Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Основные принципы обеспечения кибербезопасности Украины


Для реализации государственной политики относительно защиты в киберпространстве государственных информационных ресурсов и информации принят Закон от 05.10.17 г. № 2163-VIII «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины» (далее – Закон № 2163, вступил силу с 09.05.18 г.). Этот Закон стал основой развития государственной системы защиты от сетевых угроз. Обзор основных его положений – цель этой консультации.


Юридические аспекты

Законом № 2163 определены правовые и организационные принципы обеспечения защиты национальных интересов Украины в киберпространстве, основные цели, направления и принципы государственной политики в сфере кибербезопасности, а также полномочия и обязанности государственных органов в этой сфере, основные принципы координации их деятельности относительно обеспечения кибербезопасности.

Следует отметить, что Закон № 2163 не распространяется, в частности:

  • на отношения и услуги, связанные с содержанием информации, которая обрабатывается (передается, хранится) в коммуникационных и/или в технологических системах;
  • деятельность, связанную с защитой информации, которая представляет государственную тайну, коммуникационные и технологические системы, предназначенные для ее обработки;
  • социальные сети, частные электронные информационные ресурсы в сети Интернет (включая блог-платформы, видеохостинги, другие веб-ресурсы), если такие информационные ресурсы не содержат информации, необходимость защиты которой установлена законом, отношения и услуги, связанные с функционированием таких сетей и ресурсов;
  • коммуникационные системы, которые не взаимодействуют с публичными сетями электронных коммуникаций (электронными сетями общего пользования), не подключенные к сети Интернет и/или другим глобальным сетям передачи данных (кроме технологических систем).

Закон № 2163 вводит важные базовые понятия в отрасли киберзащиты и кибербезопасности и определяет права и обязанности государственных органов относительно кибербезопасности, хотя и дублирует положения Стратегии кибербезопасности Украины, утвержденной Указом Президента от 15.03.16 г. № 96/2016.

Обеспечивать безопасность в киберпространстве согласно ст. 5 Закона № 2163 будет сам гарант Конституции через:

  • возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны (СНБО);
  • Национальный координационный центр кибербезопасности как рабочий орган СНБО;
  • Кабмин и министерства.

В частности, Кабмин:

  • обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере кибербезопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов страны в киберпространстве, борьбу с киберпреступностью;
  • организовывает и обеспечивает необходимыми силами, средствами и ресурсами функционирование национальной системы кибербезопасности;
  • формирует требования и обеспечивает функционирование системы аудита информационной безопасности на объектах критической инфраструктуры (кроме объектов критической инфраструктуры в банковской системе Украины).

Субъекты национальной системы кибербезопасности

Согласно Закону № 2163 основными субъектами национальной системы кибербезопасности являются Госспецсвязи и защиты информации, Нацполиция, СБУ, Минобороны и Генштаб ВСУ, разведывательные органы, НБУ.

Субъектами, которые непосредственно осуществляют в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению кибербезопасности, являются:

  • министерства и другие центральные органы исполнительной власти;
  • местные государственные администрации;
  • органы местного самоуправления;
  • правоохранительные, разведывательные и контр­разведывательные органы, субъекты опера­тив­но-разыскной деятельности;
  • ВСУ, другие воинские формирования, созданные согласно закону;
  • НБУ;
  • предприятия, учреждения и организации, отнесенные к объектам критической инфраструктуры;
  • субъекты хозяйствования, граждане Украины и объединения граждан, другие лица, осуществляющие деятельность и/или предоставляющие услуги, связанные с национальными информационными ресурсами, информационными электронными услугами, осуществлением электронных сделок, электронными коммуникациями, защитой информации и киберзащитой.

Законом № 2163 определено, что субъекты обеспечения кибербезопасности в пределах своей компетенции осуществляют:

  • меры по предотвращению использования киберпространства в военных, разведывательно-подрывных, террористических и других противоправных и преступных целях;
  • выявление и реагирование на киберинциденты и кибератаки, устранение их последствий;
  • информационный обмен относительно реализованных и потенциальных киберугроз;
  • разработку и реализацию предупредительных, организационных, образовательных и других мероприятий в сфере кибербезопасности, киберобороны и киберзащиты;
  • обеспечение проведения аудита информационной безопасности, в том числе на подчиненных объектах и объектах, которые относятся к сферы их управления;
  • другие мероприятия по обеспечению развития и безопасности киберпространства.

Полномочия относительно киберзащиты

Закон № 2163 предлагает такое распределение функций и полномочий органов государственной власти в сфере киберзащиты.

