Пути урегулирования споров между соседями-землевладельцами
Правила добрососедства между землевладельцами являются важными нормами поведения, способствующими мирному и эффективному сосуществованию соседей. Такие правила предназначены для предотвращения конфликтов, защиты прав собственности, эффективного использования ресурсов и поддержания гармоничной атмосферы в обществе.
Если соседям не удается самостоятельно разрешить земельный спор, найти компромиссный вариант решения проблемы соблюдения правил добрососедства, то действующим законодательством предусмотрены другие возможности разрешения такого спора.
Нормативно-правовая база:
Конституция Украины, Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Закон от 21.05.1997 № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», Закон от 16.11.2021 № 1875-IX «О медиации».
В чем заключается добрососедство?
Права собственников и пользователей земельных участков:
- владеть, пользоваться, распоряжаться земельным участком по собственному усмотрению;
- защита своего личного неимущественного или имущественного права и интереса.
Обязанность собственников и пользователей земельных участков:
- выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется меньше неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т. п.);
- не использовать земельные участки способами, не позволяющими собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое влияние);
- сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установка, хранение граничных знаков и т. п.).
То есть соседи обязаны осуществлять любую разрешенную деятельность на своих участках, не нарушая права на землю друг друга, и придерживаться при этом принципа сотрудничества в направлении улучшения общих качественных характеристик земли.
Урегулирование земельных споров:
1. Путем медиации
Что такое медиация?
Медиация – это структурированный процесс переговоров, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, организует и управляет диалогом между участниками конфликта.
Медиация является добровольным процессом, поэтому важно, чтобы обе стороны спора были согласны на этот метод разрешения конфликта.
Кто такой медиатор?
Медиатор – специально подготовленное нейтральное, независимое, беспристрастное физическое лицо, проводящее медиацию.
Стороны медиации самостоятельно выбирают медиатора (медиаторов) и/или субъекта, обеспечивающего проведение медиации.
Что делает медиатор?
В основные обязательства медиатора входит, в частности:
- обеспечение нейтральности и беспристрастности;
- сохранение конфиденциальности информации, полученной при подготовке и проведении медиации;
- организация и проведение сессий медиации; ведение переговоров между сторонами, направленных на разрешение земельного спора;
- содействие конструктивному диалогу между сторонами, помощь в определении основных вопросов и поиске взаимоприемлемых решений.
2. Органами местного самоуправления
Кто рассматривает?
Земельные споры рассматриваются органами местного самоуправления (областные, районные советы, Киевский и Севастопольский городские советы, сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, районные в городах совета, территориальные общины) по месту нахождения земельных участков.
Каков порядок рассмотрения?
Одной из сторон необходимо обратиться с заявлением о разрешении земельного спора в орган местного самоуправления, которое должно быть рассмотрено в недельный срок со дня подачи заявления. Такие споры рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны быть заранее уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. При отсутствии одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствии официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное отложение рассмотрения спора может иметь место только по уважительным причинам. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.
Что должен сделать орган местного самоуправления?
Комиссия при органе местного самоуправления рассматривает земельные споры, в частности, относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, соблюдения гражданами правил добрососедства, и по результатам рассмотрения такого земельного спора органом местного самоуправления готовится решение о разрешении земельного спора, в котором изложены условия. обследования, рекомендации и заключение комиссии.
В решении органа местного самоуправления определяется порядок его выполнения. Решение передается сторонам в трехдневный срок со дня принятия и вступает в силу с момента его принятия. Обжалование указанных решений в суде приостанавливает их исполнение.
Выполнение решения относительно земельных споров осуществляется органом, который принял это решение. Выполнение решения относительно земельных споров может быть приостановлено или его срок может быть продлен судом.
Какие права сторон?
Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать из них выписки, участвовать в рассмотрении земельного спора, подавать документы и другие доказательства, осуществлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения относительно земельного спора и, в случае несогласия с этим решением, обжаловать его.
3. Судом
Когда обращаться в суд?
Обращаться в суд следует тогда, когда:
- стороны не могут добиться согласия путем переговоров или медиации;
- граждане не согласны с решением органа местного самоуправления относительно разрешения земельного спора;
- спор возник относительно владения, использования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц.
Что может сделать суд?
Судья, осуществляя правосудие, независим и руководствуется верховенством права.
После прохождения соответствующих процессуальных процедур суд оценивает все факты и принимает решение именем Украины, которое является обязательным к исполнению.
Например, суд может принять следующие решения:
- определение границ земельного участка:
- если между сторонами возник спор относительно границ земельных участков, суд может назначить экспертизу для их точного определения. После этого будет принято решение о правомерности владения той или иной частью земли;
- признание права собственности:
- суд может подтвердить или признать право собственности на земельный участок одной из сторон, если были нарушения или противоречия относительно правовых документов или регистрации права собственности;
- обязательство устранить нарушение прав:
- если одна из сторон нарушила права соседа (например, заняла часть его земельного участка, построила сооружение на его территории), суд может обязать нарушителя устранить эти нарушения, включая снос незаконных зданий или возврат участка;
- компенсация ущерба:
- если из-за действий одной из сторон другой стороне был причинен материальный ущерб (например, разрушение зданий, порча урожая, загрязнение земель), суд может постановить выплату компенсации за нанесенный ущерб.
Уполномоченный ВРУ по правам человека
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу