Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Инвентаризация не проведена: какие последствия грозят


Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 7 разд. I Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879). Сразу отметим, что на субъекта хозяйствования (предприятие) никакие штрафные санкции не налагаются. А вот должностные лица предприятия могут быть привлечены за такое нарушение к административной и дисциплинарной ответственности. Рассмотрим подробнее эти виды ответственности, а также расскажем, какие еще негативные последствия могут наступить для предприятия, которое проигнорировало требования законодательства и не провело инвентаризацию.


Виды ответственности

Административная ответственность применяется на основании ст. 1642 КУоАП. Эта статья предусматривает штраф за несвоевременное и некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн). Эти санкции применяются к руководителю предприятия, так как согласно законодательству именно он является должностным лицом, ответственным за проведение инвентаризации.

Согласно ст. 2341 КУоАП налагать такой штраф вправе органы госфинконтроля. На сегодня это Государственная аудиторская служба (см. постановления КМУ от 03.02.2016 № 43 и от 28.10.2015 № 868).

Обратите внимание: оштрафовать могут только должностных лиц предприятия, подконтрольного Государственной аудиторской службе. Перечень подконтрольных субъектов можно найти в ст. 2 Закона от 26.01.1993 № 2939-XII. В него, к примеру, включены субъекты хозяйствования госсектора экономики, предприятия, получавшие в проверяемом периоде средства из бюджета, и др.

Дисциплинарная ответственность применяется работодателем. Он может применить к работникам, виновным в непроведении инвентаризации или ее проведении с нарушениями, такие меры дисциплинарного взыскания, как выговор и увольнение (ст. 147 КЗоТ).

За каждое нарушение к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 149 КЗоТ). Чаще всего в данной ситуации объявляется выговор. Ведь для применения такого дисциплинарного взыскания, как увольнение, должны быть основания, перечисленные в КЗоТе. Например, в п. 3 ст. 40 КЗоТ речь идет о систематическом невыполнении работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Но одного случая непроведения инвентаризации недостаточно для увольнения по этому основанию. Ключевой признак в упомянутой норме – систематичность. Поэтому, если работник несколько раз допустил нарушения, тогда такое увольнение возможно.

Важные правила привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора:

  • применяется в течение месяца со дня выявления проступка (срок пребывания работника в отпуске или на больничном в этот период не включается);
  • в любом случае выговор может быть оформлен не позже 6 месяцев с момента совершения проступка;
  • оформляется приказом, с которым работника необходимо ознакомить под подпись;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности – право, а не обязанность работодателя.

Прочие негативные последствия

Помимо ответственности должностных лиц предприятия при игнорировании требований Положения № 879 о проведении инвентаризации в случаях, когда это обязательно, такое предприятие могут ожидать и другие негативные последствия. Рассмотрим их подробнее.

1. Игнорирование требования налогового органа о проведении инвентаризации.

Во время проверок налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика, которого он проверяет, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей и наличных средств (пп. 20.1.9 Налогового кодекса, далее – НК). Кроме того, в п. 7 Положения № 879 указано, что обязательным является проведение инвентаризации на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этом случае инвентаризация должна быть начата в срок и объеме, указанном в документе этого органа, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа.

А невыполнение требования налогового органа о проведении инвентаризации может грозить предприятию применением административного ареста имущества на основании пп. 94.2.8 НК.

Важный момент! Применение налоговиками админареста будет правомерным, только если налогоплательщику было вручено надлежащим образом оформленное требование о проведении инвентаризации по правилам, установленным ст. 42 НК. См. также разъяснение в ОИР, категория 130.01 (ответ на вопрос: «Чи мають право працівники контролюючих органів в ході перевірки СГ вимагати проведення інвентаризації ОЗ, ТМЦ, коштів та зняття їх залишків?»). То есть такое требование может быть отправлено налогоплательщику по почте заказным письмом либо направлено в Электронный кабинет. А устные требования налоговиков неправомерны.

2. Подтверждение финотчетности аудиторским отчетом.

Годовая финотчетность и годовая консолидированная финотчетность предприятий, которые обязаны ее обнародовать, должна быть подтверждена аудиторскими отчетами (ч. 3 ст. 14 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Если предприятие перед составлением годовой финансовой отчетности не провело инвентаризацию, то ему не удастся получить аудиторский отчет в подтверждение достоверности финотчетности. Такой вывод прямо следует из норм ст. 14 Закона от 21.12.2017 № 2258-VIII «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее – Закон № 2258). Ведь согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 2258 аудиторский отчет предусматривает предоставление уверенности пользователям путем выражения независимого мнения аудитора о соответствии во всех существенных аспектах финотчетности и/или консолидированной финотчетности требованиям НП(С)БУ, МСФО или другим требованиям. В данном случае требования п. 7 Положения № 879 не выполнены, а значит, о получении аудиторского отчета речь не идет.