Госспецсвязи и защиты информации будет осуществлять следующие функции:

  • киберзащита объектов критической информационной инфраструктуры;
  • координация деятельности других субъектов кибербезопасности;
  • обеспечение создания и функционирования национальной телекоммуникационной сети;
  • предотвращение, выявление и реагирование на киберинциденты и кибератаки и устранение их последствий;
  • информирование о киберугрозе и методах защиты от них;
  • обеспечение аудита информационной безопасности на объектах критической инфраструктуры, установление требований к аудиторам информационной безопасности, определение порядка их аттестации и переаттестации.

На Нацполицию возложена ответственность за предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие киберпреступлений.

Минобороны и Генштаб ВСУ обязаны обеспечивать кибероборону военных объектов, киберзащиту объектов критической инфраструктуры во время войны и чрезвычайного положения, а также отражать военную агрессию в киберпространстве.

СБУ в пределах своих полномочий обязана предупреждать, выявлять, прекращать и раскрывать преступления против мира и безопасности человечества в киберпространстве, бороться с кибер­терроризмом и кибершпионажем. Также СБУ предоставлены полномочия проводить тайные проверки объектов критической инфраструктуры.

Нацбанк определяется законом как регулятор по кибербезопасности в банковской сфере. Для этого он имеет право на установление в этой сфере собственных стандартов и организацию проверки их соблюдения. Но хотелось бы подчеркнуть, что сейчас это уже происходит – банковский сектор давно ввел международный стандарт защиты информации ISO-27001.

Более того, Нацбанк должен будет определить порядок, требования и мероприятия по обеспечению киберзащиты и информационной безопасности в банковской системе и для субъектов перевода средств. Для этого создается центр киберзашиты. Кроме того, создан реестр объектов критической информационной инфраструктуры в банковской системе. Вместе с тем будет проводиться оценка состояния киберзащиты и аудит информационной безопасности банков.

Объекты кибербезопасности

Киберзащите подлежат коммуникационные системы всех форм собственности, в которых обрабатываются национальные информационные ресурсы и которые используются в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и воинских формирований, в сферах электронного управления, электронных государственных услуг, электронной коммерции, электронного документооборота, а также объекты критической информационной инфраструктуры.

К последним могут быть отнесены предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности: в отрасли энергетики, химической промышленности, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, электронных коммуникаций, в банковском и финансовом секторах; в сферах водо-, газои электроснабжения, водоотведения, производства продуктов питания, сельского хозяйства, здравоохранения. Также к объектам критической информструктуры относятся коммунальные, аварийные и спасательные службы, стратегические предприятия, потенциально опасные производства.

Государственно-частное взаимодействие в сфере кибербезопасности

В сфере кибербезопасности предусмотрено государственно-частное взаимодействие. Так, система своевременного выявления, предупреждения и нейтрализации киберугроз может быть создана с привлечением волонтерских организаций. Предусмотрено повышение цифровой грамотности граждан и культуры безопасности поведения в киберпространстве. Запланирован обмен информацией о киберугрозе и координации команд реагирования на компьютерные чрезвычайные события. Для граждан, представителей промышленности и бизнеса создадут консультационные пункты. Кроме того, будет создана система подготовки кадров и повышения компетентности специалистов разных сфер деятельности по вопросам кибербезопасности.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 01.08.2025 С 6 августа ГНС изменяет квалифицированные сертификаты для подписания уведомлений: загрузите новые Кабмин предлагает изменения к Закону о бухучете относительно введения отчетности п...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
13.08.2025
Еврокомиссия обнародовала разъяснения для банков ЕС относительно платежей компаниям из прифронтовых регионов
Европейская комиссия опубликовала информационный бюллетень для банков стран ЕС, подготовленный Генеральным директоратом по финансовой стабильности, финансовым услугам и союзу рынков капитала (DG FISMA) с участием Представительства Украины при ЕС. Больше по теме: Финмониторинг от НБУ: как банки выяв...
13.08.2025
Какие гранты доступны украинскому МСБ в августе
В августе украинским предпринимателям доступны новые возможности: гранты, исследования и цифровые решения. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Бюджетные гранты: как применять разницы по налогу на прибыль Альянс устойчивости МСП, созданный на Ukraine Recovery Conference-2024 в Берлине, объединяет ре...
13.08.2025
Состояние кредитовых переводов бизнеса за первое полугодие 2025 года
В первом полугодии 2025 года бизнес и население активно осуществляли кредитовые и дебетовые переводы. Всего за это время осуществлено более 1,6 млрд платежных операций, инициированных с применением кредитового трансфера и прямого дебета (как в пределах Украины, так и трансграничных). Рассмотрим дета...
Лучшие материалы