Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обжалование штрафа ГНС в сфере лицензирования мест хранения горючего: обзор судебной практики

За последний год лицензии на право хранения горючего (далее – лицензия) получили широкую известность среди агропредприятий, которые используют горючее в собственной деятельности. Проблемой является то, что законодательство установило одинаковые требования и для небольших фермерских хозяйств, которые хранят несколько сотен литров горючего, и для масштабных холдингов, которые уже продолжительное время имеют зарегистрированные акцизные склады в связи со значительными объемами хранения горючего. Унификация правил для всех предприятий обусловила возникновение ряда коллизий, которые на практике контролирующие органы используют в свою пользу.

Также большой проблемой является недостаточная просветительская работа среди предприятий со стороны государства, из-за чего до сих пор не все знают о требованиях относительно лицензирования мест хранения горючего.

А вот контрольные и наблюдательные функции со стороны государства реализуются в полной мере, включая фактические проверки ГНС, на которые не распространяется карантинный мораторий и которые по своему определению проводятся без предупреждения. К тому же на основании поручения Премьер-министра Украины от 11.03.21 г. № 10033/1/1-21 правительство инициировало проведение комплексных инспекционных посещений хранителей и реализаторов горючего различными контролирующими органами.

Новизна сферы лицензирования мест хранения горючего привела к фактическому формированию «с нуля» судебной практики в этой сфере. Комплексный анализ этой практики дает возможность видеть, каким путем идти предпринимателям, учитывая в своей деятельности то, как суды реагируют на наложенные штрафы, какие доказательства требуются и на какие аргументы можно опираться в диалоге с налоговыми органами.

Судебная практика по делам об обжаловании отказа в выдаче лицензии

Начнем с ситуаций, когда предприятие было осведомлено о правилах лицензирования и как добросовестный налогоплательщик подало все необходимые документы для получения лицензии (хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления) и получило отказ. Почему так могло произойти?

Судебная практика называет несколько случаев.

ГНС «не видит» уплату за лицензию

Такая проблема возникает на практике часто и по большей части связана с одновременным существованием двух условий:

1) место хранения предприятия не совпадает с юридическим адресом;

2) предприятие не становилось на учет по неосновному месту в ГНС, которой подчинено место хранения горючего.

Для избежания этой проблемы предприятие должно было подать в ГНС или форму № 16-ОПП, или форму № 20-ОПП с галочкой в графе 11. В противном случае уплата за лицензию действительно не может быть правильно «разбросана», и ГНС ее не видит из-за технических особенностей программного обеспечения.

Однако, с учетом того, что никаких требований к хранителям горючего относительно обязательной регистрации плательщиком по неосновному месту учета законодательство не содержит, судебная практика в этих вопросах едина – отказ налоговой по такому основанию неправомерен, ведь предприятие выполнило свою законодательную обязанность и внесло плату за выдачу лицензии (например, судебное дело № 340/4973/20).

У предприятия отсутствуют объекты налогообложения по месту хранения

Эта причина подобна предыдущей (непредставление формы № 20-ОПП), как и позиция судов – подача правильно оформленного заявления и уплата за выдачу лицензии являются достаточным основанием для получения лицензии (исключительно для нужд собственного потребления). Невыдача лицензии свидетельствует о противоправности отказа налогового органа, данного за пределами его полномочий (судебное дело № 200/4260/20-а).

Предприятие подало платежное поручение, не заверенное банком

Это еще одно из распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии, который многие предприятия Украины получали как в устной, так и в письменной форме. Однако правомерен ли такой отказ?

Очевидно, что нет. К аналогичному мнению склоняется и судебная практика (см., например, дело № 160/9096/20), ведь законодательство не устанавливает требования относительно представления документа специальной формы или содержания. Упоминание о том, что к заявлению прилагается «документ, подтверждающий внесение годовой платы за лицензию», содержит лишь ст. 15 профильного Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Предприятие в заявлении на выдачу лицензии указало объем емкости на хранение горючего в метрах кубических, а не в литрах

Это основание является наиболее странным и неочевидным, ведь ни один законодательный акт не обязует определять объем исключительно в литрах, а не в других единицах измерения (дм3 или м3).

Поэтому предприятие, которое, не желая сделать ошибку, переписало информацию о номинальном объеме резервуара, например, из техпаспорта, могло пострадать из-за дискреции налоговой. Так произошло и в ситуации с аграрным предприятием (дело № 200/10329/20-а), однако, ввиду очевидной неправомерности действий налоговиков, суд стал на сторону предприятия и отменил данное решение.