А невыполнение предприятием требований законодательства об обнародовании финотчетности может грозить достаточно серьезными санкциями. Так, к должностным лицам предприятия может быть применен административный штраф на основании ст. 16316 КУоАП в размере от 1 000 до 2 000 НМДГ (от 17 000 до 34 000 грн). Штраф за повторное нарушение в течение года составит от 2 000 до 3 000 НМДГ (от 34 000 до 51 000 грн).

Наложить админштраф на должностных лиц предприятия (кроме банков, небанковских финучреждений и эмитентов ценных бумаг) может Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 24422 КУоАП).

Но внимание! Во время военного положения этот штраф не применяется согласно п. 41 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны».

3. Получение банковских кредитов.

Если ваше предприятие планирует получать кредитные средства в банках, то непроведение инвентаризации перед составлением годовой финотчетности может косвенно повлиять на решение банка о предоставлении такого кредита.

Так, перед оформлением кредита любой банк потребует у вас определенный пакет документов, в который обязательно будет включена финансовая отчетность. Это вполне понятно, ведь перед предоставлением кредита банк проводит оценку кредитных рисков в соответствии с требованиями Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.06.2016 № 351. И такая оценка осуществляется, в частности, на основании данных финотчетности предприятия.

Если же ваше предприятие обязано обнародовать финотчетность, то, скорее всего, от вас также потребуют аудиторский отчет о ее подтверждении. В некоторых случаях банки требуют такой аудиторский отчет и от предприятий, которые не обязаны обнародовать финотчетность. А как мы с вами выше выяснили, если инвентаризация не проведена, то и нет возможности получить аудиторский отчет. Значит, есть риск, что банк откажет вам в предоставлении кредита.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
10.03.2025
Представлять ли в ГНС финотчетность повторно, если в ней выявлена ошибка?
Ситуация. Бухгалтер после предельной даты представления отчетности нашла ошибку в Балансе за 2024 год. На финрезультат ошибка не повлияла, то есть объект обложения налогом на прибыль не изменяется. Вопрос. Подавать ли правильный Баланс сейчас? Каковы последствия? Нужно ли в таком случае подавать и...
24.02.2025
Бухгалтерские расходы по налогу на прибыль: практические вопросы
Предприятие высокодоходное (чистый доход за год – более 40 млн грн), поэтому применяет все налоговые разницы, предусмотренные Налоговым кодексом. Бухгалтер предприятия спрашивает, нужно ли ему применять НП(С)БУ 17 «Налог на прибыль» и каким образом на учет налога на прибыль повлияе...
Популярное
11.04.2025
Военно-учетный документ: нужен ли для установления инвалидности
Как известно, с 01.01.2025 стартовала масштабная реформа: на смену МСЭК пришла система оценивания повседневного функционирования. Прохождение пути к статусу инвалидности значительно упрощается, ведь большинство процессов сокращены и цифровизированы. Все этапы оценивания фиксируются в электронной сис...
18.02.2025
Оценивание повседневного функционирования лица: новации документального оформления инвалидности от Минздрава
Напоминаем, что все функции МСЭК переданы экспертным командам, действующим на базе многопрофильных больниц с привлечением практикующих врачей различных специальностей. В статье «Реформа МСЭК: что ожидает медицинские КНП») мы рассмотрели новации, введенные правительством в сфере реформиро...
14.02.2025
Стратегия развития системы здравоохранения: что ожидает медицинские КНП
Правительство одобрило Стратегию развития системы здравоохранения на период до 2030 года и утвердило Операционный план мероприятий по ее реализации в 2025-2027 годах. О том, что в связи с этим ожидать медицинским КНП, – подробно в статье. Правительство одобрило Стратегию развития системы здрав...
Новое
06.05.2025
Нужно ли уплачивать экологический налог за временное хранение отходов – аккумуляторов, шин?
Казалось бы, вопрос не новый, уже давно поставлена точка в нем – важно наличие договора на утилизацию. Но изменилась позиция ГНС! По мнению контролеров, даже временное хранение грозит эконалогом. Приведем разъяснения налоговиков и предоставим контраргументы и рекомендации. В чем проблема?...
28.04.2025
Как применяется НДС-льгота в случае частичного финансирования поставок за счет международной технической помощи?
Предприятие – плательщик НДС продает оборудование, стоимость которого частично (20 %) финансируется за счет средств международной технической помощи (далее – МТП). Как в этом случае применяется льгота по НДС, предусмотренная п. 197.11 Налогового кодекса? Ситуация. Предприятие &ndash...
28.04.2025
Исправляем ошибки в декларации по налогу на недвижимость
В этой статье расскажем, как исправить ошибки в декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – налог на недвижимость), а также для наглядности дадим фрагменты заполнения уточняющей декларации. В этой статье расскажем, как исправить ошибки в декларации по...
Лучшие материалы