Следующим после определения численности учетных работников этапом работы по организации учета является установление структуры аппарата бухгалтерии, которая бы оптимально соответствовала конкретным условиям работы предприятия, и правильная расстановка кадров на отдельных участках учетного процесса.
Численность и структура учетного аппарата зависят от объема учетных и контрольных работ, от формы организации и автоматизации учета, а также от масштабов производства и структуры управления им. В зависимости от этих факторов различают несколько типов структурного построения бухгалтерии.
К первому типу построения можно отнести бухгалтерию, которая состоит из секторов. Численность каждого сектора составляет несколько человек, каждый сектор возглавляет бухгалтер. В таких бухгалтериях возможно создание секторов по учету специализированных типологических хозяйственных операций, формированию отчетности, ведению управленческого учета, бюджетированию, организации внутрихозяйственного контроля и проведению анализа. Выполнение учетных, отчетных и аналитических работ массового характера в одном секторе дает возможность усилить контроль за этими операциями и упростить увязку взаимно контролируемых показателей.
Ко второму типу структурного построения относятся бухгалтерии на крупных предприятиях. Они делятся на отделы, внутри которых могут быть созданы группы.