Что следует изменить в системе школьного образования в Украине
16.08.2016 1147 0 0
Система школьного образования в Украине нуждается в неотложном ремонте, причем вовсе не косметическом. Хорошо, что хотя бы на двадцать пятый год независимости в профильном министерстве наконец поняли это. Уже в ближайший четверг Лилия Гриневич и ее подчиненные намерены представить на заседании правительства концепцию школьной реформы. Если хотя бы часть неизвестных пока в мелких деталях замыслов министра образования и науки удастся воплотить в жизнь, то это уже будет неплохо, ведь пока среднестатистическую украинскую школу лучше всего характеризуют такие понятия, как "анахронизм" и "шум".
Во-первых, в школьной программе все еще много частично лишних и ненужных вещей.
Особенно это касается точных наук. Речь здесь не только о завышенных требованиях, но и о количестве времени, выделяемого на изучение теорем и формул, которые 99 процентам учащихся во взрослой жизни никогда не понадобятся, если они сами не заведут детей. Семь суммарных часов алгебры и геометрии в неделю - норма для школ с математическим уклоном, но не для учебных заведений, потенциальных претендентов на нобелевскую премию не готовят в принципе. Научить среднестатистического школьника четырем основным математическим действиям можно и за меньший промежуток времени - многим для этого вообще курса начальных классов хватает.
Автору в юные годы частенько везло на преподавателей, и заслуженный медицинский работник на пенсии, которую от скуки занесло в родную школу преподавать ОБЖ, в этот перечень вполне вписывалась. Опытная и образованный человек, в свое время участвовала в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и армянского землетрясения, за один час в неделю рассказывала малолетним невеждам больше интересных и действительно полезных вещей, чем некоторые другие преподаватели по шесть. Рассказывала и была всегда неприятно поражена дисбалансом школьной программы - на важнейшие с ее точки зрения дисциплины выделяют меньше часов. Тогда эти заявления могли кому-то показаться смешными и несерьезными.
Но посмотрите, сколько у нас сейчас специалистов по логарифмам и интегралам, которые знать не знают, что делать после ожога кипятком или укуса змеи? То-то и оно.
Справедливости ради стоит заметить, что в сегменте гуманитарных дисциплин перегрузка тоже имеет место. Профессор Григорий Клочек, авторитетный в определенных кругах человек, на днях заметил, что количество писателей и произведений, заложенных в школьную программу по литературе, совершенно не соответствует времени, выделяемому на изучение и закрепление. Действительно, за 2 часа в неделю очень трудно полноценно охватить столь широкий диапазон, а для кого-то эта миссия и вообще невыполнима. Выходов из этой ситуации не так уж и много - или увеличивать количество часов, или уменьшать объем программы.
Клочек, правда, предлагает неоднозначное и не очень очевидное решение - по мнению господина профессора, такую учебную дисциплину, как зарубежная литература, надо убрать совсем. "Понимаю, многим это предложение может показаться достаточно противоречивым. Аргументы против него, конечно же, найдутся, но я убежден, что весомых аргументов в его пользу значительно больше. НЕ начиная дискуссию из-за нехватки времени и места, приведу лишь один из них: прошу подумать почему в общеобразовательных школах всех европейских стран такого предмета, как зарубежная литература, нет", - позиция господина профессора кажется четкой и понятной, но не без нюансов, особенно если обращать внимание на желание слепить из украинской и зарубежной литературы один предмет.
В американских школах (давайте уж откровенно: европейский опыт никого из настоящих или мнимых реформаторов не интересует, а мантра «давайте сделаем все, как в Штатах" уже настолько въелась в мозг и менталитет, о которой нет смысла лишний раз напоминать) углубленного изучение зарубежной литературы действительно нет. Начинается оно только в колледжах и университетах, и то только для тех, кто выбирает себе подходящую специальность и направление развития.
Да что там зарубежная литература - там даже в изучение произведений собственных писателей никто никого не заставляет углубляться, потому американская система образования готовит детей к относительно легкой жизни в суровом капиталистическом мире, а не учит решать кроссворды.
Подробнее смотри по ссылке: https://beztabu.net/
Комментарии к материалу