Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обжалование решений, действий или бездействия в сфере государственной регистрации

Разъяснение
07.03.2025

В соответствии с нормами Закона от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755) и Закона от 01.07.2004 № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952) решение, действие или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации, государственной регистрации прав могут быть обжалованы в Министерстве юстиции и его территориальных органах, или в суде.

Следует знать, что решение, действие или бездействие территориальных органов Минюста также могут быть обжалованы в Минюсте или суде.

Порядок обжалования решений, действий или бездействия в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество урегулирован ст. 37 Закона № 1952.

При этом ст. 34 Закона № 755 предусмотрен порядок обжалования решений, действий или бездействия в сфере государственной регистрации бизнеса.

Так, Минюст Украины рассматривает:

1) жалобы на проводимые государственным регистратором регистрационные действия;

2) жалобы на решения, действия или бездействие территориальных органов Минюста;

3) уведомление государственного регистратора о выявленном им факте использования его идентификаторов доступа к Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований и Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество другими лицами.

Жалоба на решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации подается в письменной форме и должна содержать:

  • сведения о фамилии, имени, отчестве (наименовании) жалобщика;
  • место проживания жалобщика (местонахождение);
  • номер телефона и/или адрес электронной почты;
  • суть (реквизиты) обжалуемого решения, действий или бездействия;
  • обстоятельства, которыми обосновывается нарушение прав жалобщика;
  • просьбу (требование) жалобщика и дату составления жалобы.

Жалоба на решение, действие государственного регистратора, принятое, совершенное вопреки санкциям, примененным в соответствии с Законом от 14.08.2014 № 1644-VII «О санкциях» (далее – Закон № 1644), должна содержать также и обстоятельства, которыми субъект подачи жалобы обосновывает несоблюдение или нарушение государственным регистратором соответствующих санкций.

Следует обратить внимание на то, что регистрационное действие и решение государственного регистратора, принятое вопреки санкциям, примененным в соответствии с Законом № 1644, могут быть обжалованы субъектом, участвующим в формировании, реализации и мониторинге эффективности государственной санкционной политики, правоохранительными органами, а также субъектом, уполномоченным поручением КМУ на осуществление мероприятий, связанных с временным управлением активами, которые подлежат взысканию в доход государства.

Если со дня принятия обжалуемого решения, совершения действия или бездействия истекло более двух месяцев, а в случае обжалования решения, действия или бездействия территориальных органов Минюста – более одного месяца, жалоба должна содержать сведения о дате, когда жалобщик узнал о нарушении своих прав.

Согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 755 решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации могут быть обжалованы в Минюсте, его территориальных органах лицом, права которого нарушены, в течение двух месяцев со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушениях своих прав, но не позднее одного года со дня принятия соответствующего решения, осуществления действия или бездействия.

При этом ч. 3 ст. 37 Закона № 755 урегулировано, что решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав могут быть обжалованы в Минюсте, его территориальных органах лицом, права которого нарушены, в течение двух месяцев со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своих прав, но не более трех лет со дня принятия соответствующего решения, осуществления действия или бездействия.

Регистрационное действие и решение государственного регистратора, принятое или проведенное вопреки санкциям, примененным в соответствии с Законом № 1644, может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня, когда соответствующий субъект узнал о таком решении государственного регистратора.

Жалоба на решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации должна быть подписана жалобщиком. Такая жалоба может быть подана в электронной форме при условии подписания ее жалобщиком с использованием средств электронной идентификации с высоким уровнем доверия.

К жалобе на решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации, сфере государственной регистрации [прав] могут быть приложены документы (их копии), подтверждающие нарушения прав жалобщика.

Кроме того, к жалобе на решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации, сфере государственной регистрации прав, подаваемой представителем жалобщика, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия, или копия такого документа, удостоверенная в установленном порядке.

Если жалоба подана без соблюдения требований законодательства, то она возвращается жалобщику на основании мотивированного решения Минюста, его территориального органа не позднее чем через 15 дней со дня ее поступления.

Возврат жалобы не лишает жалобщика права на повторную ее подачу в установленном порядке, а течение срока на обжалование останавливается со дня подачи жалобы до дня ее возврата жалобщику.

Жалобы в сфере государственной регистрации на решения, действия или бездействие государственного регистратора, субъекта государственной регистрации и территориальных органов Министерства юстиции могут быть поданы:

1) письменно на почтовый адрес: ул. Городецкого, д. 13, г. Київ, 01001;

2) лично по адресу: ул. Евгения Сверстюка, д. 15, 1 – этаж (ящик для приема жалоб и другой корреспонденции Офиса противодействия рейдерству); ул. Городецкого, д. 13, переулок Рыльського, д. 10, г. Київ;

3) на официальный электронный адрес: callcentre@ca.minjust.gov.ua, themis@ca.minjust.gov.ua.

Минюст

 


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент подписал Закон о «заморозке» кредитов для аграриев Совместительство: ограничения, особенности и необходимые действия работодателя Правительство разрешило бронировать 100 % работников критически важных предприятий на прифронтовых террит...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
Новое
20.08.2025
Индексы сельхозпродукции за январь – июль 2025 года
Госстат обнародовал статистические наблюдения по объемам производства сельскохозяйственной продукции в январе – июле 2025 года по сравнению с январем – июлем прошлого года. Больше по теме: Як визначити базу обкладення ПДВ у разі продажу сільгосппродукції, закупленої у населення? Акт ви...
20.08.2025
Электронный нотариат – скоро будет новая услуга в Дії
Цифровизация сервисов направлена, прежде всего, на устранение коррупционных рисков. Ведь отсутствие человеческого фактора, а именно возможности влиять на принятие решений, и замена бумажного обращения документов на электронный повышает прозрачность административного процесса и уменьшает вероятность ...
19.08.2025
Прожиточный минимум и потребительскую корзину могут обновить
Для повышения социальных стандартов необходима прежде всего детенизация экономики. Вывод из тени денег позволит значительно повысить социальные стандарты в стране. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Минимальная зарплата и прожиточный минимум – 2025: какие размеры и на что повлияют Социальные...
Лучшие материалы