Каковы перспективы малого и среднего бизнеса в Украине
06.11.2017 1455 0 0
Лучший деловой климат в Украине наблюдается в Винницкой, Львовской, Ровенской, Тернопольской и Закарпатской областях.
Такие результаты ежегодного исследования Института экономических исследований и политических консультаций. Об общей картине делового климата и как функционирует малый и средний бизнес в Украине.
Бизнес-климат в регионах
Эксперты оценили регионы Украины на основе опроса предпринимателей по 4 критериям: качество деловой среды, текущая бизнес-активность, долговременная бизнес-активность и оценка основных 3 регуляторных процедур (регистрации, налогового администрирования, проверок).
Первое место среди регионов заняла Винницкая область. Это единственная область Украины, где предприниматели положительно оценили текущее состояние деловой среды. Также в Винницкой области зафиксировано высокие долгосрочные ожидания среди всех регионов Украины.
Проверки на предприятиях
О проверках, то в Украине значительно возросло количество малых и средних предприятий, которые проверялись хотя бы одним органом. В 2015 таких предприятий было 51,2%, а в 2016 - 68%. Причем штрафами заканчивались 60,7% всех проверок. В то же время уменьшилась общая стоимость всех проверок: в 2016 она составляла в среднем 27 325 грн.
Чаще всего с проверками приходят на предприятия в Хмельницкой, Ивано-Франковской, Ровенской и Винницкой областях. Меньше беспокоят с проверками предпринимателей в Закарпатской, Житомирской и Донецкой областях.
Чаще всего затратами (штраф, конфискация или/и неофициальными расходами) заканчивались проверки для предприятий Закарпатской (58,8%), Ивано-Франковской (56,2%), Тернопольской (51,6%), Черкасской (51,5%) и Запорожской (51,4%) областей.
Среди государственных органов наиболее проверок осуществляли органы пожарной охраны (23,9% предприятий за год), ГНИ (15,5%), Государственная служба по труду (11,4%). В ТОП-7 самых активных госорганов также попали органы Пенсионного фонда (9%), Держсанепидемстанция (7,3%), Министерство экологии и природных ресурсов (7,2%) и органы МВД (5,3%).
Чаще всего затратами заканчивались проверки ГНИ. Так, 49% малых и средних предприятий, которые прошли проверку этим органом, должны были уплатить штрафы, а 4,9% сообщили об уплате неофициальных платежей. Ничего не платили в результате проверок налоговой 46,5% МСП. Значительная часть предприятий понесла расходы и в результате проверок Министерством экологии и природных ресурсов (46,3%), Государственной службой Украины по вопросам труда (36%), органами пожарной охраны (26,4%) и Государственной финансовой инспекцией (23,5%) .
В среднем госорганы приходят на малые и средние предприятия с проверками до 4 раз в год, и длятся они в общем около 15 дней.
Малое и среднее предприятие: расходы, тенденции, проблемы
В среднем организационные расходы на новое малое или среднее предприятие составляют 27412 грн. В эту сумму входят регистрация, лицензирование, техническое регулирование, санитарно-гигиенический контроль и проверки.
В частности, полная регистрация или перерегистрация бизнеса в среднем составляет 432 грн и продолжается 11 дней.
Одно малое или среднее предприятие трудоустраивает в среднем 22 человека, причем физические лица-предприниматели трудоустраивают в среднем 3 человек, а предприятия-юридические лица - 30 человек. Три четверти руководителей МСП - мужчины, одна четверть - женщины.
Украинский бизнес не доверяет банковской сфере. 67% всех малых и средних предприятий никогда не брали кредиты у банков. В сфере IT банкам не доверяют аж 80% предприятий.
Основными препятствиями для развития предприятия бизнесмены назвали низкий спрос (59%), неблагоприятную политическую ситуацию (44%) и высокие ставки налогов (35%). На уплату налогов в 2016 году предприятия тратили в среднем 24,9% дохода.
Половина МСП имеют или отдел маркетинга, или отдельного сотрудника, который полностью или частично занимается вопросами маркетинга. 57% предприятий имеют бизнес-план или стратегию развития бизнеса, которой они придерживаются.
Такие предприятия работают преимущественно на местном рынке (города или области). И более половины из них не планируют выходить на новые географические рынки в течение следующих двух лет. Основные причины этого - недостаток финансирования, отсутствие партнеров за рубежом и непредсказуемость торговой политики Украины.
Источник: http://businessua.com/
Комментарии к материалу