Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация не проведена: какие последствия грозят предприятию?

Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879). Сразу отметим, что на субъекта хозяйствования (предприятие) никакие штрафные санкции не налагаются. А вот должностные лица предприятия могут быть привлечены за такое нарушение к административной и дисциплинарной ответственности. Рассмотрим подробнее эти виды ответственности, а также расскажем, какие еще негативные последствия могут наступить для предприятия, которое проигнорировало требования законодательства и не провело инвентаризацию.


Виды ответственности

Административная ответственность применяется на основании ст. 1642 КУоАП. Эта статья предусматривает штраф за несвоевременное и некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн). Эти санкции применяются к руководителю предприятия, так как согласно законодательству именно он является должностным лицом, ответственным за проведение инвентаризации.

Согласно ст. 2341 КУоАП налагать такой штраф вправе органы госфинконтроля. На сегодня это Государственная аудиторская служба (см. постановления КМУ от 03.02.2016 № 43 и от 28.10.2015 № 868).

Обратите внимание: оштрафовать могут только должностных лиц предприятия, подконтрольного Государственной аудиторской службе. Перечень подконтрольных субъектов можно найти в ст. 2 Закона от 26.01.1993 № 2939-XII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине». В него, к примеру, включены субъекты хозяйствования госсектора экономики, предприятия, получавшие в проверяемом периоде средства из бюджета, и др.

Дисциплинарная ответственность применяется работодателем. Он может применить к работникам, виновным в непроведении инвентаризации или ее проведении с нарушениями, такие меры дисциплинарного взыскания, как выговор и увольнение (ст. 147 КЗоТ).

За каждое нарушение к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 149 КЗоТ). Чаще всего в данной ситуации объявляется выговор. Ведь для применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение, должны быть основания, перечисленные в КЗоТе. Например, в п. 3 ст. 40 КЗоТ речь идет о систематическом невыполнении работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Но одного случая непроведения инвентаризации недостаточно для увольнения по этому основанию. Ключевой признак в упомянутой норме – систематичность. Поэтому, если работник несколько раз допустил нарушения, тогда такое увольнение возможно.

Важные правила привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора:

  • применяется в течение месяца со дня выявления проступка (срок пребывания работника в отпуске или на больничном в этот период не включается);
  • в любом случае выговор может быть оформлен не позже 6 месяцев с момента совершения проступка;
  • оформляется приказом, с которым работника необходимо ознакомить под подпись;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности – право, а не обязанность работодателя.

Прочие негативные последствия

Помимо ответственности должностных лиц предприятия при игнорировании требований Положения № 879 о проведении инвентаризации в случаях, когда это обязательно, такое предприятие могут ожидать и другие негативные последствия. Рассмотрим их подробнее.

1. Игнорирование требования налогового органа о проведении инвентаризации.

Во время проверок налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика, которого он проверяет, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей и наличных средств (пп. 20.1.9 Налогового кодекса Украины, далее – НКУ). Кроме того, в п. 7 разд. I Положения № 879 указано, что обязательным является проведение инвентаризации на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этом случае инвентаризация должна быть начата в срок и объеме, указанном в документе этого органа, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа.

А невыполнение требования налогового органа о проведении инвентаризации может грозить предприятию применением административного ареста имущества на основании пп. 94.2.8 НКУ.

Важный момент! Применение налоговиками админареста будет правомерным, только если налогоплательщику было вручено надлежащим образом оформленное требование о проведении инвентаризации по правилам, установленным ст. 42 НКУ. См. также разъяснение в ОИР, категория 130.01 (ответ на вопрос: «Чи мають право працівники контролюючих органів в ході перевірки СГ вимагати проведення інвентаризації ОЗ, ТМЦ, коштів та зняття їх залишків?»). То есть такое требование может быть отправлено налогоплательщику по почте заказным письмом либо направлено в Электронный кабинет. А устные требования налоговиков неправомерны.

2. Подтверждение финотчетности аудиторским отчетом.

Годовая финотчетность и годовая консолидированная финотчетность предприятий, которые обязаны ее обнародовать, должна быть подтверждена аудиторскими отчетами (ч. 3 ст. 14 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Если предприятие перед составлением годовой финансовой отчетности не провело инвентаризацию, то ему не удастся получить аудиторский отчет в подтверждение достоверности финотчетности. Такой вывод прямо следует из норм ст. 14 Закона от 21.12.2017 № 2258-VIII «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее – Закон № 2258). Ведь согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 2258 аудиторский отчет предусматривает предоставление уверенности пользователям путем выражения независимого мнения аудитора о соответствии во всех существенных аспектах финотчетности и/или консолидированной финотчетности требованиям НП(С)БУ, МСФО или другим требованиям. В данном случае требования п. 7 Положения № 879 о проведении инвентаризации не выполнены, а значит, о получении аудиторского отчета речь не идет.

