Рекомендации по подготовке проектов решений органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов
В соответствии с требованиями статьи 10 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю, кроме земельного налога за лесные земли), а также в пределах полномочий, определенных НКУ, решают вопросы в соответствии с требованиями закона об установлении налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и установление сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора и земельного налога за лесные земли.
В соответствии с требованиями пункта 10.4 статьи 10 НКУ, установленные местных налогов и сборов, не предусмотренных НКУ, запрещается.
Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, в пределах своих полномочий принимают решения об установлении местных налогов и сборов (п. 12.3 ст.12 НКУ).
Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном НКУ.
В то же время по результатам анализа проектов регуляторных актов об установлении местных налогов и сборов, поступающих в Государственную регуляторной службы Украины, установлено, что проекты решений не в полной мере согласуются с требованиями НКУ.
Итак, рекомендуем при подготовке проектов решений об установлении местных налогов и сборов:
- определять все обязательные элементы, определенные статьей 7 НКУ с соблюдением критериев, установленных разделом XII НКУ для соответствующего местного налога или сбора (пп. 12.3.2 п. 12.3 ст. 12 НКУ);
- не устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов (пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 НКУ);
- устанавливать фиксированные ставки единого налога для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц (п. 293.2 ст. 293 НКУ);
- обратить внимание на то, что ставки для плательщиков единого налога третьей и четвертой групп установленные нормами НКУ и не требуют дополнительного урегулирования решениями местных советов (ст. 293 НКУ);
- соблюдать требования подпункта 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 НКУ в части объектов, не являющихся объектами налогообложения при установлении ставок налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
- учитывать при установлении льгот по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, что льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов, а льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения (пп. 266.4.2 п. 266.4 ст. 266 НКУ);
- устанавливать ставки земельного налога в пределах предельных размеров, установленных статьей 274 (для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения) и статьей 277 НКУ (для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена)
- соблюдать требования статьи 282 НКУ, которой определен перечень льгот по уплате земельного налога для юридических лиц и статьи 283 НКУ, которой определен перечень земельных участков, которые не подлежат налогообложению земельным налогом.
Также обращаем внимание разработчиков на необходимость соблюдения требований Методики проведения анализа влияния регуляторного акта, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2004 № 308 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 16.12.2015 № 1151) при разработке проектов регуляторных актов.
www.drs.gov.ua
Комментарии к материалу