Судебная практика по поводу незаконности назначения фактических проверок

Что касается налоговых проверок хранителей горючего, то здесь следует подробно рассмотреть основания для их проведения, закрепленные в соответствующем приказе. Согласно абзацу третьему п. 81.1 Налогового кодекса (далее – НК) такой приказ должен содержать определенные реквизиты, среди которых – причина и основание. Впрочем, на практике органы ГНС ограничиваются ссылкой на пп. 80.2.5 НК, не указывая отдельно, какая информация или сведения стали основанием для проверки.

На этот счет имеется достаточно фундаментальная и системная позиция судов, в соответствии с которой:

  • для определения оснований недостаточно указать номер пункта, если в нем содержится несколько оснований (судебное дело № 1440/2045/18);
  • пп. 80.2.5 НК (осуществление функций по контролю) не является самостоятельным основанием для проверки и проверка должна иметь фактическое обоснование (судебное дело № 815/2757/18);
  • проверка является безосновательной, если в приказе нет конкретной информации о нарушении требований законодательства (судебное дело № 821/1828/16);
  • в приказе, кроме ссылки на нормы, регулирующие проверки, должна быть ссылка на конкретные (фактические) основания для назначения проверки, информация, которая является основанием для ее проведения (судебное дело № 820/4895/18).

Важно! В соответствии с постановлением Верховного Суда от 22.09.20 г. по делу № 520/8836/18 основания для проведения проверок могут быть обжалованы одновременно с результатами проверок. Причем аргументы относительно этого должны быть рассмотрены судом в первую очередь.

Советы относительно прохождения проверки, основанные на судебной практике

Ввиду существующей в настоящее время судебной практики, опираясь на собственный опыт сопровождения хранителей горючего во время фактических проверок, можем сформировать следующие советы для агропредприятий, которые только ожидают налоговой проверки.

1. Не нужно «бороться» с проверяющими самостоятельно.

С учетом практики, если предприятия пытаются пройти проверку самостоятельно, то во время обжалования ее результатов возникает ряд проблем из-за ошибок, которых допустили работники предприятия в процессе проверки (давали неправильные объяснения, передавали лишние документы без их предварительной проверки и т. п.).

2. Позиция должна быть сформирована до момента составления акта.

Если иметь готовую стратегию с первого контакта, с первых объяснений или возражений, шансы на успех существенно возрастут, ведь суд проверяет законность решения исключительно на момент его вынесения (судебное дело № 200/19/21-а), и если адвокат будет привлечен на последующих этапах, то он не сможет внести существенные коррективы в «уже сказанное» во время проверки (судебное дело № 200/11016/20-а).

3. Нужно внимательнейшим образом относиться к объяснениям, которые предоставляются во время проверки.

Исходя из судебной практики, многим предприятиям не удалось отменить штрафные санкции из-за неправильных объяснений бухгалтеров, руководителей или заправщиков, предоставленных во время проверки (судебное дело № 200/11016/20-а).

Однако есть и противоположные ситуации, когда при отсутствии других доказательств или обоснований налоговой суд игнорирует наличие таких объяснений и указывает, что они не могут быть единственным доказательством для наложения штрафа (судебные дела № 140/15026/20 № 200/11667/20-а).

4. Запрос о предоставлении документов должен содержать печать.

Очень часто во время проведения проверок инспекторы вручают предприятиям запросы о предоставлении дополнительной информации, объяснений или документов. Хотя этот вопрос является спорным, однако, ввиду позитивной судебной практики в отдельных случаях, отсутствие печати контролирующего органа на упомянутом запросе можно использовать в качестве дополнительного аргумента для обжалования (судебное дело № 120/5132/20-а).

5. Акт, составленный по результатам проверки, должен содержать четкую ссылку на нарушенные абзац, пункт, часть, статью закона.

Очень часто налоговый орган, составляя акт, ограничивается кратким описанием обстоятельств, что впоследствии и используют предприятия как аргумент для обжалования такого решения (см. далее).

При этом также важно уделять внимание заполнению граф «ссылки на пункт и статью законодательного акта». В них инспекторы часто дают короткую ссылку на ст. 15 и 17 Закона № 481, что не позволяет «установить четкую норму законодательства, нарушение которой зафиксировано и которая стала основанием для применения штрафных (финансовых) санкций» (судебное дело № 140/17601/20).