А невыполнение предприятием требований законодательства об обнародовании финотчетности может грозить достаточно серьезными санкциями. Так, к должностным лицам предприятия может быть применен административный штраф на основании ст. 16316 КУоАП в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн).

Наложить админштраф на должностных лиц предприятия (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ценных бумаг) может Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП).

Но внимание! Во время военного положения этот штраф не применяется согласно п. 41 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» (далее – Закон № 2115). Однако следует учесть, что Законом от 18.06.2025 № 4505-IX в Закон № 2115 были внесены изменения, касающиеся подачи финотчетности в органы статистики. Поэтому в настоящее время предприятия не освобождаются от обязанности подавать финансовую отчетность в органы статистики, а значит, и от ответственности за ее неподачу (пп. 13 п. 1 Закона № 2115). Вместе с тем согласно пп. 41 п. 1 Закона № 2115 в период военного положения по-прежнему действует освобождение от штрафа, установленного ст. 16316 КУоАП.

3. Получение банковских кредитов.

Если ваше предприятие планирует получать кредитные средства в банках, то непроведение инвентаризации перед составлением годовой финотчетности может косвенно повлиять на решение банка о предоставлении такого кредита.

Так, перед оформлением кредита любой банк потребует у вас определенный пакет документов, в который обязательно будет включена финансовая отчетность. Это вполне понятно, ведь перед предоставлением кредита банк проводит оценку кредитных рисков в соответствии с требованиями Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.2016 № 351. И такая оценка осуществляется, в частности, на основании данных финотчетности предприятия.

Если же ваше предприятие обязано обнародовать финотчетность, то, скорее всего, от вас также потребуют аудиторский отчет о ее подтверждении. В некоторых случаях банки требуют такой аудиторский отчет и от предприятий, которые не обязаны обнародовать финотчетность. А как мы с вами выше выяснили, если инвентаризация не проведена, то и нет возможности получить аудиторский отчет. Значит, есть риск, что банк откажет вам в предоставлении кредита.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
23.10.2025
Особенности инвентаризации в период военного положения
Есть ли какие-то особенности проведения инвентаризации в условиях военного положения? Можно ли вообще ее не проводить? Ответы на эти вопросы – в нашей статье. Проведение годовой инвентаризации перед составлением финотчетности – обязанность. Не является исключением из этого правила инвент...
15.10.2025
Штрафы за несвоевременную регистрацию и нерегистрацию налоговых накладных и расчетов корректировки
В статье расскажем, какая ответственность предусмотрена за нарушение срока регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки в ЕРНН, а также за их нерегистрацию. Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки: порядок, сроки, ответственность Регистрация налоговых накладных и расче...
Популярное
24.10.2025
Процедура преобразования КНП в коммунальные некоммерческие общества: важные нюансы
Законом от 09.01.2025 № 4196-ІХ предусмотрен трехлетний переходный период для изменения организационно-правовой формы коммунального некоммерческого предприятия (КНП) в коммунальное некоммерческое общество (КНО). Изменение проходит по упрощенной процедуре. Подробно о важных нюансах читайте в статье.&...
Новое
15.12.2025
Металлолом, полученный от списания основных средств: оприходование и реализация
После списания основных средств на предприятии часто образуется металлолом, который можно оприходовать и выгодно сдать. В статье расскажем, как такие операции оформить документально и отразить в учете, а также нужно ли при этом распределять НДС. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности ...
11.12.2025
Подарки детям к новогодним праздникам: оформление и налогообложение
Каждый работодатель стремится, а особенно во время войны, порадовать детей работников подарками к новогодне-рождественским праздникам. Поэтому бухгалтер должен знать, как оформить предоставление таких подарков и какие налоговые последствия имеют данные операции. Рассмотрим эти вопросы и дадим советы...
24.11.2025
Наиболее распространенные ошибки/«манипуляции» в показателях финотчетности: анализируем риски
В статье рассмотрены последствия умышленного искажения показателей финотчетности. Описаны ситуации из практики и судебных дел. Даны рекомендации по законному влиянию на финансовый результат благодаря правильному подходу к учетной политике. Выйти на соответствующий уровень налоговой нагрузки? «...
Лучшие материалы