• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Кто и как будет проверять украинский бизнес в 2020 году

14.01.2020 798 0 0

Контролирующие органы будут проверять бизнес в 2020 году чаще, чем в 2019-м. Согласно плану-графику, который утвердила Государственная регуляторная служба, число комплексных проверок в нынешнем году превысит 32 200. Это почти на 2000 проверок больше, чем было запланировано на 2019 год.

Комплексные проверки предусматривают проведение инспекционных мероприятий несколькими контролирующими органами одновременно.

При этом законодательство не запрещает проверяющим из этих же структур прийти к предпринимателям с отдельной проверкой – как с плановой, так и с внеплановой.

Кого будут проверять. В Украине уже около двух лет действует риск-ориентированный подход при проведении проверок. Его принцип заключается в следующем: те предприятия, которые потенциально могут нарушать законодательство и в деятельности которых присутствуют повышенные риски (в частности, негативного влияния на экологию, на здоровье людей и т. д.), проверяют чаще. Добросовестных бизнесменов проверяющие, наоборот, почти не трогают.

Все субъекты хозяйствования (за исключением некоторых видов деятельности) делятся на пять групп. От группы зависит и частота проверок. Предприятия с очень высокой степенью риска контролеры могут проверять до четырех раз в год, с высокой – до трех раз, со средней – не более двух раз, с низкой степенью риска – раз в год и с незначительной – максимум раз в два года.

В 2020 году проверки также будут проводиться в соответствии с этой градацией. Исходя из этого, несложно предположить, на кого контролирующие органы обратят внимание в первую очередь.

Это сельхозпредприятия и производители пищевых продуктов; компании, которые занимаются строительством крупных объектов, как жилых, так и нежилых; субъекты хозяйствования, чья деятельность может нанести вред окружающей среде (металлургические и химические производства, предприятия, которые генерируют опасные отходы); предприятия энергетической сферы.

Каждая госструктура оценивает степень риска по-своему. Налоговая, например, обращает внимание на то, насколько уровень уплаты налогов в компании ниже уровня в среднем по отрасли; на наличие отношений с контрагентами, которые находятся в состоянии ликвидации, банкротства; на признаки «фиктивности» операций; на взаимоотношения с субъектами хозяйствования, которые зарегистрированы в офшорных зонах.

Впрочем, риск-ориентированный подход распространяется только на плановые проверки. Внеплановых визитов ревизора он не касается. А поводов для внеплановых проверок – великое множество. Причем у каждого контролирующего органа есть свои основания для визита.

Кто будет проверять. Контролирующие органы утверждают собственные планы проверок. Больше всего проверок проведут: Госслужба по чрезвычайным ситуациям (44 100 ревизий), Госпотребслужба (22 400 проверок), Госслужба по вопросам труда (16 600 проверок), Государственная экологическая инспекция (11 300 инспекционных мероприятий).

В общей сложности свои планы утвердили почти 30 госструктур. Среди них и Государственная налоговая служба. Правда, на фоне других ведомств ГНС слегка блекнет. Она осуществит в 2020 году чуть более 6100 проверок. Это, к слову, на 1000 проверок меньше, чем было предусмотрено в плане на 2019 год.

Инспекторы Гоструда могут прийти, если на предпринимателя поступит жалоба либо же есть информация от ГНС или Пенсионного фонда о том, что субъект хозяйствования использует незадекларированный труд.

Государственная архитектурно-строительная инспекция может провести проверку, даже если просто захочет удостовериться в том, что строительство ведется в соответствии со всеми нормами и правилами, а параметры объекта совпадают с данными в документации застройщика.

Государственная налоговая служба имеет право наведаться к налогоплательщику, если он не подал вовремя отчетность, если в поданных декларациях обнаружены недостоверные данные или же если налоговый орган располагает информацией о том, что налогоплательщик мог нарушить законодательство.

Что немаловажно, количество внеплановых проверок в течение года не ограничено. Поэтому проверяющие могут наведываться к предпринимателю хоть еженедельно, если они найдут для этого основания.

Изменения в проверках. Бизнесу необходимо учесть, что подходы к проведению некоторых видов проверок с 2020 года изменятся. Прежде всего это касается визитов представителей Госслужбы труда. Для этого ведомства Кабмин отменил невыездные проверки.

То есть все ревизии будут проводиться по месту нахождения компании. Кроме того, инспекторы по труду имеют право при наличии служебного удостоверения в любое время суток требовать предоставить доступ в любые производственные, служебные, административные помещения, где используется наемный труд; знакомиться с любыми документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде; задавать руководителю и/или работникам предприятия вопросы, касающиеся трудового законодательства.

В сфере рыночного надзора, наоборот, произойдут некоторые послабления. Они вступят в силу 26 марта 2020 года. Уточним, что к органам рыночного надзора относятся Госслужба по чрезвычайным ситуациям, Гоструда, ГАСИ, Укртрансбезопасность, Гослекслужба, Госпотребслужба, Государственная таможенная служба.

Основное нововведение  – в том, что теперь вместо документальных проверок будет проводиться «проверка документов». Предметом проверок органами рыночного надзора являются характеристики продукции определенного вида (типа), категории и/или группы.

Помимо этого, выведены из-под рыночного надзора объекты строительства, которые определены законом «О регулировании градостроительной деятельности»; драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, изделия из них.

Перечень документов, подлежащих проверке, также претерпел изменения. В частности, инспектор вправе затребовать общее описание продукции (без схемы конструкции изделия) и документы, позволяющие отследить происхождение соответствующей продукции, ее дальнейшее обращение (договор, товарно-сопроводительная документация).

То есть проверяющий может потребовать документы только в том объеме, который необходим для определения цепи поставки продукции.

С 1 января вырастет размер штрафов. Например, производитель или лицо, которое ввело в обращение продукцию, представляющую серьезный риск, заплатит 102 000 грн. А производитель или лицо, которые ввели в обращение продукцию, не соответствующую установленным требованиям, заплатит 51 000 грн штрафа.

До 22 января 2020 года ГНС должна завершить массовые проверки продавцов подакцизных товаров. В первую очередь речь идет о тех, кто торгует топливом, алкогольными напитками и табачными изделиями.

Такое поручение фискалам дал еще в декабре 2019 года профильный парламентский комитет по налогам в рамках борьбы с незаконной деятельностью, которую осуществляют некоторые компании.

Налоговые ревизии – по-новому. В конце 2019 года Минфин обнародовал проект нового порядка, который будет регулировать формирование плана-графика документальных плановых проверок налогоплательщиков.

В ГНС объясняют, что разработанный документ усовершенствует подход к отбору плательщиков для включения в план-график; обновит критерии рискованности хозяйственной деятельности с учетом отраслевой и региональной специфики, результатов предыдущих аудитов, судебной практики и данных, которые могут быть получены от государственных органов.

При составлении плана и при отборе налогоплательщиков ГНС будет учитывать запрет на проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетом, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и единого взноса при выплате (начислении) доходов физическим лицам, НДФЛ и обязательств по бюджетным займам и кредитам, которые гарантированы бюджетными средствами.

mind.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы