Перед бизнесом стоит ряд новых вызовов, связанных с ростом конкуренции между компаниями. Главным конкурентным преимуществом фирмы является формирование ее стратегии развития, ориентированной на удовлетворение социальных потребностей как персонала, так и всех заинтересованных сторон. Поэтому компаниям приходится искать новые способы эффективного взаимодействия с разными участниками рынка, реализуя их в многочисленных КСО-проектах. Зачем фирмам развивать корпоративную социальную ответственность (далее – КСО) и почему это действительно важно для бизнеса?
Необходимым условием долгосрочного и эффективного функционирования бизнеса является понимание зависимости финансовых показателей от качества создаваемого образа компании перед инвесторами, топ-менеджментом, потребителями и общественностью.
Для многих игроков рынка становится очевидным тот факт, что успех компании во многом зависит не только от качества предоставляемых услуг и квалификации персонала, но и от объема ее инвестиций в социальную сферу страны. Как показывает практика, продуманная политика корпоративной социальной ответственности позволяет сформировать положительный имидж фирмы. Это, в свою очередь, приносит определенные выгоды: помогает в расширении клиентской базы, облегчает привлечение инвестиций, делает более конструктивным взаимодействие с государственными структурами, усиливает рейтинговые позиции.
Воплощая КСО-проекты, компании стремятся достичь двух целей: увеличить свое влияние и снизить риски. Решая проблемы общества, они обеспечивают себя и необходимым количеством сотрудников, и клиентами, и создают достойную репутацию.
Чаще всего социальная ответственность компании предполагает минимальный набор составляющих – вовремя уплаченные налоги, соблюдение трудового законодательства, регулярная выплата дивидендов, предоставление социального пакета работникам компании и отдельные благотворительные мероприятия. Однако общество ожидает от компаний ответственного ведения бизнеса в целом, а не только разовых благотворительных инициатив.
Современные требования к социальным инициативам обусловливают необходимость интегрирования социальной политики и корпоративной стратегии, рассматривая выделение средств на социальные нужды как форму стратегического инвестирования. Поэтому разработка КСО-стратегии должно предусматривать реализацию мероприятий по двум основным векторам: внутреннем – реализация социальной активности внутри компании и внешнем – проведение КСО-мероприятий во взаимодействии с внешней средой.
Внутренние социальные программы связаны с развитием персонала, здравоохранением и созданием безопасных условий труда, с решением вопросов социально ответственной реструктуризации компании, с повышением эффективности ведения бизнеса. Внешние – направлены на инфраструктурные и социальные проекты, ответственное ведение бизнеса, природоохранную деятельность, а также на укрепление репутации и имиджа компании.
Для того чтобы соответствовать высоким запросам общества и рынка, компаниям необходимо сосредотачивать свое внимание не на точечных социальных мероприятиях, а целенаправленно выстраивать комплексную политику в сфере КСО.
Реализация социальных инициатив способствует:
Прежде всего необходимо провести анализ деятельности компании, проверить наличие активов, рассмотреть возможные направления инвестирования средств и дальнейшую перспективу для бизнеса.
Исходя из результатов стратегического анализа формулируется социальная миссия компании, а также определяются средне- и долгосрочные цели не только воплощения социальных инициатив, но и бизнеса в целом. Далее разрабатываются альтернативные программы, которые предусматривают меры, направленные на достижение поставленных целей устойчивого развития, и определяют стратегию внедрения КСО.
Возможные сценарии развития корпоративной социальной ответственности компании необходимо проанализировать на предмет эффективности каждой социальной инициативы и проекта.
Выбранная КСО-стратегия закрепляется в соответствующем документе. Это может быть Политика КСО. Как правило, в компаниях создается отдел или департамент, который осуществляет реализацию КСО-проектов, стратегическое планирование в этом направлении и анализ промежуточных результатов. Также назначают лиц, ответственных за реализацию КСО-инициатив и достижение предусмотренных показателей эффективности.
Согласно разработанной стратегии и плану реализации КСО-проектов происходит подготовка и воплощаются соответствующие социальные инициативы.
На этом этапе осуществляется оценка результатов внедрения целевых проектов, вносятся необходимые коррективы в долгосрочные программы КСО в соответствии с новыми вызовами рынка и условиями деятельности компании (как внутренними, так и внешними).
При продуманной организации КСО-проекты становятся взаимовыгодным сотрудничеством или дополнительной возможностью пообщаться с клиентами и партнерами.
devisu.ua