Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Налогообложение бухуслуг. Оптимизация и самозанятое лицо-бухгалтер

13.03.2017

КОРОТКО:

1. На первом месте с самыми низкими налоговыми расходами вариант, когда бухгалтерские услуги предоставляет бухгалтер, являющийся ФЛП-единщиком 2 группы, но может понадобиться отстоять законность этого варианта из-за наличия 2 основных недостатков этого варианта. Расходы по этому варианту могут составить от 1 024 грн в месяц: единый налог от 320 грн/месяц +ЕСВ 22% может быть от минзарплаты, т.е. на сегодня-704 грн/месяц.

2. На втором месте по экономии на налоговых расходах вариант с ФЛП - единщиком 3 группы, но тут останется 1 недостаток.


ДЕТАЛЬНО:

Вначале приведем юридические обоснования того, кто должен вести бухгалтерский учет и в каких формах он должен быть организован.

1) Бухучет обязаны вести ТОЛЬКО юридические лица.

Физические лица-предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, а потому не могут нести ответственность за его отсутствие.

Это следует из требований:

   1.1. абз.1 ч.8 ст.19 Хозяйственного кодекса Украины:

все субъекты хозяйствования, обособленные подразделения юридических лиц, выделенные на отдельный баланс, обязаны вести первичный (оперативный) учет результатов своей работы, составлять и представлять в соответствии с требованиями закона статистическую информацию и другие данные, определенные законом, а также вести (кроме граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели) бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.

   1.2. абз.3 ч.1 ст.1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»: бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

НО, конечно же, никто не может запретить ФЛП вести бухгалтерский учет. Такого запрета закон не содержит. А что не запрещено, то разрешено.

2) Формы организации бухгалтерского учета на предприятии.

Исходя из требований ч.4 ст.8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» возможны следующие формы организации бухгалтерского учета на предприятии.

1. Штатный бухгалтер/штатная бухгалтерская служба

2. ФЛП-не аудитор (на общей системе налогообложения)

3. ФЛП-аудитор (на общей системе налогообложения)

4. Централизованная бухгалтерия или аудиторская фирма (на общей системе налогообложения)

5. Руководитель/собственник

НО этот перечень можно расширить за счет вариантов, чья допустимость является дискуссионной с учетом требований п.п.291.5.2 ст.291 Налогового кодекса Украины и ч.2 ст.4 Закона Украины «Об аудиторской деятельности»:

6. ФЛП-единщик 3 группы

(код КВЭД 69.20 «Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения» включает такой запрещенный для единщиков вид деятельности как аудит)

7. ФЛП-единщик 2 группы

(код КВЭД 69.20 «Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения» включает такой запрещенный для единщиков вид деятельности как аудит)

8. ЮЛ-единщик 3 группы

(код КВЭД 69.20 «Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам налогообложения» включает такой запрещенный для единщиков вид деятельности как аудит

+ ч.4 ст.8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» не предусматривает такой формы организации бухучета)

9. ФЛП-не предприниматель

(ч.4 ст.8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» не предусматривает такой формы организации бухучета).

Этот вариант прямо не запрещен законом, а потому его можно рассматривать как допустимый. Риск: налоговый орган может пытаться снимать расходы на оплату бухгалтерских услуг по такому варианту мотивируя тем, что он не предусмотрен в ч.4 ст.8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» как форма организации бухучета. Но этот риск маловероятен со времени как для целей налогообложения налогом на прибыль предприятий стали применяться правила расчета прибыли по данным бухгалтерского учета.

Максим Кварацхелия
адвокат, член Национальной ассоциации адвокатов Украины
член Ассоциации юристов Украины

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Минюст призывает перерегистрировать недвижимость, приобретенную до 2013 года Приостановление коллективного договора в условиях военного положения: принят закон о новых условиях Изменен порядок оформления и выдачи военно-учетного документа Правительство пла...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
02.06.2025
Важное в мае для плательщиков НДС
Ознакомьтесь с важными материалами для плательщиков НДС в мае. Больше по теме: Спецпроект «НДС: ситуации из практики» Спецпроект «Электронное администрирование НДС: правила, риски, решения» Спецпроект «Особенности налогообложения НДС в условиях военного времени»...
Новое
27.08.2025
Продлен прием заявок на компенсацию расходов на релокацию производства
Намерены перенести пострадавший бизнес подальше от зоны боевых действий? Вы можете получить финансовую поддержку от ЕБРР. Больше по теме: Перевод мобилизованного работника на новосозданное предприятие Что должен сделать работодатель при переводе с дистанционного режима на офисный или наоборот? Евр...
27.08.2025
Виджет «Пульс» – оперативная связь между бизнесом и государством
«Пульс» – цифровой инструмент обратной связи между бизнесом и государством, помогающий: оставлять обращение о барьерах в работе бизнеса; анализировать проблемы по регионам и секторам экономики; обеспечивать оперативное реагирование власти и наработку решений. Министерство экономики...
27.08.2025
В 2026 году бизнес будет поэтапно переходить на электронные акцизные марки – еАкциз
еАкциз – это инновационная система, заменяющая бумажные акцизные марки на электронные с уникальными кодами. Она обеспечивает прозрачность и контроль как со стороны страны, так и со стороны потребителя. Больше по теме: Предприятие передает горючее на ответственное хранение: как заключить до...
Лучшие материалы