Судебная практика относительно доказательства по вопросам обжалования штрафов в сфере лицензирования горючего

Этот раздел, без преувеличения, является важнейшим, ведь он отражает позицию судов и, как следствие, судьбу штрафов, наложенных в большинстве случаев.

Как указывалось выше, значительное количество актов и налоговых уведомлений-решений в подобных делах являются абсолютно необоснованными. Например, во многих случаях наложения инспекторами штрафа на предприятие за хранение горючего без лицензии лишь описываются обстоятельства приобретения горючего предприятием у поставщика и совсем не исследуется факт и условия его хранения.

Исходя из указанного, сформировалась определенная судебная практика, согласно которой:

  • во время фактической проверки для правомерного наложения штрафа инспекторы налогового органа должны установить наличие факта и места хранения горючего (судебное дело № 160/9950/20);
  • инспекторы обязаны установить остатки горючего и произвести его инвентаризацию (судебное дело № 540/3222/20);
  • инспекторы должны не только выявить наполненный резервуар, но и путем проведения лабораторных исследований установить, на самом ли деле имеющееся вещество является горючим, и подтвердить это (судебное дело № 140/15026/20);
  • позиция ГНС не может основываться на предположениях (судебное дело № 540/3471/20).

Чаще всего предметом доказательств в делах относительно обжалования штрафов в сфере лицензирования горючего становятся отсутствие факта хранения горючего в стационарных емкостях и обстоятельства его заливки поставщиком напрямую в топливные баки транспортных средств или техники. Распространенность такой позиции связана с ее уникальностью, ведь другого способа избежать штрафа не существует.

Так, как подтверждалось неоднократно самой ГНС и вытекает из судебной практики (например, судебное дело № 420/5139/20), наличие (пребывание) горючего в топливном баке технологического оборудования или транспортного средства не подлежит лицензированию.

Аналогичная ситуация возникает, когда, подавая технические документы или экспертные выводы, предприятия доказывают принадлежность емкости с горючим к оборудованию, которое исключает необходимость получать лицензию на такую емкость (например, судебное дело № 420/14600/20).

В то же время некоторые предприятия занимают неправильную позицию и пытаются доказать принадлежность отдельной емкости к транспортному средству в виде дополнительного бака. Судебная практика по этому вопросу уже сформирована, и такая позиция принимается только при наличии документов о перерегистрации такого транспортного средства в органах МВД в связи с его переоборудованием (судебное дело № 200/11093/20-а).

Что касается доказательства факта заправки поставщиком техники или транспортных средств непосредственно в топливный бак, то здесь следует считаться со следующими важными моментами.

Перед проверкой ГНС уже имеет сведения не только о факте приобретения вами горючего, но и о том, как и куда вы его поставили. Это объясняется тем, что после каждой поставки продавец горючего регистрирует акцизную накладную, в которой среди прочего заполняет графу «направление использования горючего»: «0» – поставка горючего на конкретную территорию (указывается адрес места хранения) в специальную емкость или «6» – заливка горючего в топливный бак техники из топливозаправщика (в соответствии с приказом Минфина от 27.11.20 г. № 729).

Поэтому наилучший выход для хранителя горючего – попросить поставщика составленной и зарегистрированной акцизной накладной откорректировать ее, указав правильный код. Никакие письма или объяснения поставщика относительно ошибочного указания кода в таком случае не принимаются (судебное дело № 520/14712/2020).

Однако, даже в случае отказа поставщика от корректировки, шансы на победу у предприятия остаются при наличии качественно сформированной позиции (судебное дело № 560/1122/21).

Для доказательства факта заливки горючего поставщиком в топливные баки техники также можно воспользоваться справкой, в которой поставщик по результату конкретной операции указывает обстоятельства ее осуществления (судебное дело № 200/7050/20-а).

Кроме того, предприятие должно досказать наличие у него в достаточном количестве техники, технологического оборудования или транспортных средств, а также документов, которые подтверждают использование и списание горючего (судебное дело № 520/1262/21).

Поведем итог: обжалуя штрафные санкции за отсутствие лицензии, предприятие должно внимательно и комплексно подходить к сбору доказательств, чтобы надлежащим образом подтвердить все приведенные аргументы и обеспечить успешное решение дела.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
30.06.2025
Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплательщика о пересмотре результатов проверки
В статье рассмотрим, когда орган ГНС обязан назначить внеплановую проверку по требованию налогоплательщика. Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки из-за того, что налоговики в ходе проверки не исследовали все имеющиеся обстоятельства, он имеет право подать жалобу о пересмотре резу...
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
Лучшие материалы