Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как компании внедрить электронную систему закупок 

10.07.2018

Конкурентная среда и возможность выбрать лучшее ценовое предложение – главные причины, по которым компании совершают закупки через систему. Тем не менее, эффективно работать в ней получается не у всех.

Преимущества системы электронных торгов успели оценить многие представители украинского бизнеса. Одни заказчики разочаровались после первого тендера и не верят, что следующая попытка будет лучше. Другие же не решаются пробовать, так как изначально убеждены в неудаче. Почему некоторым компаниям не удается внедрить электронную систему закупок и как научиться эффективно работать в ней?

1.Отсутствие цели. Компании слышат о системе или о том, что в ней много поставщиков, и решают попробовать. Они не хотят выбрать победителя, им интересно просто посмотреть, как это работает. В результате тендер не завершается, поставщики демотивированы, потому что потратили время на подготовку и участие. А закупщик создает себе определенную репутацию и дальше работать в сфере электронных закупок ему будет достаточно сложно.

Как эффективнее? Перед тем, как объявить тендер, необходимо определить какие цели ставит компания перед собой. И лучше сразу прописать политику электронных закупок, которая будет использоваться. Это особенно важно, если тендеры проводят не один, а несколько департаментов.

2.Работа без четкого ТЗ. Часто по причине загруженности или не совсем четкого понимания предмета закупки, организаторы тендера не уделяют должного времени тендерной документации. Они надеются, что достаточно краткого описания, и поставщики сами поймут ожидания заказчика. А когда этого не случается, и они получают не тот товар, естественно, разочаровываются в системе.

Как эффективнее? Лучше выбирать для работы те площадки, где есть аккаунт менеджеры, готовые помочь с подготовкой документации. Кроме того, можно использовать в качестве шаблона задания из похожих тендеров. Если же компания закупает системно (т.е. не меньше 10-15 раз в месяц), стоит выделить для этого отдельного человека. Он сможет качественно поддерживать коммуникацию с поставщиками и заниматься тендерной документацией.

3.Действия в обход системы. Нередко компании приходят в систему, чтобы просто узнать цены на рынке, а не провести закупку. Объявив тендер, они действуют в обход: просят поставщиков прислать предложения на почту, сказать цену по телефону или договариваются о поставке напрямую. В результате, теряют все конкурентные преимущества работы в системе.

Как эффективнее? Когда компания хочет сделать мониторинг цен -  не нужно объявлять тендер. В электронной системе есть специальная процедура - запрос ценовых предложений (request for proposal - RFP - ред,). Воспользовавшись RFP, заказчик получает мониторинг цен без обязательств выбора победителя. После которого, по желанию, он может позвать конкретных поставщиков в тендер, где они будут соревноваться по цене. В любом случае, важно принимать предложения от поставщиков исключительно через электронную систему -  это обеспечит конкуренцию и честность торгов.

4.Тендер без постоянных партнеров. Некоторые закупщики считают, что нельзя приглашать в тендер поставщиков, с которыми работают. Компании боятся обидеть партнеров и даже скрывают от них эту информацию. Но поставщики регулярно мониторят систему и сами узнают о релевантных для них тендерах. В итоге, заказчик может испортить отношения с давним партнером, который не поймет, почему его не позвали в тендер, и в добавок значительно снизить конкуренцию на торгах.

Как эффективнее? Пригласить своих поставщиков в тендер, ведь для них —  это шанс доказать, что их предложение лучшее. И в этом случае, лучше изначально установить ожидаемую стоимость закупки. Тогда поставщики смогут поучаствовать, только если предложат такую же цену или ниже. Но, конечно же, нужно корректно объяснить партнерам, почему компания проводит закупки через систему, рассказать о внутренних процедурах, аудите и т.д.

5.Поиск универсального поставщика. Достаточно распространенная ситуация, когда желая «протестировать» систему, закупщик объявляет тендер на товар, который не мог купить до этого. Но если товара нет на рынке, как он появится в системе? Или же бывают случаи, когда компании хотят сделать закупку разных категорий товаров или услуг у одного поставщика. Естественно, найти такого универсального поставщика -  сложная задача.

Как эффективнее? Делать тестовую закупку лучше по нескольким категориям. И важно, чтобы хотя бы одну из них компания закупала постоянно. Так будет легче отследить эффективность электронных закупок. Кроме того, наиболее выгодную цену обычно предлагают те поставщики, которые занимаются поставками товаров одного профиля.

6.Предыдущий негативный опыт. Часто компании опасаются работать с системой из-за недобросовестных поставщиков. Они уверены, что если объявят тендер, то в него могут прийти те, с кем у них уже был негативный опыт сотрудничества. Особенно это касается компаний, которые на рынке уже не один год, и за это время успели столкнуться со срывами поставок или товарами ненадлежащего качества.

Как эффективнее? Очень важно прописать в тендерной документации требования по качеству и санкции за нарушение условий или сроков поставки. Кроме того, можно указать информацию о том, что к рассмотрению будут приниматься предложения компаний, с которыми не было негативного опыта сотрудничества. Это будет предупреждением для таких поставщиков.

Чтобы запустить и настроить новые процессы в компании, всегда нужно время. Рекомендации выше помогут сделать это быстрее и эффективнее. Но даже если для успешного внедрения системы закупок потребуется несколько попыток, важно помнить, что за ней —  будущее. В динамично развивающемся мире занять лидирующие позиции смогут те компании, которые быстрее примут новые правила и усовершенствуют операционные процессы.

https://biz.nv.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
23.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели С 27 сентября вступят в силу изменения касательно блокирования НН Минэкономики внесло изменения в Критерии предприятий Внимание: с 12 октября 2025 года будут действовать новые правила пересечения границ ЕС для украинцев Новое основание для отсрочки работни...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
26.09.2025
В перечень агротехники и оборудования с компенсацией 25 % добавлено более 200 новых наименований
Компенсация 25 % стоимости (без НДС) предоставляется за сельскохозяйственную технику и оборудование с подтвержденным уровнем локализации производства от 60 % (для комбайнов, тракторов, самоходных опрыскивателей и зерновозов действуют отдельные условия). Обновленный перечень публикуется на сайте Минэ...
26.09.2025
Возобновлен прием обращений субъектов агропромышленного комплекса относительно определения их критически важными
Минэкономики возобновляет прием обращений субъектов агропромышленного комплекса относительно определения их критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период через Государственный аграрный реестр (ГАР). Вниманию субъектов хозяйствования ...
25.09.2025
Гранты для креативных хабов и профессиональных ассоциаций
Британский Совет объявляет о реализации грантового конкурса для креативных хабов и профессиональных ассоциаций и объединений, являющихся двигателями креативной экономики Украины. В рамках программы пять победителей смогут получить до 10 000 фунтов стерлингов на реализацию своих проектов на протяжени...
Лучшие материалы