Чего бизнесу ждать от реформы ГФС?
04.05.2017 42 0 0
В украинской экономике около половины ВВП обеспечивает внешняя торговля. С началом действия Соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом украинские экспортеры и импортеры имеют прекрасную возможность расширить свою деятельность и глубже интегрироваться в мировую торговлю. Однако на этом пути часто становятся таможенные препятствия: тонами простаивают скоропортящиеся товары, а таможенная стоимость товаров меняется каждый час. Правительство прогнозирует реформирование отрасли, но будут ли изменения благоприятными для бизнеса?
Так, в категории международной торговли в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного Банка (Doing Business report) в 2017 году Украина заняла 115 место. В прошлом году нам посчастливилось побывать на 110 ступени. По показателям мы сусідимо с Ливией и Парагваем.
То есть, несмотря на то, что в стране вот уже несколько лет идут реформы, а ЕС для нас открыл свой рынок, ситуация с международной торговлей только ухудшается. Все через значительные затраты средств и времени, связанных с перемещением товаров через границу.
Бюрократия и коррупция на таможне и неблагоприятное валютное регулирование ㅡ основные враги развития международной торговли в Украине
Согласно результатам опроса среди предпринимателей, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций, на таможенные барьеры жалуются 27% экспортеров и 35% импортеров.
Наибольшими препятствиями для экспортеров является непредсказуемость торговой политики Украины, недостаточный уровень транспортной инфраструктуры и неблагоприятное валютное регулирование.
Импортеры чаще всего страдают от непрозрачности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых сложности таможенного и налогового законодательства Украины и неблагоприятного валютного регулирования.
От этих факторов одинаково страдает бизнес всех размеров, но в самом тяжелом положении оказываются малые предприниматели ㅡ им еще приходится бороться с неэффективностью механизма возмещения НДС, непрозрачностью и бюрократией в политике налоговой инспекции.
За последний год произошло два ключевых нововведения: принцип “единого окна” и мобильные группы проверки
Поистине революционным выглядит информационный обмен по принципу “единого окна“, что заработал с августа.
В идеале все работает таким образом: субъект подает необходимые для прохождения таможенного контроля документы и ждет 4 часа. Если в течение этого времени у контролирующих органов не возникло никаких вопросов и претензий, предприниматель спокойно пересекает границу.
И на практике все хуже: таможенники научились затягивать процесс дольше, чем на 4 часа, да и до этой процедуры еще нужно пройти через все связанные с этим органы, что приводит даже до двух недель простоя.
Кроме того, ”единое окно” позволяет подавать документы в электронном виде. Но предприниматели жалуются, что при прохождении таможенного контроля нужно иметь с собой еще и бумажные экземпляры.Поэтому растаможить товар “по старинке” получается иногда даже быстрее.
Что же до так называемых “мобильных сотен”, или же по-народному “черносотенцев”, то здесь тоже не все однозначно. С одной стороны, это независимые наблюдатели, которые могут в любой момент воспользоваться своими полномочиями, обеспечивая прозрачность системы. Однако широта полномочий и нечеткая система обязанностей может превратить их и на коррупционные группы.
Основным же коррупционным рычагом давления на предпринимателей до сих пор остается регулирование таможенной стоимости (почти половина опрошенных предпринимателей имела недоразумение с таможенниками именно за это).
Реформа ГФС призвана снизить уровень коррупции, однако может и “усложнить” жизнь предпринимателям
Эту реформу правительство обещает еще с прошлого года, и вот уже с 1 мая она должна заработать.
Основная цель реформы ㅡ автоматизация и уменьшение человеческого фактора там, где это возможно. Эксперты отмечают, что изменения в ДФС способны снизить в 3-4 раза уровень теневой экономики в Украине и принести в бюджет дополнительные 150 млрд грн в течение года.
Однако и здесь не обошлось без противоречий. Постановление №237 от 29.03.2017 года, которым предусмотрена реформа таможни, пока несколько “сырая”, до сих пор не подписано и сейчас идет ее активное обсуждение.
Концепция реформирования ДФС предусматривает своеобразную централизацию таможенной структуры. Основная цель такой инициативы — снизить зависимость структурных подразделений на местах от региональных органов власти, тем самым уменьшая уровень коррупции.
Но другой стороной медали является то, что все региональные таможни (до сих пор их было 27) теперь будут зависеть от одного единственного центра — Межрегиональной таможни. Такая централизация в условиях масштабной децентрализации. И если предприниматель, скажем, в Закарпатской области, будет иметь какие-то недоразумения с органами ДФС на месте, ехать подавать иск в суд ему придется до Киева, собственно, как и со всеми другими вопросами (жалобы, таможенные платежи и прочее).
Кроме того, Постановление закрепляет за руководителем Межрегиональной таможни классификацию с более 20-ти полномочий. Даже, если эти полномочия как-то делегуватимуться, все равно нужно будет ждать утверждение каждого решения из центра, что может существенно продлить таможенные процедуры для бизнеса.
То есть, только киевские суды смогут заниматься этими вопросами.
Реформа ГФС, что неизбежно затрагивает и таможню, вряд ли возможна без пересмотра положений Постановления №237 и ее содержательных доработок. Но опыт реформирования под эгидой облегчения жизни малого и среднего бизнеса, обычно, доказывает, что жизнь предпринимателей только усложняется.
Источник: http://ckp.in.ua/analytics/17730
Комментарии к материалу