Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как категорийный менеджмент может помочь бизнесу зарабатывать больше

11.02.2020

Бизнесом в современном мире правят стратегии. Теперь при закупках вместо традиционного (транзакционного) подхода «принял заявку – закупил» все больше ценят стратегические инструменты. И все чаще словосочетание «категорийный менеджмент» упоминают в Украине в разрезе стратегического подхода к закупкам.

Закупщик не просто ходит по магазинам, выбирая необходимый товар, как кажется некоторым. Он выполняет разные задачи: разрабатывает стратегии и планы реализации, отбирает и анализирует поставщиков, оформляет тендерную документацию, управляет взаимоотношениями с поставщиками и многое другое.

Категорийный менеджмент в закупках – это целая бизнес-философия, стратегический подход к организации закупок товаров и услуг, который связывает бизнес-цели и требования конечных клиентов с возможностями рынка.

Категорийный менеджер смотрит значительно шире, чем рядовой специалист по закупкам. Современный закупщик – стратег, который владеет большим количеством знаний о микро- и макроэкономике, праве, финансах, технологиях, законах, маркетинге. Он не ограничивается лишь получением внутренней заявки и проведением тендерной процедуры. Категорийный менеджер взаимодействует с внутренними заказчиками, внешними потребителями, субпоставщиками, другими отделами в компании. И говорит с ними на одном языке.

Что это означает на практике?

Часто формального общения закупщика с внутренним заказчиком недостаточно. Именно поэтому в категорийном менеджменте работает подход матричного управления, когда в управление категорией вовлекаются все, кто влияет на эту закупаемую группу (категорию) товаров или услуг.

Например, в категорийную группу «Печатные материалы» входит закупщик печатных материалов, маркетолог, юрист и бухгалтер. Вместе они найдут оптимальные подходы к управлению категорией.

Некоторые коллеги говорят, что управление закупочной категорией – это как управление отдельной бизнес-единицей. И действительно, нам нужны разные специалисты на разных стадиях управления категорией. И чем сложнее категория, тем больше требуется вовлечения профи из других отраслей.

Ценность и прелесть категорийного менеджмента в том, что он позволяет фокусироваться на специфических направлениях расходов, объединять их и оптимизировать ресурсы. Например, чтобы не обращаться постоянно к сотне поставщиков за отдельными товарами, порой достаточно определить, сколько вы тратите в год (допустим, на канцелярию), и заказывать весь объем у одного-трех поставщиков. Это сэкономит время и гарантирует дополнительные скидки на объеме.

Теперь перейдем к спецификациям или техническим заданиям.

В терминологии категорийного менеджмента определение потребностей и составление спецификаций – одна из первых стадий. Качественная и тщательная проработка спецификаций важна. То, что вы заложите в спецификации, как вы это опишите, то вы и получите на выходе. Откроете ли вы возможность для коррупции или создадите благоприятную конкурентную среду? Все это заложено в спецификациях.

Если спецификация составлена неправильно, она сильно ограничивает конкуренцию, затягивает закупочный процесс, делая его неэффективным, и порождает коррупцию. Именно поэтому я уделяю очень много внимания подготовке спецификаций.

Спецификация не статична – она зависит от изменений в среде, технологиях, подходах. Опытный закупщик регулярно обновляет документ, поскольку рынок постоянно меняется. Например, в IT-сфере информация устаревает за месяцы. Появляются новые товары и их заменители и в других сферах.

Например, с 2019 года сеть американских ресторанов Burger King начала продавать новый вегетарианский бургер «Rebel Whopper» с «котлетой» из соевого белка. Новая закупочная категория «родилась» несколько лет назад из общей стратегии компании вслед за тенденциями рынка. То есть у мяса появился товар-заменитель – соевый белок.

По оценкам швейцарского финансового холдинга UBS, рынок мяса на растительной основе к 2025 году достигнет 50 миллиардов долларов. И эта аналитика станет частью категорийной стратегии для новой категории «Соевый белок» в Burger King, которая вряд ли существовала еще 10 лет назад.

Итак, хорошо подготовленная спецификация позволяет закупщикам:

  • минимизировать риски потерь;
  • экономить деньги компании, время и другие ресурсы;
  • корректно сравнивать предложения, то есть сравнивать «апельсины» с «апельсинами», а не с «огурцами»;
  • реализовать активную лидерскую позицию категорийного менеджера в компании.

Кроме того, существует правило проверки спецификации 4-С:

Clear – ясная и четкая. Изложение должно быть достаточно четким, чтобы описать суть и проблематику.

Concise – краткая настолько, насколько позволяет специфика закупки.

Competitive– конкурентная. Она должна давать возможность привлечения разных поставщиков, создавая конкуренцию, чтобы в итоге выбрать наиболее подходящего.

Complete – полная. Спецификация должна полностью описывать все детали, быть понятной как поставщикам, так и внутри самой организации. Особенно это касается сложных закупок.

Чтобы составить правильную спецификацию, закупщики и вся категорийная группа прорабатывают целый ряд вопросов:

  • Кому нужны эти продукты или услуги?
  • Где они будут использоваться? Куда их поставлять?
  • Для чего нужны именно эти товары или услуги? Какова их цель?

Иногда компании привлекают третью сторону — узких специалистов, которые дают экспертное заключение по оформлению спецификаций по всем критериям. В дальнейшем они помогут оценить предложения поставщиков.

thepage.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
28.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГНС утвердила Реестр крупных налогоплательщиков на 2026 год Рада продлила сроки военного положения и мобилизации Вносить ли изменения в ЕГР, если изменено название населенного пункта: письмо Минюста Приведет ли к потере стажа неоцифровка трудовой книжки Д...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
31.10.2025
«Обрій» – новая цифровая система поиска работы
Цифровая экосистема «Обрій» для человека – это простой онлайн-маршрут: обращение, рекомендации, сопровождение до работы; для бизнеса – меньше бумаги, меньше расходов и более эффективный наем; для государства и общин – качественные оперативные данные для решений и таргет...
31.10.2025
Нидерланды открыли грантовую программу для поддержки Украины
Целью грантовой программы является поддержка приоритетных проектов, реализуемых партнерствами с участием предприятий и организаций для облегчения давления на украинский государственный сектор путем содействия усилиям по восстановлению Украины и устойчивому восстановлению ее экономики и общества.&nbs...
31.10.2025
Альтернативный метод разрешения споров с ГНС: подписан Меморандум с Советом бизнес-омбудсмена
Результатом подписания Меморандума должно стать уменьшение конфликтов и укрепление доверия между бизнесом и властью. Больше по теме: Как обжаловать отказ в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки: таблица-подсказка Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговл...
Лучшие материалы