Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Налоговые проверки с 23 мая: советы плательщикам

17.06.2020 1459 0 1

Суть проблемы: с 23.05.20 г. вступил в силу Закон от 16.01.20 г. № 466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» (далее – Закон № 466), которым приняты нововведения относительно налоговых проверок, которые стоит знать каждому плательщику.

Чем поможет эта статья: встретить налоговиков, с учетом норм Закона № 466, контролировать процесс проведения проверки и правильное оформление ее результатов.


Прежде всего напомним, что из-за карантина на территории Украины введен мораторий на проведение органами ГНС документальных и фактических проверок. Запрет действует с 18 марта до конца месяца, в котором завершается карантин (теперь по 30.06.20 г., если карантин не продлят). Впрочем, мораторий распространяется не на все виды налоговых проверок. За бортом остались документальные внеплановые и фактические проверки по некоторым вопросам (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса, далее – НК). Об этих проверках мы писали в «Обзор закона № 591: продлен мораторий на проведение проверок и применение штрафов».

Поэтому даже во время карантина налоговики имеют право проводить некоторые проверки. А со вступлением в силу Закона № 466 порядок их проведения подвергся изменениям. Рассмотрим, на что следует обратить внимание налогоплательщикам накануне и во время проверки.

Налоговиков обязали регистрировать акт о недопуске их к проверке

Иногда (даже через год или два) налогоплательщик узнает о том, что он вроде бы отказал в проведении налоговой проверки или не находился по своему адресу. Чтобы такие факты, если они действительно имели место, были четко зафиксированы проверяющими, Законом № 466 внесены изменения в п. 81.2 НК.

Теперь в случае отказа субъекта хозяйствования (далее – СХ), его уполномоченных представителей (речь идет и об адвокатах, и о работниках, которые имеют право представлять СХ) в допуске проверяющие не только составляют акт, удостоверяющий факт отказа, но и регистрируют его в налоговом органе не позднее следующего рабочего дня.

Например, в допуске к проверке отказали в пятницу. Тогда в понедельник (если праздничный день не приходится на выходной) акт должен быть зарегистрирован налоговиками в системе документооборота налогового органа. Пока нет четкого ответа, как факт несвоевременной регистрации повлияет на СХ, но это может быть основанием для дополнительных доказательств неправомерности проведения невыездной проверки вместо выездной. А СХ стоит проверять реестр, который будет содержать акты отказов. Конечно, если такой реестр будет создан в электронном кабинете.

Если же во время организации документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки проверяющие установят невозможность ее проведения, то они должны безотлагательно составить и подписать соответствующий акт, который не позднее следующего рабочего дня тоже регистрируется в налоговой.

Важно! К акту прилагаются материалы, которые подтверждают приведенные в нем факты. Это может быть видеосъемка отсутствия СХ по адресу, билеты налоговиков, которые для проведения проверки приехали из одного населенного пункта в другой, и т. п. Если никаких доказательств отсутствия СХ по юридическому адресу нет, у налогоплательщика появляется больше шансов доказать, что проверяющие безосновательно составили акт без выезда на место.

Кроме того, налоговый орган отсылает акт и материалы налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 НК, то есть или средствами почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о вручении), или, если плательщик подал заявление о получении документов через электронный кабинет, через Интернет. Поэтому, прежде чем подавать заявление о переписке через электронный кабинет, СХ стоит хорошо подумать: доказать несвоевременное получение письма, отправленного по почте, можно, а вот сбой в программе – трудно, хотя и возможно.

Запрос проверяющих

В НК внесен новый пп. 16.1.15, согласно которому налогоплательщик обязан обеспечивать предоставление письменных объяснений на письменный запрос контролирующего органа по вопросам, касающимся предмета проверки и их документального подтверждения.

Эта норма распространяется только на запросы, которые осуществляются во время проведения проверок. То есть речь идет о предоставлении оригиналов запрашиваемых документов для проверки того, подтверждены ли документально отдельные хозяйственные операции.

Если в запросе просят предоставить копии документов, СХ следует в письменном виде ответить, что все оригиналы для проверки переданы, а копии предоставляются только в случае совершения плательщиком нарушения (пп. 20.1.14 НК), чего СХ за собой не признает.

Какими должны быть объяснения?

Все зависит от конкретной ситуации.

Например, если в прошлом году в сентябре СХ продал покупателю А овощи дешевле на 25 %, чем в июле такие же овощи покупателю С, то проверяющие просят объяснить, почему так произошло. СХ достаточно объяснить, что это связано с тем, что овощи быстро портятся и выгодно продать их дешевле, чем вообще остаться без дохода. Эта операция подтверждается поданными для проверки первичными документами, приведенными в описи по № 44–68 (или в перечне документов с названиями, номерами и датами).

Внимание! Предоставление оригиналов документов нужно зафиксировать в описи, подписанной проверяющими. Если документов много, их следует проверять под контролем представителя СХ.

Поэтому в случае выяснения реальности или необходимости определенной хозяйственной операции можно ограничиться общими объяснениями. Главное – чтобы они были предоставлены и кратко описывали суть сделки.

Если речь идет о каком-то теоретическом вопросе, например трактовка определенной нормы, тогда СХ стоит в письменном виде объяснить (даже если проверяющие на этом не настаивают), почему он трактует эту норму так, а не иначе. Если СХ будет ссылаться еще и на судебную практику, это может убедить налоговиков, что плательщик прав. Бывает, что СХ удается доказать проверяющим правоту своих действий.

Почему важно предоставлять такие объяснения?

Это важно, потому что согласно новой редакции п. 86.1 НК к материалам проверки теперь относят:

  • акт (справку) проверки с информативными приложениями, которые являются его неотъемлемой частью;
  • возражения, предоставленные налогоплательщиком к акту (справке) проверки (при их наличии на время рассмотрения);
  • объяснения и их документальные подтверждения, предоставленные плательщиком во время проведения проверки и подписания акта.

