Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Чем отличается чрезвычайная ситуация от чрезвычайного положения

26.03.2020 660 0 0

Основное отличие - в ограничении конституционных прав и свобод граждан

Вчера правительство приняло решение о введении режима чрезвычайной ситуации на всей территории Украины на 30 дней, до 24 апреля 2020 года. Несколькими днями ранее Кабмин уже ввел этот режим в некоторых областях Украины, однако распространение коронавирусной инфекции заставило правительство распространить его действие на всю территорию страны.

Вместе с тем следует учитывать существенные различия режима чрезвычайной ситуации от режима чрезвычайного положения, которые заключаются в следующем.

Согласно действующему законодательству, чрезвычайное положение - это особый правовой режим, который может вводиться при возникновении чрезвычайной ситуации не ниже общегосударственного уровня, предоставляющий органам государственной власти дополнительные полномочия, необходимые для устранения угрозы и скорейшей ликвидации этой ситуации, восстановления правопорядка, нормализации обстановки, защиты конституционного строя, а также допускает временное ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов субъектов хозяйствования с обозначением срока действия этих ограничений (Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»).

При этом чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой другими способами невозможно. Положение вводится указом президента Украины, подлежит утверждению Верховной Радой на срок не более 30 суток, в отдельных ее местностях - не больше 60 суток, и может быть продлен не более чем на 30 суток.

В свою очередь, под чрезвычайной ситуацией следует понимать обстановку как на всей территории государства, так и на ее отдельных частях, в пределах субъекта хозяйствования или на водном объекте, при которой нарушаются нормальные условия жизнедеятельности населения (в соответствии с Кодексом гражданской защиты Украины).

Причинами нарушения этих условий могут быть как эпидемия, так и катастрофа, авария, пожар, стихийное бедствие или другие опасные события, которые привели или могут привести к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, причинению значительного материального ущерба, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, проведение на ней хозяйственной деятельности.

В зависимости от объемов причиненных последствий, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, чрезвычайная ситуация может быть разного уровня: государственного, регионального, местного или объектового.

Режим чрезвычайной ситуации вводится по решению Кабинета Министров Украины, местных государственных администраций и отличается от чрезвычайного положения тем, что он не ограничивает конституционные права и свободы человека и субъектов хозяйствования, однако устанавливает для них определенные обязанности.

В частности, граждане Украины обязаны:

  • соблюдать противоэпидемический или другой режим;
  • сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • до прибытия аварийно-спасательных подразделений принимать меры для спасения населения и имущества;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, охраны труда, которые могут привести к чрезвычайной ситуации, и тому подобное.

На субъекты хозяйствования возлагаются следующие обязанности:

  • обеспечение своих работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • осуществление за собственные средства мероприятий гражданской защиты, уменьшающих степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдение противоэпидемического или иного режима, и тому подобное.

Итак, режим чрезвычайной ситуации не приводит к ограничению конституционных прав и свобод граждан, не предусматривает вмешательства государства в деятельность частных компаний, а только консолидирует усилия для преодоления угрозы, усиливает координацию всех служб, центральных и местных органов власти, задействованных для противодействия распространению коронавируса.

nv.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы