Кража бизнес-идей: как защититься от недобросовестных сотрудников?
15.11.2016 368 0 0
Что происходит, когда из компании увольняются сотрудники, посвященные в ключевые детали деятельности?
Исследования показывают, что они уходят не с пустыми руками. До 60% уволившихся уносят с собой конфиденциальную информацию о деятельности компании. Большинство используют эту информацию в дальнейшей деятельности, передавая ее в распоряжение нового работодателя. В наиболее драматичных случаях, уволившись, вчерашние сотрудники организовывают собственный конкурирующий бизнес, воссоздавая деятельность с использованием контактов, идей, персонала прежнего работодателя.
Общение с руководителями и собственниками пострадавших бизнесов показывает, что зачастую руководители сами создают ситуации, когда сотрудник оказывается держателем информации о ключевых составляющих успеха бизнеса. Обычно это происходит так.
Сценарий появления проблем
Перегруженный текущими задачами руководитель испытывает облегчение, когда в коллективе появляется сверхисполнительный и при этом неамбициозный сотрудник, готовый браться за наиболее неприятные задачи. Новичок хорошо улавливает, какие проблемы больше всего раздражают руководителя, и безо всяких указаний бросается их устранять. Испытывая облегчение от появления такого удобного исполнителя, руководитель делегирует ему все больше полномочий.
Спустя некоторое время такой сотрудник уже полностью контролирует основные ресурсы, внешние контакты, ключевые производственные процессы бизнеса. Чего уже нельзя сказать о руководителе. Отстранившись от наиболее проблемных участков деятельности, он постепенно утрачивает четкость видения. Ведь именно в наиболее сложных участках деятельности, как правило, и формируется основное конкурентное преимущество продукта компании.
В какой-то момент сотрудник сам провоцирует конфликт, пользуясь ослабевшей позицией руководителя. И уходит, уводя с собой часть лояльной к нему команды, унося информацию о технологии производства, ключевых поставщиках и покупателях, основных каналах сбыта.
Инструменты защиты
Полностью застраховаться от подобных действий вчерашних сотрудников невозможно. Но инструменты повышения безопасности бизнеса существуют.
Снизить риск воровства конфиденциальной информации, бизнес-идей и бизнес-моделей помогут:
анализ поведения сотрудников;
ограничение компетенций исполнителей;
повышение лояльности сотрудников.
Ограничение компетенций исполнителей
Собственники и руководители многих компаний тратят много усилий на воспитание универсальных специалистов – сотрудников, которые достаточно хорошо понимают все этапы деятельности: от производства до продаж. Такие специалисты удобны. Но они же и являются основным источником рисков. Разобравшись во всех аспектах деятельности и ощутив свою самостоятельность и компетентность, после увольнения они без труда создают собственные бизнесы на основе изученной у работодателя модели.
Формирование коллектива из группы взаимодополняющих сотрудников является более безопасным способом командообразования, чем подбор универсальных самодостаточных специалистов. Каждый сотрудник получает возможность более глубоко совершенствоваться в выделенных ему компетенциях. В то же время функционал ни одного из сотрудников не охватывает все стадии формирования ценности вашего бизнеса.
Контроль ключевых участков деятельности должен сохранить за собой руководитель. Для одной компании ключевым источником коммерческого успеха может быть уникальная технология производства, тогда как для другой — выгодные отношения с поставщиками сырья. Значит, в первом случае руководитель должен быть способен контролировать детали производственного процесса, а во втором – быть активным участником коммуникации с партнерами.
Повышение лояльности сотрудников
Исследования показали, что из числа сотрудников, лояльных к компании, в воровстве информации уличают только 26 %, тогда как среди нелояльных сотрудников этот показатель составляет 61 %.
Как правило, сотрудники увольняются и создают конкурирующий бизнес потому, что они не удовлетворены отношениями с руководителями и получаемым вознаграждением. Во избежание потерь, связанных с уходом компетентных сотрудников, необходимо позаботиться, чтобы долгосрочные трудовые отношения с вами были выгоднее и комфортнее, чем самостоятельное плаванье.
Формированию лояльности способствует стиль управления, основывающийся на профессионализме и ясных целях, а не на тирании. Адекватное вознаграждение за проделанную работу, признание вклада сотрудников в достижение результатов, уважительные межличностные отношения значительно снижают склонность сотрудников к недобросовестному использованию полученных на работе знаний и умений.
Как отслеживать поведение сотрудников?
Работодателю необходимо регулярно анализировать, кто из сотрудников может создавать повышенные риски для бизнеса. Сигналом возникновения избыточных рисков является концентрация в руках отдельных сотрудников значительных полномочий либо периодическая демонстрация ими повышенного уровня неудовлетворенности и агрессии.
Обнаружив сигналы о снижении лояльности сотрудника к компании, важно безотлагательно оценить возможные угрозы его недобросовестных действий. По возможности, необходимо постепенно изменить состав функциональных обязанностей таким образом, чтобы его доступ к конфиденциальной информации и ключевым ресурсам был ограничен.
Нужно также быть осторожным при найме сотрудников, которые готовы передать вам конфиденциальную информацию о предыдущих работодателях. Очень высока вероятность, что в дальнейшем они так же поступят и с информацией о вашем бизнесе.
Источник: http://hyser.com.ua/
Комментарии к материалу