Как проверяют качество непищевой продукции в Украине?
Три наиболее распространенных примера
В последнее время от чиновников часто звучат заявления о том, что представители контролирующих органов должны избавиться от формализма при проведении проверок и перейти на риск-ориентированную модель. Более того, недавно правительством был принят ряд постановлений, которыми утверждены критерии, по которым будет оцениваться степень риска и определяться периодичность плановых проверок. В дополнение, пока разрабатываются так называемые чек-листы для контролирующих органов, чтобы сделать их работу более прогнозируемой.
Несмотря на это, бизнес продолжает сталкиваться со злоупотреблениями контролирующих органов и довольно скептически относится к новым инициативам. На мой взгляд, этот скептицизм объясняется длительным опытом коммуникации с контролирующими органами. Ведь проблема заключается, в первую очередь, не в законодательстве, а в его применении.
Например, непищевые товары в Украине должны соответствовать требованиям технических регламентов, разрабатываемых на основе законодательных актов Европейского Союза. Технические регламенты устанавливают различные требования к продукции, в частности, ее безопасности, составу, качественным показателям и тому подобное. Для проверки, действительно ли тот или иной товар соответствует требованиям технических регламентов, в Украине работают органы рыночного надзора. В идеале их главной целью должно быть недопущение реализации на территории Украины опасной продукции, представляющей серьезный риск общественным интересам. Однако на практике складывается впечатление, что контролирующие органы вместо того чтобы концентрироваться на выявлении и предотвращении попадания на рынок Украины опасных продуктов, предпочитают проверять законопослушные, прозрачные компании и штрафовать их за надуманные или формальные нарушения.
Наверное многие из вас видел на товаре или упаковке так называемый трилистник или знак соответствия. Нанося этот знак производитель заявляет, что его товар соответствует требованиям технических регламентов. Поэтому, неудивительно, что приходя на проверку представители контролирующих органов, в первую очередь, смотрят, нанесен ли этот знак на товар. Теоретически все просто. Но на практике оказывается, что при желании можно найти нарушения и в способе выполнения этого требования. Ниже несколько наиболее распространенных случаев.
1. Знак соответствия нанесен на упаковку, а не на товар.
Иногда знак наносится не на товар, а на упаковку и сопроводительную документацию. Это может быть связано с различными причинами, например, размером товара, схемой его поставки в Украину или особенностями технологического процесса на производстве. Действующее законодательство позволяет наносить трилистник на упаковку, в случае если его нанесение на сам товар невозможно или неоправданно из-за характера оборудования.
Однако государственные органы считают, что инспекторы имеют право самостоятельно оценить и определить было ли возможно или оправдано нанести знак непосредственно на товар или нет. А на все обращения бизнес-сообщества о том, что именно производители обладают всей информацией, которая дает возможность сделать вывод о невозможности или неоправданности нанесения знака непосредственно на товар, государственные органы советуют обращаться в суд. Представители бизнеса уже не раз оспаривали подобные действия инспекторов в судах. Так, например, в 2017 году Коллегия судей Харьковского административного суда приняла решение о том, что «знак соответствия может быть нанесен на упаковку и на сопроводительные документы, а не только на изделия электрического и электронного оборудования». Однако, Украина не Британия, где действует прецедентное право, следовательно представители органов рыночного надзора и дальше продолжают штрафовать предприятия в случае отсутствия трилистника непосредственно на товаре.
2. Неправильно нанесен номер органа по оценке соответствия у трилистника.
В некоторых случаях у трилистника наносится номер государственного органа (лаборатории), который был привлечен к проведению оценки соответствия того или иного оборудования требованиям технического регламента. В то же время, требования и подходы государственных органов с правилами нанесения этого номера время от времени меняются. Так, например, несколько лет назад формат нанесения органа был изменен с короткого «YYY» на более широкий – "UA.TR.YYY». В результате некоторые компании периодически штрафовались за неправильное нанесение знака соответствия, пока в законодательство не было внесено уточнение о том, что номер органа можно наносить как в сокращенном, так и в широком формате.
В этом году государственные органы изобрели новое нарушение. Оказывается, не всегда, когда компания привлекает государственный орган (лабораторию) к оценке соответствия, надо ставить номер такого органа возле знака. Поэтому, ряд компаний уже получили штрафы за неправомерное, по мнению государственных органов, нанесение номера лаборатории у трилистника. Проблема осложняется тем, что за короткий промежуток времени поменять маркировку невозможно. Ведь необходимо внести изменения на производство, что требует времени и дополнительных ресурсов. Многие товары находятся в розничных сетях и реализовать их за незначительный промежуток времени невозможно.
3. Неправильная форма знака соответствия
При некоторых видах маркировки упаковки товара (например, бутылок с бытовой химией) происходит незначительная деформация знака соответствия. Таким образом, знак может приобрести несколько овальную форму, при этом оставаясь видимым и разборчивым.
Конечно же, такая деформация знака рассматривается некоторыми инспекторами как нарушение, в результате чего бизнес вынужден платить штрафы или защищать свои права в судах.
Подытоживая, хотелось бы отметить, что возможно в некоторых из указанных случаев с формальной точки зрения трактовки положений законодательства, контролирующие органы правы и какие-то компании действительно неправильно выполнили требования законодательства в части нанесения трилистника. Но насколько серьезны такие нарушения и влияют ли они на качество продукции? Видимо, не очень. Более того, позволяет ли формальная проверка правильности нанесения трилистника действительно проверить безопасность товара и его соответствие требованиям технических регламентов? Также нет.
Улучшит ли ситуацию с рыночным надзором внедрение риск-ориентированного подхода или чек-листов для проверки продукции? Вожможно, что на этот вопрос пока нет однозначного ответа. С одной стороны, мы не можем не приветствовать намерения правительства улучшить работу контролирующих органов. С другой стороны, без изменения самой философии работы этих органов, вряд ли можно рассчитывать на положительные результаты.
http://biz.nv.ua
Комментарии к материалу