Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новые регуляторные требования для банков

09.10.2020

Национальный банк обнародовал этапы внедрения обновленных регуляторных требований к банкам на 2021-2024 года.

В ближайшие четыре года предусмотрено введение таких требований:

2021 год:

  • С 1 января 2021 года - введение коэффициента чистого стабильного финансирования (NSFR). На сегодня в Украине уже введен коэффициент покрытия ликвидностью (LCR), который заменил национальные нормативы ликвидности Н4 и Н5. Новый норматив NSFR будет стимулировать банки полагаться на более стабильные и более длинные по срокам источники фондирования, например, долгосрочные депозиты, уменьшая свою зависимость от краткосрочного финансирования. С учетом результатов тестовых расчетов НБУ в ноябре определится с графиком постепенного достижения банками норматива NSFR на уровне 100%.
  • В IV квартале 2020 - I квартале 2021 года - определение сроков активации буфера консервирования капитала и буфера системной важности. Введение требований относительно формирования этих буферов капитала было временно остановлено в марте 2020 года из-за коронакризиса. Это дало возможность банкам направить созданный запас капитала на поглощение убытков и поддержку кредитования экономики. Как и большинство регуляторов в мире, НБУ на сегодня еще не определился с графиком активации этих буферов. Этот вопрос будет предметом обсуждения на заседаниях Комитета по финансовой стабильности.

Вторая половина 2021 года:

  • повышение весов риска для необеспеченных потребительских кредитов до 150%. Это будет стимулировать банки к проведению взвешенной кредитной политики и обеспечению покрытия капиталом рисков, присущих сегменту необеспеченного потребительского кредитования. Также это защитит сектор от накопления системных рисков, которое будет способствовать сохранению финансовой стабильности;
  • начало имплементации требований относительно ввода процессов ICAAP/ILAAP (оценка достаточности внутреннего капитала и внутренней ликвидности) станет итоговым шагом в введении новых стандартов организации системы управления рисками в банках. Банки будут определять потребность в капитале и запасе ликвидности для покрытия всех существенных рисков, присущих их деятельности на трехлетнем часовом горизонте. Внедрение ICAAP/ILAAP будет способствовать созданию эффективных процессов планирования и управления капиталом, что должны обеспечить достаточность капитала и ликвидность банков на уровне, необходимом для их стойкости как в обычных, так и в стрессовых ситуациях;

Национальный банк будет оценивать эффективность процессов ICAAP/ILAAP в пределах наблюдательного процесса SREP (Supervisory Review and Evaluation Process).

С 1 января 2022 года:

  • введение минимальных требований относительно покрытия капиталом операционного и рыночного рисков.

На сегодня в пределах расчета минимальных требований к капиталу банки должны держать капитал только на покрытие кредитного риска и частично - рыночного риска (в части открытой валютной позиции). С начала 2022 года банки должны будут рассчитывать достаточность капитала также и с учетом операционного и рыночного рисков.

Операционный риск отображает вероятность убытков или недополучения банком доходов вследствие:

  • недостатков или ошибок в процессах;
  • умышленных или неумышленных действий третьих лиц;
  • сбоев в работе информационных систем;
  • влияния внешних факторов наподобие карантинных ограничений.

Рыночный риск - это вероятность потерь из-за неблагоприятного изменения курсов иностранных валют, процентных ставок, стоимости финансовых инструментов и тому подобное. Покрытие капиталом операционного и рыночного рисков уже свыше 15 лет является устоявшейся практикой в европейских странах, а кризис, который развернулся на фоне пандемии COVID-19, подтвердил необходимость введения таких требований для украинских банков.

С 2024 года:

  • приведение структуры капитала банков в соответствие с международными стандартами. Будут введены: трехуровневая структура капитала (основной капитал 1 уровня, дополнительный капитал 1 уровня и капитал 2 уровня), новые требования к составляющим капитала и порядка вычетов из капитала, дополнительные "пруденционные фильтры", направленные на очистку капитала от составляющих, которые по существу не способны поглощать убытки и не обеспечивают финансовую стойкость банка, ввеение коэффициента левериджа, который устанавливает требования к достаточности капитала в зависимости от общего объема активов (без применения коэффициентов ризикозваження). Он усилит уже имеющиеся требования, станет завершающим этапом формирования целостной системы требований к достаточности капитала банков и обеспечит ее унификацию с европейскими подходами.

Национальный банк может повысить индивидуальные нормативы достаточности капитала для каждого отдельного банка, если выполнение минимальных общих требований к достаточности капитала не будет гарантировать его финансовую стойкость. Индивидуальные нормативы будут базироваться на результатах наблюдательного процесса SREP, который, среди прочего, будет включать оценку эффективности процесса ICAAP.

Перед введением всех перечисленных требований к капиталу Национальный бак тщательным образом пранализирует послекризисное состояние банковской системы, в частности путем проведения оценки качества активов, запланированного на первую половину 2021 года. По его результатами будет определена готовность сектора к введению новых требований к капиталу и установлена соответствующая длительность переходных периодов.

bank.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
05.09.2025
В Дії стали доступны все форматы цифровой подписи для ЕС
Приложение «Дія» теперь поддерживает формат XAdES для Дія.Підпис. Это значительно расширяет возможности украинцев по взаимодействию с европейскими сервисами и партнерами.  Больше по теме: Электронный документооборот: согласование с контрагентами Приложение «Дія» теперь ...
05.09.2025
ГНС называет ключевые преимущества использования SAF-T UA для плательщиков
SAF-T UA – это не только техническое решение, но и важный шаг к новой налоговой культуре, объединяющей украинский опыт с лучшими мировыми практиками. Больше по теме: Проверки контролирующими органами: что важно знать субъектам хозяйствования Важный шаг к цифровизации налогового контроля. ГНС ...
05.09.2025
Что предлагает Минэкономики для дерегулирования и улучшения бизнес-климата
Инструменты, которые обеспечат работу новой системы: «Пульс» – единая точка входа для сигналов от бизнеса; Дашборд бизнес-климата – агрегирует все проблемы и отражает их статус решения; регулярные data-driven отчеты для руководства государства; цифровые сервисы «єД...
Лучшие материалы