Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Рекомендации по подготовке проектов решений органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов

22.05.2020

В соответствии с требованиями статьи 10 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю, кроме земельного налога за лесные земли), а также в пределах полномочий, определенных НКУ, решают вопросы в соответствии с требованиями закона об установлении налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и установление сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора и земельного налога за лесные земли.

В соответствии с требованиями пункта 10.4 статьи 10 НКУ, установленные местных налогов и сборов, не предусмотренных НКУ, запрещается.

Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, в пределах своих полномочий принимают решения об установлении местных налогов и сборов (п. 12.3 ст.12 НКУ).

Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном НКУ.

В то же время по результатам анализа проектов регуляторных актов об установлении местных налогов и сборов, поступающих в Государственную регуляторной службы Украины, установлено, что проекты решений не в полной мере согласуются с требованиями НКУ.

Итак, рекомендуем при подготовке проектов решений об установлении местных налогов и сборов:

  • определять все обязательные элементы, определенные статьей 7 НКУ с соблюдением критериев, установленных разделом XII НКУ для соответствующего местного налога или сбора (пп. 12.3.2 п. 12.3 ст. 12 НКУ);
  • не устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов (пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 НКУ);
  • устанавливать фиксированные ставки единого налога для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, в расчете на календарный месяц (п. 293.2 ст. 293 НКУ);
  • обратить внимание на то, что ставки для плательщиков единого налога третьей и четвертой групп установленные нормами НКУ и не требуют дополнительного урегулирования решениями местных советов (ст. 293 НКУ);
  • соблюдать требования подпункта 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 НКУ в части объектов, не являющихся объектами налогообложения при установлении ставок налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • учитывать при установлении льгот по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, что льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой и нежилой недвижимости, для физических лиц определяются исходя из их имущественного положения и уровня доходов, а льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов нежилой недвижимости, устанавливаются в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения (пп. 266.4.2 п. 266.4 ст. 266 НКУ);
  • устанавливать ставки земельного налога в пределах предельных размеров, установленных статьей 274 (для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения) и статьей 277 НКУ (для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена)
  • соблюдать требования статьи 282 НКУ, которой определен перечень льгот по уплате земельного налога для юридических лиц и статьи 283 НКУ, которой определен перечень земельных участков, которые не подлежат налогообложению земельным налогом.

Также обращаем внимание разработчиков на необходимость соблюдения требований Методики проведения анализа влияния регуляторного акта, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2004 № 308 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 16.12.2015 № 1151) при разработке проектов регуляторных актов.

www.drs.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
04.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 1 ноября начинают действовать новые правила оформления и продления отсрочек от мобилизации Президент подписал законы о продлении военного положения и общей мобилизации Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления п...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
06.11.2025
Одобрена концепция регулирования рынка виртуальных активов
Совет по финансовой стабильности отметил риски повышенного налогообложения банков и одобрил концепцию регулирования рынка виртуальных активов. Что за Концепция и на что она будет влиять? Больше по теме: Банковская тайна: имеют ли доступ налоговики? Совет по финансовой стабильности (далее ...
05.11.2025
Инновационные стартапы сферы энергетики: кто может принять участие
Новая акселерационная программа Free Electrons 2026 поддерживает стартапы, создающие инновации для энергетического перехода (clean energy transition), и помогает им выйти на глобальный рынок. Больше по теме: Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Учет грантов и международной ...
05.11.2025
Бизнес сохранил положительные оценки деловой активности: аналитика НБУ
Сдерживающее влияние на экономическую активность предприятий оказали рост интенсивности обстрелов, разрушений энергетической инфраструктуры, логистики и производств, энергодефицит, значительные затраты бизнеса на восстановление, оплату труда и энергоресурсы, а также сохранение дефицита рабочей силы....
Лучшие материалы