВВП).

Ожидается, что бюджетные расходы будут финансироваться за счет международной помощи и собственных неэмиссионных источников. Кроме того, поступление в текущем году рекордных объемов внешней поддержки (54 млрд долл. США) позволит сформировать буфер валютной ликвидности на следующий год. Потребности во внешнем финансировании в 2026–2027 годах в базовом сценарии оцениваются в 35 млрд долл. США и 30 млрд долл. США соответственно. Треть этих средств имеет подтвержденные источники финансирования.

Международные резервы будут оставаться достаточными для обеспечения устойчивости валютного рынка: в 2025 году – 53,7 млрд долл. США, в 2026 году – 44,7 млрд долл. США, а в 2027 году – 45,2 млрд долл. США.

Альтернативный сценарий прогноза: быстрая нормализация

Альтернативный сценарий исходит из предположения о более быстром (по сравнению с базовым) снижении рисков безопасности. В таких условиях существенное сокращение бюджетного дефицита произойдет уже в 2026 году (до около 13 % ВВП) и будет продолжаться в 2027 году (до 7 % ВВП). Потребности во внешнем финансировании для поддержки обороноспособности будут ниже.

Оживление частного потребления и инвестиционного спроса нивелирует эффекты от фискальной консолидации и темпы восстановления экономики ускорятся до 3–3,5 % в 2026–2027 годах. Траектория снижения инфляции будет близка к базовому сценарию прогноза – приведение инфляции к цели 5 % ожидается в 2027 году. Так, ускоренная корректировка тарифов на коммунальные услуги компенсируется меньшей базовой инфляцией благодаря более низким производственным расходам предприятий. Так что смягчение процентной политики в обоих сценариях будет происходить примерно одинаковыми темпами.

Прогноз уровня международных резервов не существенно отличается в базовом и альтернативном сценариях прогноза. Последний предусматривает резервы на уровне 45,3 млрд долл. США на конец 2026 года и 43,6 млрд долл. США – по итогам 2027 года. Ожидается, что меньший структурный дефицит валюты в частном секторе позволит минимизировать эффекты сокращения внешнего финансирования.

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в июльском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем:

Украина и ЕС: конвергенция цен на продовольственные товары

В последние годы цены на продовольственные товары в Украине сблизились с уровнем цен в странах ЕС. Этот процесс продолжался в течение последнего десятилетия, но был временно скорректирован вследствие ослабления гривни по отношению к евро в 2023 и 2024 годах, когда на фоне логистических осложнений стоимость украинских продуктов в евро-эквиваленте снизилась. Однако уже в первой половине 2025 года конвергенция возобновилась – цены на отдельные продовольственные товары в Украине снова начали приближаться к польским и кое-где превысили уровень стран-соседей (Румынии, Словакии и Турции). Среди внутренних факторов такую динамику обусловило значительное сокращение урожаев в 2024 году из-за неблагоприятных погодных условий. Но влияли и внешние факторы, в частности, расширение доступа украинских производителей к рынку ЕС с начала полномасштабного вторжения.

В периоды, когда внутренние факторы неблагоприятны, относительно близкие цены на продовольствие в странах-соседях стимулируют импорт этих товаров. С одной стороны, более высокий импорт усиливает давление на международные резервы и ограничивает возможности отечественных производителей. С другой стороны, это позволяет сдерживать рост внутренних цен и в целом делает их более стабильными.

Итак, активная интеграция украинского продовольственного рынка в европейский имеет как свои преимущества в форме стабилизации цен, так и вызовы, требующие решения внутренних структурных проблем с целью обеспечения продовольственной и макрофинансовой устойчивости.

Шторм и якорь: адаптивность к шокам и устоявшийся уровень инфляционных ожиданий предприятий в Украине.

Инфляционные ожидания играют ключевую роль в формировании монетарной политики центрального банка. Они влияют на решения экономических агентов по потреблению, инвестициям и сбережениям, в значительной степени определяют поведение предприятий относительно ценообразования.