Таким образом, СХ не должен пренебрегать своими правами и обязанностями, поскольку в будущем ГНС или суд могут признать, что игнорирование запросов и вопросов налоговиков свидетельствуют о том, что СХ согласился с фактом нарушения.

К сведению: согласно новому п. 82.5 НК если проверяющие подали запрос на получение копий документов позже, чем за 5 рабочих дней (далее – р. д.) до даты окончания проверки, то по заявлению СХ проведение документальной выездной плановой или внеплановой проверки должно быть приостановлено на срок не менее чем 5 р. д. Вероятно, законодатель предоставляет СХ возможность своевременно подготовить копии документов.

Объяснения работников

Закон № 466 наделил налоговиков правом получать объяснения от работодателей, их работников и/или лиц, труд которых используется без документального оформления, во время проведения проверок.

По возможности чересчур откровенных работников рекомендуем отправить в отпуск на время проверки. Кроме того, стоит проверить, надлежащим ли образом оформлены документы с работником (самая распространенная ошибка – отсутствие подписи или даты в приказах).

Если СХ привлекает для выполнения работ предпринимателей или физических лиц по гражданско-правовому договору, нужно удостовериться, что такие договоры не расценят как трудовые и что предприниматель не утратил своего статуса. В случае если дело дойдет до суда, негативные свидетельства и объяснения неработников могут быть опровергнуты другими доказательствами (договоры, акты выполненных работ, свидетельства реальных работников, что такое физическое лицо в штате не работало/не является членом ФХ и т. п.).

Справка проверки = факт ее проведения

Еще одним нововведением является то, что п. 86.1 НК уточнено определение справки проверки. Теперь она является документом, который подтверждает факт проведения проверки и отражает ее результаты. То есть справка признается носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговую.

На практике справки составляют чрезвычайно редко. Напомним, она может быть составлена по результатам фактической, документальной выездной и невыездной проверок. Поэтому плательщикам следует настаивать на оформлении результатов таких проверок именно справкой, а не актом. Ведь теперь справка имеет больший вес, чем раньше. Поэтому если в будущем налоговики будут утверждать, что ошиблись, то им будет труднее доказать свою ошибку (если они будут настаивать, что нарушение все-таки было).

Запомните! Справка проверки подтверждает факт проведения проверки, отражает ее результаты и является доказательством отсутствия нарушений законодательства плательщиком.

Акт проверки все равно предоставят

Ранее СХ (их представители) могли отказаться от получения акта проверки. Однако такой отказ проблему не решает. Теперь налоговики будут отправлять такой акт средствами электронной связи.

Поэтому считаем, что необходимости отказываться от получения акта на бумажном носителе нет. Достаточно указать в нем «акт подписан с замечаниями, которые будут предоставлены в возражениях».

Возражения к акту

Возражения к акту проверки относятся к материалам проверки (п. 86.1 НК). Поэтому рекомендуем подавать их налоговикам. Обычно они содержат общие фразы, например: СХ не согласен с выводами налоговиков и т. п. Однако бухгалтер, который выдержал проверку, знает основные моменты еще до составления акта. Поэтому возражения нужно предоставить обязательно. Если на их полноценную подготовку не хватает времени, можно написать общие фразы, а полный текст жалобы подготовить в ближайшие дни.

Важно! Это не касается актов камеральной и электронной проверок, ведь ст. 86 НК на них не распространяется.

Жалобы плательщиков

Если налоговики не учли объяснения и возражения СХ на акт проверки, выносится налоговое уведомление-решение (далее – НУР). К тому же относительно каждого налога принимается отдельное НУР.

В таком случае СХ решает, как поступить в дальнейшем – обжаловать НУР в ГНС или сразу идти в суд. Как свидетельствует практика, ГНС иногда отменяет НУР, поэтому целесообразно сначала написать жалобу.

Обновленный п. 56.3 НК позволяет СХ подать жалобу не в течение 10 р. д., а в течение 10 р. д. + 6 месяцев. Правда, тогда следует обосновать, почему жалоба не подана в течение предусмотренных 10 р. д., и подать ходатайство о возобновлении сроков по уважительным причинам.

Здесь многое зависит от желания налоговиков рассматривать жалобу. ГНС имеет право отказать в возобновлении пропущенного срока подачи жалобы (п. 56.7 НК).

Поэтому, если СХ затянул с жалобой, нужно обосновать уважительность причин пропуска. Нормы НК не приводят такие причины, но можно использовать аналогию закона и сослаться на один из подпунктов п. 102.6 НК, где указано, когда предельные сроки представления определенных документов подлежат продлению по письменному запросу налогоплательщика. Впрочем, невозможно однозначно сказать, что пропуск срока обжалования признают уважительным.

Плановые проверки

Ранее, если СХ не находил себя в плане-графике по состоянию на 24 декабря, он мог целый год не беспокоиться относительно плановой проверки. Теперь налоговики могут изменять план-график дважды в год:

  • в I квартале (до 30 марта, проверка проводится не ранее 1 июля);
  • во II квартале (до 30 июня, проверка проводится не ранее 1 октября).

А вот в случае изменения наименования СХ, который уже был включен в план-график, и/или исправления технических ошибок изменения могут вноситься до 30-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором будет проведена проверка. Так, если проверка назначена на август, то не позднее 30 июля.

Выводы

Законом № 466 введено множество изменений, в частности относительно налоговых проверок. В консультации мы рассмотрели основные из них. Также заметим, что при ГНС уже созданы рабочие группы, которые будут отшлифовывать и корректировать отдельные нормы.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы