При определении арендной платы после окончания льготы следует учитывать индекс инфляции – Верховный Суд
При определении размера арендной платы после окончания льготного периода следует учитывать индекс инфляции за указанный период, поскольку временная отмена арендной платы не останавливает инфляционные процессы, которые в течение такого периода объективно происходили в государстве.
Суть спора. Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины (далее – Истец) обратилось в Хозяйственный суд Донецкой области с иском к Обществу (далее – Ответчик) о взыскании задолженности и пени по договору аренды целостного имущественного комплекса.
Решением Хозяйственного суда Донецкой области от 24.05.2023, оставленным без изменений постановлением Восточного апелляционного хозяйственного суда от 17.10.2023, удовлетворены исковые требования по части взыскания основного долга арендной платы, частично удовлетворено в заявленной к взысканию пене; в удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Апелляционный хозяйственный суд отметил, что освобождение на основании Закона от 02.09.2014 № 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» (далее – Закон № 1669) ответчика в течение определенного периода времени от обязанности уплаты арендной платы никоим образом не касаются размера такой платы на момент, когда такая обязанность была возобновлена. Поддержка государства субъектов хозяйствования, которые в результате террористических действий оказались в неблагоприятных условиях, проявлялась именно в предоставлении им льгот (в данном случае освобождении от обязанности уплаты арендной платы в течение определенного периода времени), однако Закон № 1669 не содержит положений, которые бы изменяли порядок расчета арендной платы после окончания срока предоставленной льготы и во время ее действия. Указанная льгота заключалась только в освобождении на определенный период времени от обязанности уплачивать арендную плату, при этом не влияла на ее размер и не останавливала индексацию такого размера.
Постановлением Объединенной палаты Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда от 30.08.2024 поддержана позиция судов первой и апелляционной инстанции.
Верховный Суд отметил, что ст. 7 Закона № 1669 законодатель предусматривал предоставление субъектам, на которые распространяется действие настоящей статьи, только временной льготы в виде освобождения от уплаты арендной платы, и не предусматривал предоставить таким субъектам иную льготу в виде снижения размера арендной платы на будущее, что будет носить постоянный характер. Поэтому при определении размера арендной платы после окончания льготного периода следует учитывать индекс инфляции за указанный период, поскольку временная отмена арендной платы не останавливает инфляционные процессы, которые в течение такого периода объективно происходили в государстве. Такое толкование будет соответствовать также назначению природы индексации арендной платы в качестве компенсации арендодателю потерь от обесценивания денежных средств за соответствующий период, что происходило в силу объективных процессов в течение спорного периода.
С полным текстом постановления Верховного Суда от 30.08.2024 по делу № 905/1137/20 можно ознакомиться по ссылке.
Восточный апелляционный хозяйственный суд
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу