Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Финмониторинг от НБУ: как банки выявляют схемы уклонения от уплаты налогов?

Недавно появилось письмо НБУ, в котором всем банкам, ассоциациям банков и небанковским финансовым учреждениям даны рекомендации по вопросам финансового мониторинга. Как известно, банки осуществляют финмониторинг своих клиентов, и этот факт непосредственно влияет на деятельность субъектов хозяйствования (далее – СХ). А значит, о рекомендациях НБУ должны знать не только банки, но и их клиенты. Вот почему данное письмо НБУ вызвало у СХ большой интерес, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы на нашей консультационной линии. В консультации мы подробно рассмотрим, в чем заключаются рекомендации НБУ банкам, и ответим на все ваши вопросы.


О каком письме НБУ идет речь?

Мы будем говорить о письме НБУ от 01.11.2024 № 25-0005/82615 «О рекомендациях по вопросам осуществления финансового мониторинга» (далее – Письмо № 82615).

Найти это письмо можно на официальном сайте НБУ по ссылке.

Рекомендуем всем СХ ознакомиться с содержанием этого письма, чтобы понимать, какие у них имеются риски во взаимоотношениях с обслуживающими банками и небанковскими финансовыми учреждениями. Мы же обратим ваше внимание на наиболее важные моменты Письма № 82615 и дадим свои пояснения.

Каких вопросов касается письмо НБУ?

В письме идет речь о механизме так называемого дробления бизнеса, который используют в своей деятельности многие юрлица. НБУ поясняет, что этот механизм используется СХ в целях уклонения от уплаты налогов и заключается в искусственном разделении ведения бизнеса юрлица через других СХ, в частности с привлечением физлиц-предпринимателей. А использование таких схем приводит к недоплате налогов в бюджет. Именно поэтому, по мнению НБУ, банки и финучреждения должны выявлять такие схемы во время финмониторинга своих клиентов и информировать об этом соответствующие госорганы.

Какими нормативными документами руководствуются банки и финучреждения при осуществлении финмониторинга?

Все мы понимаем: осуществляя финмониторинг, банки руководствуются в первую очередь не Письмом № 82615, а нормативными документами, предоставившими им такие полномочия.

Основы финмониторинга установлены Законом от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 361).

Система финмониторинга состоит из первичного и государственного уровней (ст. 6 Закона № 361). Соответственно, Законом № 361 определены субъекты первичного финмониторинга (далее – СПФМ) и субъекты государственного финмониторинга. К СПФМ отнесены, в частности, банки, кредитные союзы и другие финансовые учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 361).

Помимо норм Закона № 361 при осуществлении финмониторинга применяются правила, предусмотренные:

  • Положением об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденным постановлением Правления НБУ от 19.05.2020 № 65 (далее – Положение № 65);
  • Положением об осуществлении учреждениями финансового мониторинга, утвержденным постановлением Правления НБУ от 28.07.2020 № 107 (далее – Положение № 107).

Кроме того, каждый банк и финучреждение разрабатывает и утверждает внутренние документы по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения, как этого требуют пп. 4 п. 7 Положения № 65 и пп. 3 п. 7 Положения № 107.

На какие моменты будут обращать внимание банки в отношении дробления бизнеса?

В Письме № 82615 НБУ называет участников схемы дробления бизнеса Группой, в которой имеются связи между юрлицом и физлицами-предпринимателями, и приводит основные признаки, по которым (по мнению НБУ) могут выявляться такие схемы.

Для вашего удобства приведем эту информацию в таблице.

Таблица-подсказка. Признаки, по которым банки и финучреждения выявляют схемы уклонения от уплаты налогов

№ п/п

Признаки уклонения СХ от уплаты налогов

1

2

Основные признаки

1

В банк или финучреждение подается одним лицом пакет документов на установление деловых отношений с юрлицом и другими физлицами-предпринимателями, в т. ч. одновременно

2

Юрлицо и предприниматель имеют одинаковое местонахождение

3

У юрлица и предпринимателя общее место реализации товаров и услуг (адрес магазина, интернет-сайта)

4

У юрлица и физлица-предпринимателя общие собственники, представители, бухгалтеры, доверенные лица

5

У физлица-предпринимателя нет необходимых ресурсов для ведения деятельности, включая деятельность с юрлицом

Дополнительные признаки

1

Значительные поступления на счета предпринимателя от юрлица или других СХ Группы

2

Оплата юрлицом услуг предпринимателя, стоимость которых сложно оценить (аренда, маркетинговые, информационные услуги, реклама и т. п.)

3

Предоставление юрлицом финансовой помощи предпринимателю

4

Значительный объем финансовых операций по счетам вновь созданного физлица-предпринимателя

5

Осуществление физлицом финансовых операций в течение короткого периода времени (два-три месяца) на общую сумму, достигающую предельного объема дохода на год в соответствии с выбранной группой налогоплательщиков

6

Последовательное осуществление группой физлиц-предпринимателей деятельности, описанной в предыдущем п. 5 этой таблицы

7

Использование одного платежного терминала финансового учреждения несколькими СХ.

Также НБУ в Письме № 82615 отмечает, что этот перечень «подозрительных» признаков не является исчерпывающим и финучреждения вправе самостоятельно определять признаки, по которым будут выявлять схемы уклонения от уплаты налогов. Такие признаки могут быть закреплены, как мы уже отметили, во внутренних документах банка/финучреждения.

Как видим, под подозрение банков и финучреждений могут попасть вполне обычные и привычные для СХ операции и ситуации. Например, предоставление возвратной финпомощи предпринимателю или же оказание бухгалтерских услуг одним предпринимателем нескольким СХ.

Сразу хотим пояснить, что сами по себе вышеперечисленные признаки не являются преступными и подобные операции не запрещены законодательством. Однако вы должны понимать, что такие действия могут вызвать подозрения или сомнения у банков, и поэтому в некоторых случаях стоит вести себя осмотрительно, чтобы избежать нежелательных рисков. Например, одному и тому же лицу не стоит подавать в течение одного дня документы на открытие счетов в одном и том же банке нескольким клиентам. Эти операции можно «развести» во времени, или же открыть счета в разных банках.

Наш совет. Каждому СХ стоит проанализировать все вышеперечисленные признаки, «примерить» их на себя и принять решения, в каких случаях лучше не рисковать, а пойти другим путем.

Кроме того, НБУ в Письме № 82615 рекомендует банкам и финучреждениям обращать внимание также на индикаторы подозрительности финансовых операций/деятельности СХ, установленные законодательством. Такие индикаторы приведены:

  • в приложении 20 к Положению № 65;
  • приложении 19 к Положению № 107.

Рекомендуем вам детально ознакомиться с перечнем индикаторов подозрительности. Особое внимание НБУ уделяет следующим индикаторам:

  • клиент (представитель клиента) не может понятно объяснить, в чем состоит его деловая деятельность (характер деятельности);
  • характер финансовой операции и/или обстоятельства, при которых она инициируется, дают основания полагать, что операция осуществляется от имени и/или в пользу другой стороны, личность которой не раскрыта банку;
  • счетами нескольких клиентов, между которыми нет логически объясняемых взаимосвязей, управляет один и тот же представитель;
  • несоответствие фактических объемов финансовых операций заявленным клиентом – юрлицом и физлицом-предпринимателем на этапе установления деловых отношений с банком/во время его обслуживания.

Чем рискует СХ, если банк считает его операцию подозрительной?

Как поясняет НБУ в Письме № 82615, если по результатам проведенного анализа финучреждением установлена принадлежность клиентов к Группе, а также есть основания считать, что соответствующая деятельность СХ может быть связана с уклонением от уплаты налогов, финучреждение должно применить действенные меры, а именно:

  • уведомить специально уполномоченный орган о таких финоперациях (деятельности);
  • принять решение относительно дальнейших деловых отношений с учетом выявленных рисков.

То есть банк/финучреждение уведомит о подозрительных операциях Госфинмониторинг и может отказать клиенту в дальнейшем сотрудничестве, а также отказать в проведении финансовой операции. Эти действия выполняются банками/финучреждениями согласно правилам, закрепленным в ст. 16, 23 Закона № 361 и соответствующих приложениях к Положению № 65 и Положению № 107.

Будет ли Госфинмониторинг информировать ГНС о схемах уклонения от уплаты налогов? Время покажет. Однако хотим напомнить, что согласно Порядку электронного взаимодействия информационных систем Государственной налоговой службы Украины и Государственной службы финансового мониторинга Украины о предоставлении информации о доходах физических лиц, необходимой для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденному приказом Минфина от 31.08.2023 № 469, Госфинмониторинг вправе запрашивать у ГНС информацию о доходах физлиц. Взаимодействие и информационный обмен осуществляются в электронной форме.

Таблица-подсказка. Признаки, по которым банки и финучреждения выявляют схемы уклонения от уплаты налогов.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Популярное
11.04.2025
Военно-учетный документ: нужен ли для установления инвалидности
Как известно, с 01.01.2025 стартовала масштабная реформа: на смену МСЭК пришла система оценивания повседневного функционирования. Прохождение пути к статусу инвалидности значительно упрощается, ведь большинство процессов сокращены и цифровизированы. Все этапы оценивания фиксируются в электронной сис...
15.04.2025
Квалификационные характеристики: очередные изменения для медицинских КНП
Рассмотрим изменения в Справочнике квалификационных характеристик. которыв  произошли конце февраля и в начале марта текущего года, и которые касаются медицинских КНП. Для работодателей в сфере здравоохранения предусмотрен отдельный выпуск Справочника квалификационных характ...
21.04.2025
Медицинские отходы: новый порядок управления
С 1 апреля текущего года вступили в силу новые Государственные санитарные нормы и правила обращения с медицинскими отходами. На что следует обратить внимание создателям таких отходов – медицинским КНП, подробно в нашем материале. С 1 апреля текущего года вступили в силу новые Государственные с...
Новое
01.07.2025
Действующее предприятие начинает формировать резерв отпускных: каковы последствия
В статье даны рекомендации, как начать формировать резерв в случае его неформирования из-за ошибки и при переходе из микропредприятий в малые. Часто предприятия, которые ранее пренебрегали своей обязанностью создавать резерв, принимают решение сделать это с начала отчетного года. Но стартовать нужно...
27.06.2025
Освобождение от ответственности за нарушения в сфере применения РРО/ПРРО, допущенные во время военного положения
В статье расскажем, кто из субъектов хозяйствования может рассчитывать на освобождение от ответственности за нарушения порядка применения РРО/ПРРО, допущенные в период военного положения. Некоторые субъекты хозяйствования освобождены от ответственности за нарушения, касающиеся порядка применения РРО...
20.06.2025
Ошибочно не создавали резерв отпусков: каковы налоговые риски и как исправить
В статье расскажем о судебном прецеденте по доначислению налога на прибыль из-за ошибочно не созданного обеспечения на оплату отпусков и дадим рекомендации, как минимизировать налоговые риски. Понимаем ваши волнения в связи с ошибочным несозданием резерва оплаты отпусков (если он должен был создават...
Лучшие материалы