Как будут финансировать медучреждения, превращенные в коммунальные некоммерческие предприятия
В связи с вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения» в регионах начался процесс преобразования учреждений здравоохранения по коммунальным учреждений на коммунальные некоммерческие предприятия. Согласно письму Минздрава от 02.02.2018 №19.1-04-158 2823, предоставлена информация о механизме финансирования указанных предприятий в условиях действующего законодательства.
Автономизация учреждений здравоохранения способствует увеличению хозяйственной и финансовой автономии (самостоятельности) и управленческой гибкости коммунальных учреждений здравоохранения, формированию у них стимулов для улучшения качества медицинского обслуживания населения и одновременно повышения экономической эффективности использования активов.
О возможности финансирования учреждений здравоохранения, которые изменили организационно-правовую форму с коммунального учреждения на коммунальное некоммерческое предприятие, за счет медицинской субвенции через органы государственного казначейства Минздрав информирует о следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Бюджетного кодекса Украины установлено, что субвенции - межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции. Статьей 97 Бюджетного кодекса Украины предусмотрено среди возможных трансфертов из государственного бюджета в местный - медицинскую субвенцию.
Пунктом 3 Порядка и условий предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 января 2015 № 1 и «Некоторые вопросы предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» установлено, что субвенция направляется на оплату текущих расходов учреждений здоровья» и программ в сфере здравоохранения, определенных в статье 103-4 Бюджетного кодекса Украины.
Частью І статьи 103-4 Бюджетного кодекса Украины определено, что медицинская субвенция направляется на расходы местных бюджетов, предусмотренные в пункте 3 части первой статьи 89 (кроме подпункта «г») и пункте части первой статьи 90 настоящего Кодекса, для оплаты текущих расходов, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
Часть 3 статьи 90 Бюджетного кодекса Украины указывает, среди прочего, по расходам, которые осуществляются из бюджета Автономной Республики Крым и областных бюджетов, относятся расходы на здравоохранение: специализированную амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (специализированные больницы, поликлиники, включая стоматологические, центры, диспансеры, госпитали для ветеранов войны, дома ребенка, станции переливания крови); другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, центры медицинской статистики, территориальные медицинские объединения, автопредприятия санитарного транспорта, базы спецмедснабжения, центры здоровья и мероприятия санитарного просвещения, региональные мероприятия по реализации государственных программ, другие программы и мероприятия); региональные программы развития и поддержки коммунальных учреждений здравоохранения, которые являются объектами права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении областных советов, и региональные программы предоставления населению медицинских услуг сверх объема, предусмотренный программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения.
Частью 6 статьи 22 Бюджетного кодекса Украины определено, что распорядитель бюджетных средств может уполномочить получателя бюджетных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и предоставить ему средства бюджета (на безвозвратной или возвратной основе) в пределах соответствующих бюджетных ассигнований. Получатель бюджетных средств использует такие средства на основании плана использования бюджетных средств, содержащий распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете этого распорядителя бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 38 Бюджетного кодекса Украины определено, что получателями бюджетных средств могут быть субъекты хозяйствования, общественная или иная организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномоченное распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета.
Аналогичные положения содержатся в постановлении Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений», где определен порядок определения получателя бюджетных средств, порядок составления смет распорядителем бюджетных средств и плана использования бюджетных средств соответствующим получателем бюджетных средств (коммунальным некоммерческим предприятием).
То есть, образованное Коммунальное не коммерческое предприятие изменит статус с распорядителя на получателя бюджетных средств по соответствующей программе финансирования из местного бюджета, которая будет состоять (частично или полностью) из средств медицинской субвенции из государственного бюджета.
При этом, часть І статьи 43 Бюджетного кодекса Украины определяет, что при выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Казначейство Украины обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины. Пункт 1 части 2 указанной статьи отмечает, что казначейское обслуживание бюджетных средств предусматривает расчетно-кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других клиентов в соответствии с законодательством.
Пунктом 4.6. Приказа Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938 «Об утверждении Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов» определено, что распорядители низшего уровня (получатели бюджетных средств) включаются в сети главных распорядителей или распорядителей низшего уровня, если они получают ассигнования непосредственно от них. Порядок осуществления расчетов органами государственного казначейства в пределах бюджетных программ определяется этой же инструкции и в частности разделами 9 и 10.
Также, с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления, руководителям местных органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения разработаны Методические рекомендации по вопросам преобразования учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, размещено на официальном веб- сайте Минздрава.
http://www.medcv.gov.ua/archives/1163...
Комментарии к материалу