Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новые регуляторные требования для банков

09.10.2020

Национальный банк обнародовал этапы внедрения обновленных регуляторных требований к банкам на 2021-2024 года.

В ближайшие четыре года предусмотрено введение таких требований:

2021 год:

  • С 1 января 2021 года - введение коэффициента чистого стабильного финансирования (NSFR). На сегодня в Украине уже введен коэффициент покрытия ликвидностью (LCR), который заменил национальные нормативы ликвидности Н4 и Н5. Новый норматив NSFR будет стимулировать банки полагаться на более стабильные и более длинные по срокам источники фондирования, например, долгосрочные депозиты, уменьшая свою зависимость от краткосрочного финансирования. С учетом результатов тестовых расчетов НБУ в ноябре определится с графиком постепенного достижения банками норматива NSFR на уровне 100%.
  • В IV квартале 2020 - I квартале 2021 года - определение сроков активации буфера консервирования капитала и буфера системной важности. Введение требований относительно формирования этих буферов капитала было временно остановлено в марте 2020 года из-за коронакризиса. Это дало возможность банкам направить созданный запас капитала на поглощение убытков и поддержку кредитования экономики. Как и большинство регуляторов в мире, НБУ на сегодня еще не определился с графиком активации этих буферов. Этот вопрос будет предметом обсуждения на заседаниях Комитета по финансовой стабильности.

Вторая половина 2021 года:

  • повышение весов риска для необеспеченных потребительских кредитов до 150%. Это будет стимулировать банки к проведению взвешенной кредитной политики и обеспечению покрытия капиталом рисков, присущих сегменту необеспеченного потребительского кредитования. Также это защитит сектор от накопления системных рисков, которое будет способствовать сохранению финансовой стабильности;
  • начало имплементации требований относительно ввода процессов ICAAP/ILAAP (оценка достаточности внутреннего капитала и внутренней ликвидности) станет итоговым шагом в введении новых стандартов организации системы управления рисками в банках. Банки будут определять потребность в капитале и запасе ликвидности для покрытия всех существенных рисков, присущих их деятельности на трехлетнем часовом горизонте. Внедрение ICAAP/ILAAP будет способствовать созданию эффективных процессов планирования и управления капиталом, что должны обеспечить достаточность капитала и ликвидность банков на уровне, необходимом для их стойкости как в обычных, так и в стрессовых ситуациях;

Национальный банк будет оценивать эффективность процессов ICAAP/ILAAP в пределах наблюдательного процесса SREP (Supervisory Review and Evaluation Process).

С 1 января 2022 года:

  • введение минимальных требований относительно покрытия капиталом операционного и рыночного рисков.

На сегодня в пределах расчета минимальных требований к капиталу банки должны держать капитал только на покрытие кредитного риска и частично - рыночного риска (в части открытой валютной позиции). С начала 2022 года банки должны будут рассчитывать достаточность капитала также и с учетом операционного и рыночного рисков.

Операционный риск отображает вероятность убытков или недополучения банком доходов вследствие:

  • недостатков или ошибок в процессах;
  • умышленных или неумышленных действий третьих лиц;
  • сбоев в работе информационных систем;
  • влияния внешних факторов наподобие карантинных ограничений.

Рыночный риск - это вероятность потерь из-за неблагоприятного изменения курсов иностранных валют, процентных ставок, стоимости финансовых инструментов и тому подобное. Покрытие капиталом операционного и рыночного рисков уже свыше 15 лет является устоявшейся практикой в европейских странах, а кризис, который развернулся на фоне пандемии COVID-19, подтвердил необходимость введения таких требований для украинских банков.

С 2024 года:

  • приведение структуры капитала банков в соответствие с международными стандартами. Будут введены: трехуровневая структура капитала (основной капитал 1 уровня, дополнительный капитал 1 уровня и капитал 2 уровня), новые требования к составляющим капитала и порядка вычетов из капитала, дополнительные "пруденционные фильтры", направленные на очистку капитала от составляющих, которые по существу не способны поглощать убытки и не обеспечивают финансовую стойкость банка, ввеение коэффициента левериджа, который устанавливает требования к достаточности капитала в зависимости от общего объема активов (без применения коэффициентов ризикозваження). Он усилит уже имеющиеся требования, станет завершающим этапом формирования целостной системы требований к достаточности капитала банков и обеспечит ее унификацию с европейскими подходами.

Национальный банк может повысить индивидуальные нормативы достаточности капитала для каждого отдельного банка, если выполнение минимальных общих требований к достаточности капитала не будет гарантировать его финансовую стойкость. Индивидуальные нормативы будут базироваться на результатах наблюдательного процесса SREP, который, среди прочего, будет включать оценку эффективности процесса ICAAP.

Перед введением всех перечисленных требований к капиталу Национальный бак тщательным образом пранализирует послекризисное состояние банковской системы, в частности путем проведения оценки качества активов, запланированного на первую половину 2021 года. По его результатами будет определена готовность сектора к введению новых требований к капиталу и установлена соответствующая длительность переходных периодов.

bank.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
21.05.2025
Научные парки – новые возможности для бизнеса
Science City – это часть Стратегии цифрового развития инноваций WINWIN 2030, которая объединяет науку, образование и бизнес. Министерство образования и науки совместно с Министерством цифровой трансформации разрабатывают новый правовой режим Science City, преследующий цель трансформировать нау...
21.05.2025
Каким был финансовый рынок в 2024 году: отчет НБУ
Основное внимание регулятор уделяет прежде всего системно важным и важным субъектам инфраструктуры финансового рынка, нарушение непрерывности деятельности которых может быть источником системного риска. Национальный банк, соблюдая принципы прозрачности выполнения функции с оверсайта, опубликовал оче...
21.05.2025
ГНС не удалось решить проблему роста остатка невозмещенных сумм НДС
Больше по теме: Вопросы об НДС: обзор письма ГНС Импорт товаров и основных средств: особенности уплаты НДС и отражение права на налоговый кредит К сожалению, финансовым органам не удалось решить проблему роста остатка невозмещенных сумм НДС. Рост продолжился. В январе – апреле 2025 года нал...
Лучшие материалы