Хорошо заякоренные ожидания повышают эффективность монетарной политики, что позволяет центробанку мягче реагировать на негативные шоки со стороны спроса и на временные шоки со стороны предложения. Разбалансированные ожидания требуют более быстрой и мощной реакции, чтобы заверить в готовности привести инфляцию к цели.

Хотя оценки степени заякорения инфляционных ожиданий предприятий в Украине свидетельствуют о сохранении умеренной чувствительности ожиданий к ценовым всплескам, устоявшийся уровень ожиданий – так называемый «якорь» – существенно вырос после пандемии и начала полномасштабного вторжения. Он достиг двузначного уровня – около 11,5 %.

Продолжительное расхождение между «якорем» ожиданий и целью НБУ, обусловленной инфляционной «памятью», долларизацией и военными шоками, затрудняет обеспечение ценовой стабильности. В то же время НБУ, сохраняя гибкость в реагировании на вызовы, придерживается прозрачной и последовательной монетарной политики, направленной на достижение 5 % инфляционной цели. Как свидетельствует мировой опыт, соблюдение такой политики в долгосрочной перспективе позволит добиться устойчивого заякорения ожиданий на уровне цели.

Монетарный ответ на геополитические шоки: как валютные интервенции могут смягчить инфляционное давление?

Геополитические шоки стали новым постоянным признаком глобальной среды. Они влияют на экономику стран как через прямые финансовые, так и косвенные каналы спроса и предложения, повышая уровень неопределенности. Это усложняет проведение монетарной политики, поскольку для центральных банков ощутимо обостряется классическая дилемма: сдерживать рост инфляции или поддерживать угнетенную экономическую активность.

Наличие валютных интервенций в арсенале инструментов центрального банка позволяет гибко реагировать на внешние шоки и эффективнее балансировать между целями ценовой стабильности и поддержания экономической активности. Интервенции помогают ограничить перенос внешних шоков на внутренние цены через каналы обменного курса и инфляционные ожидания. В то же время они позволяют центробанкам проводить более мягкую процентную политику, не углубляя спад в экономике.

Это подчеркивает целесообразность гибкого внедрения консистентной композиции разных монетарных инструментов в условиях геополитической турбулентности. В то же время эффективность интервенций значительно зависит от достаточного уровня международных резервов, а значит, требует тщательной оценки масштаба, продолжительности и экономических последствий геополитических шоков. Последовательность, прозрачность и оперативное реагирование остаются ключевыми принципами эффективной монетарной политики в новой геоэкономической реальности.

НБУ

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
21.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС изменила План-график: какие отрасли и регионы будут проверять больше всего Актуальные вопросы касательно оцифровки трудовых книжек: разъяснение ПФУ Кабмин запускает новый модуль управления рисками для проверок бизнеса Правила заполнения трудовых книжек...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
24.10.2025
Что задекларировано в Отчетах о КИК за 2024 год: обзор от ГНС
Ознакомьтесь с аналитикой по контролируемым опрециям 2024 года. Отчеты сданы, статистика по ним готова.  Больше по теме: Как заполнить приложение КІК КИК-отчетность: подача физлицами К началу октября налогоплательщики направили в ГНС 2 797 отчетов о контролируемых операциях за 2024 год. Это н...
24.10.2025
Учетная ставка НБУ сохранена на уровне 15,5 %
Такое решение НБУ учитывает, что, несмотря на снижение инфляции в последние месяцы, инфляционные ожидания остаются высокими, а проинфляционные риски связанные, в частности, с ростом энергодефицита и бюджетных потребностей, усилились.  Больше по теме: Валютные послабления от НБУ: дивиденды за 2...
22.10.2025
Кабмин расширил сферы хозяйственной деятельности по закупкам для восстановления критической инфраструктуры
Расширен перечень СХ, которые могут осуществлять закупки для строительства, ремонта и т. п. путем заключения договора без проведения открытых торгов или электронного каталога. Кого это касается? Больше по теме: Положение о закупке, учете и списании горючего на предприятии Тендерное обеспечение в п...
Лучшие материалы