Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налоговые проверки: все нюансы

12.01.2018

Продление моратория на проверки до 31 декабря 2018 года формально запрещает всем контролерам проверять украинский бизнес, пока не появится список органов, на которые этот запрет не распространяется.

Формально мораторий распространяется и на налоговые проверки — до тех пор, пока Кабмин своим постановлением не утвердит соответствующий список, куда будут включены и налоговики.

Таким образом, если в этом промежутке времени налоговые органы выйдут на проверку, у компании есть основания не допускать их со ссылкой на данный мораторий.

При этом не исключается, что ГФС не согласится с распространением моратория на налоговые проверки, ссылаясь на то, что на них закон «Об основных началах госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности» (а именно на нем основан данный мораторий) не распространяется. Однако, в таком случае подход Государственной фискальной службы будет противоправным и с ним можно и нужно спорить.

Напомним, мораторий продлен законом о госбюджете Украины на 2018 год и соответствующие правки закона о госнадзоре вступили в силу уже с 1 января 2018 года.

Что могут налоговики

Если до сих пор ст. 6 закона о госнадзоре содержала список контролеров, которые не подпадали под действие моратория, то теперь из-под действия закона могут быть выведены только те контролирующие органы, перечень которых установит Кабмин.

Как сообщили в Госрегуляторной службе Украины (ГРС), соответствующий документ должен появиться в самое ближайшее время.

Мораторий на проверки бизнеса впервые был введен еще в августе 2014 г. тоже законом о госбюджете. Он действовал только до конца того же года и запрещал контролирующим органам проводить любые виды инспекций, кроме как по согласию Кабмина или заявлению самого предприятия. Но мораторий не касался ГФС.

Позднее такой общий мораторий продлили, а для налоговых проверок ввели еще один — налоговый, который распространялся на налоговые проверки. Но он касался только предприятий с годовым доходом меньше 20 млн грн и не касался бизнеса, связанного с производством и продажей подакцизных товаров.

По словам юристов, прежде всего, нужно помнить, что запрет на проверки касается исключительно плановых налоговых проверок.

Напомним, в конце декабря ГФС обнародовала план-график налоговых проверок на 2018 год. Кроме того, с 1 января 2018 вводится интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля), для информирования о мерах госнадзора как субъектов хозяйствования, так и органы государственной власти, местного самоуправления.

Субъект хозяйствования уже сейчас может получить информацию из автоматизированной системы о том, кто будет осуществлять проверку (какой контролирующий орган), что будут проверять (предмет проверки), когда состоится инспекция и сроки ее проведения.

Кроме того, с 1 июля 2018 года Кабмин должен разработать и запустить риск-ориентированную систему проверок. Соответствующе поручение премьер-министр Украины Владимир Гройсман дал в декабре 2017-го.

С 2018 года, согласно предлагаемым правительством изменениям, должна заработать система информирования о результатах проверок. Чтобы нельзя было применять разные санкции в одной и той же ситуации.

Уже сейчас, согласно действующему законодательству, если деятельность предприятия подпадает под высокий степень риска и в 2017 году уже была соответствующая плановая проверка, то проведение аналогичной ревизии в 2018 году является недопустимым.

Впрочем, налоговики наверняка попытаются воспользоваться всеми возможностями, чтобы проверять бизнес. Например, активно применяя внеплановые инспекции.

Внеплановые меры

Согласно сообщению Госрегуляторной службы, в закон о госнадзоре (№1728) с 1 января 2018 года внесены изменения, расширяющие основания для внеплановых мер контроля.

Во-первых, внеплановая проверка может быть проведена в случае наступления события, которое имеет значительное негативное влияние (согласно критериям, утвержденным КМУ) на права, законные интересы, жизнь или здоровье человека, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности государства. Во-вторых, внеплановая проверка может быть проведена для выяснения того, как предприятие выполнило предписания поле предыдущей ревизии. Конечно, это больше касается других проверяющих органов, однако нельзя исключать, что налоговики найдут способы применения этих критериев.

Тем более, что ГФС назвала проверки и рассылки писем наиболее действенными инструментами в работе с налогоплательщиками. По данным фискалов, инспекции являются наиболее действенным методом стимулирования уплаты единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Это показали результаты проекта, в ходе которого ГФС определяла наиболее эффективные методы работы с налогоплательщиками в Винницкой и Днепропетровской областях на протяжении второго квартала 2017 года.

Источник: https://kurs.com.ua/novost/48741-nalo...

Читайте также:

Налоговые накладные: жизнь после блокировки/остановки
Верховный суд: главное – суть хозяйственной операции. Важна форма документа

Бестоварные операции – все еще актуальны в актах проверки
Виды ответственности главного бухгалтера: за что привлекают и как избежать
Новый порядок ведения кассовых операций

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
«Тренды рынка труда» – новый сервис Государственной службы занятости
Знание тенденций на рынке труда позволит быть на шаг впереди, лучше понимать принципы трудоустройства, обучения, переквалификации, получения грантов и сотрудничества с работодателями. Хотите знать, как меняется рынок труда, каковы тенденции и что будет дальше? Теперь это возможно вместе с Государст...
12.09.2025
Утвержден порядок ведения Реестра интегрированных экологических разрешений
Единый реестр интегрированных экологических разрешений является функциональным модулем «ЭкоСистемы» – национальной онлайн-платформы, содержащей актуальную информацию о состоянии окружающей среды. Реестр создает для бизнеса «единое окно» получения экологических разрешени...
12.09.2025
Учетная ставка НБУ сохранена на уровне 15,5 %
Инфляция закрепляется на траектории снижения, но все еще высока. Внешняя помощь поступает в достаточных объемах для поддержки международных резервов на должном уровне и финансирования дефицита бюджета. Течение полномасштабной войны остается основным риском для инфляционной динамики и экономического ...
Лучшие материалы