Для реализации государственной политики относительно защиты в киберпространстве государственных информационных ресурсов и информации принят Закон от 05.10.17 г. № 2163-VIII «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины» (далее – Закон № 2163, вступил силу с 09.05.18 г.). Этот Закон стал основой развития государственной системы защиты от сетевых угроз. Обзор основных его положений – цель этой консультации.
Законом № 2163 определены правовые и организационные принципы обеспечения защиты национальных интересов Украины в киберпространстве, основные цели, направления и принципы государственной политики в сфере кибербезопасности, а также полномочия и обязанности государственных органов в этой сфере, основные принципы координации их деятельности относительно обеспечения кибербезопасности.
Следует отметить, что Закон № 2163 не распространяется, в частности:
Закон № 2163 вводит важные базовые понятия в отрасли киберзащиты и кибербезопасности и определяет права и обязанности государственных органов относительно кибербезопасности, хотя и дублирует положения Стратегии кибербезопасности Украины, утвержденной Указом Президента от 15.03.16 г. № 96/2016.
Обеспечивать безопасность в киберпространстве согласно ст. 5 Закона № 2163 будет сам гарант Конституции через:
В частности, Кабмин:
Согласно Закону № 2163 основными субъектами национальной системы кибербезопасности являются Госспецсвязи и защиты информации, Нацполиция, СБУ, Минобороны и Генштаб ВСУ, разведывательные органы, НБУ.
Субъектами, которые непосредственно осуществляют в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению кибербезопасности, являются:
Законом № 2163 определено, что субъекты обеспечения кибербезопасности в пределах своей компетенции осуществляют:
Закон № 2163 предлагает такое распределение функций и полномочий органов государственной власти в сфере киберзащиты.
Госспецсвязи и защиты информации будет осуществлять следующие функции:
На Нацполицию возложена ответственность за предупреждение, выявление, прекращение и раскрытие киберпреступлений.
Минобороны и Генштаб ВСУ обязаны обеспечивать кибероборону военных объектов, киберзащиту объектов критической инфраструктуры во время войны и чрезвычайного положения, а также отражать военную агрессию в киберпространстве.
СБУ в пределах своих полномочий обязана предупреждать, выявлять, прекращать и раскрывать преступления против мира и безопасности человечества в киберпространстве, бороться с кибертерроризмом и кибершпионажем. Также СБУ предоставлены полномочия проводить тайные проверки объектов критической инфраструктуры.
Нацбанк определяется законом как регулятор по кибербезопасности в банковской сфере. Для этого он имеет право на установление в этой сфере собственных стандартов и организацию проверки их соблюдения. Но хотелось бы подчеркнуть, что сейчас это уже происходит – банковский сектор давно ввел международный стандарт защиты информации ISO-27001.
Более того, Нацбанк должен будет определить порядок, требования и мероприятия по обеспечению киберзащиты и информационной безопасности в банковской системе и для субъектов перевода средств. Для этого создается центр киберзашиты. Кроме того, создан реестр объектов критической информационной инфраструктуры в банковской системе. Вместе с тем будет проводиться оценка состояния киберзащиты и аудит информационной безопасности банков.
Киберзащите подлежат коммуникационные системы всех форм собственности, в которых обрабатываются национальные информационные ресурсы и которые используются в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и воинских формирований, в сферах электронного управления, электронных государственных услуг, электронной коммерции, электронного документооборота, а также объекты критической информационной инфраструктуры.
К последним могут быть отнесены предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности: в отрасли энергетики, химической промышленности, транспорта, информационно-коммуникационных технологий, электронных коммуникаций, в банковском и финансовом секторах; в сферах водо-, газои электроснабжения, водоотведения, производства продуктов питания, сельского хозяйства, здравоохранения. Также к объектам критической информструктуры относятся коммунальные, аварийные и спасательные службы, стратегические предприятия, потенциально опасные производства.
В сфере кибербезопасности предусмотрено государственно-частное взаимодействие. Так, система своевременного выявления, предупреждения и нейтрализации киберугроз может быть создана с привлечением волонтерских организаций. Предусмотрено повышение цифровой грамотности граждан и культуры безопасности поведения в киберпространстве. Запланирован обмен информацией о киберугрозе и координации команд реагирования на компьютерные чрезвычайные события. Для граждан, представителей промышленности и бизнеса создадут консультационные пункты. Кроме того, будет создана система подготовки кадров и повышения компетентности специалистов разных сфер деятельности по вопросам кибербезопасности.