Что можно потребовать от авиакомпании в случае, если…
01.06.2017 1619 0 0
Впереди – период массовых отпусков. Многие сядут в самолеты и отправятся далеко от дома. У кого-то возможны задержки рейсов – в том числе – длительные. В том числе – с потерей возможности продолжить перелет из аэропорта стыковки, если рейс с пересадками. На что может рассчитывать пассажир, когда авиарейсы задерживаются или вообще отменяются? Какие компенсации можно получить?
Ввиду того, что украинцы намного активнее начнут летать в ЕС и оттуда, очень важно понимать, на какого рода компенсации в случае отмен и задержек может рассчитывать пассажир.
Тем более, что у нас прямо под руками оказался хороший пример с массовой отменой и задержкой рейсов – стоит посмотреть, как оно там работает. Колоссальный обвал компьютерных систем управления авиакомпании British Airways оказался причиной хаоса, который продлился более двух суток. В результате коллапса систем управления полетами, резервирования билетов и сортировки багаж у авиакомпании British Airways было только в субботу, 27 мая 2017 года отменено более 400 рейсов, на второй день, 28 мая, воскресенье, было отменено уже 115 рейсов. Расписание начало нормализовываться только к понедельнику, 29 мая 2017 года. Несколько сотен рейсов были отложены на значительные сроки. Например, рейс British Airways Киев-Лондон (Хитроу) был 28 мая задержан на более 4 часов. 29 мая он вылетел вовремя.
Авиакомпания извиняется, но пассажирам пришлось несладко. На что может в подобной ситуации рассчитывать пассажир? На первый взгляд, мало на что. И люди спали прямо на полу в шикарных залах вылета терминала 5 лондонского аэропорта Хитроу. Этот терминал – вотчина British Airways, практически – ее дом. Тем не менее, авиапассажиры были вынуждены отдыхать на полу в ожидании рейсов. Причина проста – аэропорты и окружающая их инфраструктура не приспособлены к таким форс-мажорным обстоятельствам. Несколько дорогих отелей, расположенных вокруг Хитроу, просто не предназначены для размещения гостей в случае массовой отмены или задержки рейсов.
Например, информагентства утром 29 мая сообщали, что в окрестностях аэропорта Хитроу некоторые отели и вовсе взвинтили цены за номера в разы – кое-где за вполне рядовые комнаты хотели от 1000 до 2500 фунтов в сутки.
Что предлагала авиакомпания?
Она предлагала пассажирам самостоятельно решать проблему ночевки. В качестве компенсации предлагались куда более скромные суммы: 200 фунтов на ночь в отеле, 50 фунтов на такси из аэропорта до отеля и обратно, 25 фунтов на еду и напитки в сутки. Это много? Если уехать километров на 10-15 от аэропорта, то в предместьях Лондона можно найти отель за такие деньги. 50 фунтов на такую поездку (туда-обратно) должно хватить – но на Uber, на стандартном лондонском кэбе – нет. 25 фунтов хватит, чтобы пару раз заглянуть в фаст-фуд. Или на один обед в средней руки пабе.
Но это то, что авиакомпания обещает компенсировать по поводу прямых затрат авиапассажиров. Помимо этого, она будет выплачивать компенсации согласно действующему в ЕС закону о правах авиапассажиров — EU ‘ Flight Compensation Regulation’ 261/2004. В нем для для отмененных и сильно задержанных рейсов полагаются компенсации от 250 до 600 евро на пассажира.
Под сильной задержкой рейса понимаются в том законе:
— на два часа и более для рейсов до 1500 км длиной;
— на три часа и более на рейсах внутри ЕС длиной от 1501 км и далее, а также для других рейсов длиной 1501-3500 км;
— на четыре часа и более на всех прочих рейсах(кроме предыдущих двух пунктов).
За опоздание на рейсах разной длины – разная компенсация:
— для рейсов до 1500 км длиной – 250 евро;
— для рейсов внутри ЕС длиной от 1501 км и далее, а также для других рейсов длиной 1501-3500 км – 400 евро;
— для всех прочих рейсов (кроме предыдущих двух пунктов) – 600 евро.
Компенсация – это замечательно, но как быть с путешествием?
Авиакомпания может предложить три варианта:
А) возврат денег за авиабилет в течение семи дней;
Б) возвращение в точку, откуда началось путешествие (это для слабаков, полагает автор);
В) продолжение полета альтернативным маршрутом.
Если при этом продолжение маршрута не привело к опозданиям более чем на два, три и четыре часа, соответственно по описанным выше типам рейсов, то авиакомпания может предложить компенсацию в размере половины упомянутых выше сумм (соответственно 125, 150 и 300 евро).
Возврат стоимости билета – штука странная
Потому что есть в связи с ней два опасения.
Первое: возврату подлежит цена, за которую билет был куплен. Учитывая нашу привычку ради экономии покупать билеты очень заранее, вернут сумму, за которую вряд ли две трети билета можно будет оплатить в день вылета. И не факт, что будет достаточно суммы компенсации для доплаты.
Второе опасение состоит в том, что норма о возврате упоминает «сумму за часть невыполненного перелета». То есть по факту получается, что в случае перелета со стыковкой кто-то как-то начнет рассчитывать сумму, которую стоят последние сегменты (участки перелета) после того аэропорта пересадки, в котором случилась задержка или отмена.
С продолжением перелета альтернативными рейсами тоже нужно держать ухо востро. Например, если возможности авиакомпании таковы, что она может доставить в тот город (регион), куда планировался полет, но в другой аэропорт, то пассажиру должен быть предоставлен трансфер к изначально обозначенному аэропорту прилета или к той точке рядом с ним, куда укажет пассажир.
О таких тонкостях стоит помнить, например, в Барселоне, где самолет могут посадить не в аэропорту Барселоны, а в Жироне, до которой добрая сотня километров. Или могут посадить не в лондонском Хитроу, а в находящемся на отшибе Лутоне – между ними около 50 км. И километраж тут не главное – стоимость проезда от соответствующего «запасного» аэропорта до цели может оказаться обескураживающе высокой, соизмеримой с четвертью цены авиабилета, например.
Что нужно делать в случае отмены или длительной задержки:
— фиксировать ситуацию, обратившись к представителю авиакомпании;
— настаивать на разрешении своей проблемы максимально комфортным и приемлемым способом;
— сохранять чеки и другие подтверждающие документы по поводу разумных трат на наземный транспорт, еду, напитки, размещение в отеле (его обязаны предоставить или компенсировать в случае ночевки);
— иметь в смартфоне ссылку на вот этот закон ЕС.
Ну а теперь о грустном
Чудесные законы ЕС не работают на территории Евросоюза в случае:
— если рейс был из-за пределов ЕС внутрь Евросоюза и оператором была не-ЕС авиакомпания;
— если по соответствующему закону не-ЕС страны уже получены компенсации, альтернативный перелет и т.п.
А воспользоваться правами, согласно закону ЕС о правах авиапассажира можно в случаях если:
— если рейс полностью внутри ЕС – и не важно, какая авиакомпания является его оператором;
— если рейс прибывает в ЕС, а оператор – компания из страны ЕС;
— если рейс отправляется из ЕС в не-ЕС страну — и не важно, какая авиакомпания является его оператором.
Источник: http://hyser.com.ua/
Комментарии к материалу