Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация не проведена: какие последствия грозят


Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879). Сразу отметим, что на субъекта хозяйствования (предприятие) никакие штрафные санкции не налагаются. А вот должностные лица предприятия могут быть привлечены за такое нарушение к административной и дисциплинарной ответственности. Рассмотрим подробнее эти виды ответственности, а также расскажем, какие еще негативные последствия могут наступить для предприятия, которое проигнорировало требования законодательства и не провело инвентаризацию.


Виды ответственности

Административная ответственность применяется на основании ст. 1642 КУоАП. Эта статья предусматривает штраф за несвоевременное и некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн). Эти санкции применяются к руководителю предприятия, так как согласно законодательству именно он является должностным лицом, ответственным за проведение инвентаризации.

Согласно ст. 2341 КУоАП налагать такой штраф вправе органы госфинконтроля. На сегодня это Государственная аудиторская служба (см. постановления КМУ от 03.02.2016 № 43 и от 28.10.2015 № 868).

Обратите внимание: оштрафовать могут только должностных лиц предприятия, подконтрольного Государственной аудиторской службе. Перечень подконтрольных субъектов можно найти в ст. 2 Закона от 26.01.1993 № 2939-XII. В него, к примеру, включены субъекты хозяйствования госсектора экономики, предприятия, получавшие в проверяемом периоде средства из бюджета, и др.

Дисциплинарная ответственность применяется работодателем. Он может применить к работникам, виновным в непроведении инвентаризации или ее проведении с нарушениями, такие меры дисциплинарного взыскания, как выговор и увольнение (ст. 147 КЗоТ).

За каждое нарушение к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 149 КЗоТ). Чаще всего в данной ситуации объявляется выговор. Ведь для применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение, должны быть основания, перечисленные в КЗоТе. Например, в п. 3 ст. 40 КЗоТ речь идет о систематическом невыполнении работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Но одного случая непроведения инвентаризации недостаточно для увольнения по этому основанию. Ключевой признак в упомянутой норме – систематичность. Поэтому, если работник несколько раз допустил нарушения, тогда такое увольнение возможно.

Важные правила привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора:

  • применяется в течение месяца со дня выявления проступка (срок пребывания работника в отпуске или на больничном в этот период не включается);
  • в любом случае выговор может быть оформлен не позже 6 месяцев с момента совершения проступка;
  • оформляется приказом, с которым работника необходимо ознакомить под подпись;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности – право, а не обязанность работодателя.

Прочие негативные последствия

Помимо ответственности должностных лиц предприятия при игнорировании требований Положения № 879 о проведении инвентаризации в случаях, когда это обязательно, такое предприятие могут ожидать и другие негативные последствия. Рассмотрим их подробнее.

1. Игнорирование требования налогового органа о проведении инвентаризации.

Во время проверок налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика, которого он проверяет, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей и наличных средств (пп. 20.1.9 Налогового кодекса, далее – НК). Кроме того, в п. 7 Положения № 879 указано, что обязательным является проведение инвентаризации на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этом случае инвентаризация должна быть начата в срок и объеме, указанном в документе этого органа, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа.

А невыполнение требования налогового органа о проведении инвентаризации может грозить предприятию применением административного ареста имущества на основании пп. 94.2.8 НК.

Важный момент! Применение налоговиками админареста будет правомерным, только если налогоплательщику было вручено надлежащим образом оформленное требование о проведении инвентаризации по правилам, установленным ст. 42 НК. См. также разъяснение в ОИР, категория 130.01 (ответ на вопрос: «Чи мають право працівники контролюючих органів в ході перевірки СГ вимагати проведення інвентаризації ОЗ, ТМЦ, коштів та зняття їх залишків?»). То есть такое требование может быть отправлено налогоплательщику по почте заказным письмом либо направлено в Электронный кабинет. А устные требования налоговиков неправомерны.

2. Подтверждение финотчетности аудиторским отчетом.

Годовая финотчетность и годовая консолидированная финотчетность предприятий, которые обязаны ее обнародовать, должна быть подтверждена аудиторскими отчетами (ч. 3 ст. 14 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Если предприятие перед составлением годовой финансовой отчетности не провело инвентаризацию, то ему не удастся получить аудиторский отчет в подтверждение достоверности финотчетности. Такой вывод прямо следует из норм ст. 14 Закона от 21.12.2017 № 2258-VIII «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее – Закон № 2258). Ведь согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 2258 аудиторский отчет предусматривает предоставление уверенности пользователям путем выражения независимого мнения аудитора о соответствии во всех существенных аспектах финотчетности и/или консолидированной финотчетности требованиям НП(С)БУ, МСФО или другим требованиям. В данном случае требования п. 7 Положения № 879 не выполнены, а значит, о получении аудиторского отчета речь не идет.

