Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

По результатам публичной закупки можно неоднократно изменять цену, но не более чем на 10 % – Верховный Суд

02.04.2024

Во время действия договора о закупке стороны могут неоднократно изменять цену товара в сторону увеличения при наличии условий, установленных в ст. 652 Гражданского кодекса (далее – ГК) и п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), однако общее увеличение такой цены не должно превышать 10 % цены товара, которая была определена сторонами при заключении договора по результатам процедуры закупки. 

Об этом говорится в постановлении Большой Палаты Верховного Суда. 

По обстоятельствам дела прокурор обратился в суд с иском к энергопоставщику о признании недействительными дополнительных соглашений к договору о поставке электрической энергии потребителю, заключенному по результатам проведения публичной закупки на веб-сайте «Prozorro», а также взыскания безосновательно полученных денежных средств. 

Прокурор отмечал, что вследствие заключения в течение апреля – октября 2021 года указанных дополнительных соглашений реальная стоимость 1 кВт/ч электрической энергии выросла на 1,48 грн (т. е. на 92 %), а ее объем уменьшился на 355 154,9531 кВт/ч (т. е. на 46,57 %). Это привело к полному нивелированию результатов тендерной закупки. 

Суды первой и апелляционной инстанций учредили, что нет оснований полагать, что дополнительные соглашения заключены с нарушением требований ст. 41 Закона № 922 и отказали в удовлетворении исковых требований полностью. 

Рассматривая это дело, Большая Палата ВС отметила, что по системному толкованию норм ГК, Хозяйственного кодекса и Закона № 922 ясно, что цена товара является существенным условием договора о закупке. Изменение цены товара в договоре о закупке после исполнения продавцом обязательства по передаче такого товара в собственность покупателя не допускается.

Изменение цены товара в сторону увеличения передачи его в собственность покупателя по договору о закупке возможно в случае увеличения цены такого товара на рынке, если стороны договора об указанном условии договорились. Если стороны договора об этом условии не договаривались, то изменение цены товара в сторону увеличения в случае роста цены такого товара на рынке возможно только если это привело к существенному изменению обстоятельств в порядке ст. 652 ГК, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это предусмотреть, они бы не заключили договор или заключили его на других условиях. 

Также БП ВС отметила, что в любом случае цена за единицу товара не может быть увеличена более чем на 10 % от цены товара, определенной сторонами в договоре по результатам процедуры закупки, независимо от количества и сроков изменения цены в течение срока действия договора . То есть, во время действия договора о закупке стороны могут неоднократно изменять цену товара в сторону увеличения при наличии условий, установленных в ст. 652 ГК и п. 2 ч. 5 ст. 41 Закона № 922, однако общее увеличение такой цены не должно превышать 10 % цены товара, которая была определена сторонами при заключении договора по результатам процедуры закупки. 

В противном случае не достигается цель Закона № 922, которая заключается в обеспечении эффективного и прозрачного осуществления закупок, создании конкурентной среды в сфере публичных закупок, предотвращении проявлений коррупции в этой сфере и развития добросовестной конкуренции, поскольку продавцы для победы могут во время проведения процедуры закупки предлагать цену товара ниже рыночной, а в дальнейшем, после заключения договора о закупке, требовать увеличить эту цену, мотивируя это колебаниями цены такого товара на рынке. 

По этому делу стороны подписали еще 12 дополнительных соглашений, согласно которым произошло общее увеличение цены за единицу электрической энергии на 92 % от первоначальной цены товара, определенной сторонами при заключении договора о закупке. 

Учитывая изложенные выводы, Большая Палата ВС считает, что дополнительные соглашения к договору о поставке электрической энергии противоречат приведенным нормам ГК и Закона № 922, поэтому подлежат признанию недействительными. 

Также поскольку указанные дополнительные соглашения недействительны и не порождают правовых последствий, правоотношения между истцом и ответчиком относительно цены электрической энергии, поставленной по договору, должны регулироваться приложением № 1 «Договорная цена», подписанным сторонами при заключении указанного договора. 

Следовательно, стоимость поставленной ответчиком электрической энергии составляет 1 121 772,32 грн. Однако потребитель за указанный объем потребленной электрической энергии уплатил 1 595 530,62 грн. 

Денежные средства в сумме 473 758,30 грн являются безосновательно полученными ответчиком, основание их приобретения отпало и ответчик обязан вернуть их потребителю по предписаниям ст. 216 и 1212 ГК. 

Постановление БП ВС от 24.01.2024 по делу № 922/2321/22 (производство № 12-57гс23). 

Верховный Суд


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели В Украине возобновится обязательная подача статистической отчетности ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 13.06.2025 Внесены изменения в Правила организации статистической отчетности Изменены Критерии важных предприятий с целью ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
27.06.2025
Особенности освобождения документов от легализации и апостилирования
Освобождение официальных документов от требования легализации или иного дополнительного удостоверения (апостиля) на основании соответствующих положений международных договоров Украины не отменяет требования о предоставлении заверенного перевода документа на официальный язык государства, на территори...
27.06.2025
Как работает программа компенсации 25 % стоимости украинской сельхозтехники
Программа действует в соответствии с постановлением КМУ от 01.03.2017 № 130 и является одним из инструментов реализации политики «Сделано в Украине», направленной на поддержку внутреннего производства, локализацию и развитие промышленного потенциала. Больше по теме: Компенсация от госуд...
27.06.2025
Что означают новые статусы в Резерв+ и как действовать в некоторых случаях
В приложении «Резерв+» появляются разные статусы относительно воинского учета. Рассмотрим, что они означают и как надо действовать. Больше по теме: Перечень документов, которые оформляются юридическим лицом для ведения воинского учета Представлять ли отчет о забронированных военнообяза...
Лучшие материалы