А невыполнение предприятием требований законодательства об обнародовании финотчетности может грозить достаточно серьезными санкциями. Так, к должностным лицам предприятия может быть применен административный штраф на основании ст. 16316 КУоАП в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн).

Наложить админштраф на должностных лиц предприятия (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ценных бумаг) может Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП).

Но внимание! Во время военного положения этот штраф не применяется согласно п. 41 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны».

3. Получение банковских кредитов.

Если ваше предприятие планирует получать кредитные средства в банках, то непроведение инвентаризации перед составлением годовой финотчетности может косвенно повлиять на решение банка о предоставлении такого кредита.

Так, перед оформлением кредита любой банк потребует у вас определенный пакет документов, в который обязательно будет включена финансовая отчетность. Это вполне понятно, ведь перед предоставлением кредита банк проводит оценку кредитных рисков в соответствии с требованиями Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.2016 № 351. И такая оценка осуществляется, в частности, на основании данных финотчетности предприятия.

Если же ваше предприятие обязано обнародовать финотчетность, то, скорее всего, от вас также потребуют аудиторский отчет о ее подтверждении. В некоторых случаях банки требуют такой аудиторский отчет и от предприятий, которые не обязаны обнародовать финотчетность. А как мы с вами выше выяснили, если инвентаризация не проведена, то и нет возможности получить аудиторский отчет. Значит, есть риск, что банк откажет вам в предоставлении кредита.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
28.08.2025
Форма № 1-ОПП: правила подачи и ответы на вопросы
В статье рассмотрено, что представляет собой форма № 1-ОПП, кто, когда и куда обязан ее подавать, а также даны ответы на вопросы читателей по этой теме. Почти всем субъектам хозяйствования приходится заполнять и подавать в налоговый орган форму № 1-ОПП. Однако многие не знают, в каких случаях это об...
21.07.2025
Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения уже не действует!
В статье речь идет о возобновлении обязанности своевременно представлять отчетность в органы статистики, а также о переходном периоде для непредставленных отчетов за 2022–2025 годы. Важные изменения: если во время военного положения не представляли в Госстат финансовую и статистическую отчетно...
27.06.2025
Освобождение от ответственности за нарушения в сфере применения РРО/ПРРО, допущенные во время военного положения
В статье расскажем, кто из субъектов хозяйствования может рассчитывать на освобождение от ответственности за нарушения порядка применения РРО/ПРРО, допущенные в период военного положения. Некоторые субъекты хозяйствования освобождены от ответственности за нарушения, касающиеся порядка применения РРО...
Популярное
07.08.2025
Аттестация медработников: новый порядок от Минздрава
В связи с утверждением Минздравом нового Порядка проведения аттестации в статье рассмотрено: кого нужно перевести на новые должности; как будут начислять баллы непрерывного профразвития; какие переходные моменты предусмотрены и т. п. Минздравом утвержден новый Порядок проведения аттестации работнико...
05.09.2025
Должно ли КНП согласовывать с ОМС капитальный ремонт и улучшение имущества?
Рассмотрено, должно ли КНП согласовывать с учредителем (органом ОМС) ремонт и улучшение коммунального имущества, предоставленного в оперативное управление. Должно ли коммунальное некоммерческое предприятие (далее – КНП) согласовывать с учредителем (органом ОМС) ремонт и улучшение коммунального...
22.08.2025
Профессии в сфере здравоохранения: новации от Минздрава
Статья поможет медицинским КНП сориентироваться в Перечне профессий (должностей) работников сферы здравоохранения и Перечня специализаций подготовки получателей высшего и профессионального предвысшего образования по специальностям области знаний I «Здравоохранение и социальное обеспечение&raqu...
Новое
01.09.2025
Обязательные реквизиты товарно-транспортной накладной
В статье рассмотрим, какие реквизиты ТТН обязательны, что требует Закон об автотранспорте, а что – Правила перевозок. Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски для сельхозпредприятий Общеизвестно, что ...
01.09.2025
Сведения о грузе в ТТН: можно ли раскрыть в отдельном документе?
Можно ли не расписывать в ТТН всю номенклатуру груза, а сослаться на сопроводительный документ? Как правильно это сделать? Ответы на эти вопросы – в статье. Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски дл...
28.08.2025
Доставка товара Новой почтой: оформлять ли отдельно еще и ТТН?
Небольшие посылки (до 30 кг) отправляются покупателям через операторов почтовой связи (Новая почта, Укрпочта и др.). Надо ли на такие перевозки выписывать ТТН? Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски для с...
Лучшие материалы