Нужна ли тарифная сетка при почасовой оплате труда
08.06.2017 3532 0 1
Положением об оплате труда предприятия установлена простая почасовая форма оплаты труда. В составе штата числится административный персонал, менеджеры по сбыту, технический персонал, механики по сервису двигателей, инженеры. В штатном расписании оклады всем работникам установлены в размере выше прожиточного минимума и минимальной зарплаты (далее – ПМ, МЗП). Зарплата начисляется в зависимости от количества отработанного времени. То есть в случае отработки неполного рабочего месяца для начисления зарплаты месячный оклад делится на плановое количество рабочих дней в этом месяце и результат умножается на фактическое количество отработанных рабочих дней. Обязательно ли в таком случае наличие на предприятии тарифной сетки, коэффициентов соотношений тарифных ставок и др., если мы применяем простую почасовую форму оплаты труда?
Да, обязательно. Ведь почасовая оплата труда является одной из систем повременной формы оплаты труда и предусматривает начисление работникам заработной платы исходя из почасовой тарифной ставки и фактического количества отработанных ими часов за расчетный период. Указанная форма оплаты труда имеет следующие системы: прямая почасовая (простая) и почасово-премиальная, при которой работники кроме основной зарплаты получают премии.
Механизм применения МЗП в почасовом размере предусмотрен постановлением КМУ от 05.05.10 г. № 330 (далее – Постановление № 330). Интересный факт: согласно ему МЗП в почасовом размере определяется исходя из размера МЗП в месяц и среднемесячной нормы продолжительности рабочего времени за год при 40-часовой рабочей неделе.
Именно так был определен утвержденный Законом от 21.12.16 г. № 1801-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) размер МЗП в почасовом размере на 2017 год:
3 200 грн. х 12 : 1 986 ч = 19,34 грн.,
где 3 200 грн. – размер МЗП в месячном размере;
12 – количество месяцев в году;
1 986 ч – норма продолжительности рабочего времени в расчете на год (письмо Минсоцполитики от 05.08.16 г. № 11535/0/14-16/13).
Следует отметить, что Постановлением № 330 предусмотрены также гарантии работникам с почасовой оплатой труда. Так, в пп. 4 п. 1 этого постановления определено, что повышение МЗП в почасовом размере не является основанием для увеличения нормированных задач, установленных на час труда, а согласно п. 3 Постановления № 330 установление почасовой оплаты труда не является основанием для сокращения нормальной продолжительности рабочего времени.
Но самое главное, что предусматривает это постановление, это круг тех работодателей, которые обязаны применять МЗП в почасовом размере:
- предприятия независимо от формы собственности – в случае установления в коллективных договорах или по согласованию с профсоюзными или другими органами, уполномоченными на представительство трудовым коллективом, почасовой оплаты труда с применением соответствующих нормированных задач и учета фактического рабочего времени;
- физические лица, использующие наемный труд с почасовой оплатой труда;
- учреждения и организации, которые финансируются из бюджета, – в случае принятия Кабмином решения об установлении работникам почасовой оплаты труда.
Из указанного можно сделать вывод: применять МЗП в почасовом размере должны только те работодатели, которые в коллективных или в трудовых договорах установили, что оплата труда определенных работников будет происходить именно почасово – без установления им месячного оклада, но по установленной часовой ставке.
Это прямо совпадает с другой нормой действующего законодательства. Напомним, что согласно последнему абзацу новой ст. 31 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) МЗП в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности и у физических лиц, использующих наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда.
Но несмотря изменениям в законодательстве, согласно ст. 97 КЗоТ, право выбора формы оплаты труда предоставлено предприятию. Поэтому, как разъясняют специалисты Минсоцполитики, в каждом конкретном случае должна применяться именно та форма оплаты труда, которая больше всего соответствует организационно-техническим условиям производства и тем самым будет способствовать улучшению результатов трудовой деятельности. Поэтому применять почасовую оплату труда или нет, решать работодателям.
Напоследок напомним, после внесения изменений в ст. 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМ, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.
Однако ст. 7 Закона № 1801 устанавливает размер этого ПМ только в расчете на месяц (а не на час). Поэтому определить минимальный размер часовой тарифной ставки из этого показателя не получится, и стоит устанавливать ее не ниже размера МЗП в почасовом размере, установленного ст. 8 Закона № 1801 (методика расчета почасовой тарифной ставки в разъяснении от Минсоцполитики не приведена).
Например, если работнику установлена почасовая оплата труда, то начиная с января 2017 года часовую тарифную ставку надо устанавливать в размере не ниже 19,34 грн. Тогда если работник выполняет норму рабочего времени, установленную законодательством (159 ч), ему должна быть начислена зарплата не менше чем 3 075,06 грн. Доплачивать к размеру МЗП (3 200 грн.) в таком случае не нужно, ведь благодаря применению минимальной зарплаты в почасовом размере требование абзаца первого ст. 31 Закона № 108 выполняется. Размер зарплаты работника за полностью выполненную часовую норму труда должен быть не ниже размера МЗП в почасовом размере.
Если норма рабочего времени за месяц таким работником не выполнена (из-за прогула, болезни, отпуска и т. п.), то надо руководствоваться предпоследним абзацем ст. 31 Закона № 108: МЗП выплачивается пропорционально выполненной норме труда. Например, если работник отработал только 100 часов вместо установленных ему на январь 2017 года 159 часов, то за отработанное время ему должно быть начислено не менее чем 1 934 грн. (19,34 грн. х 100).
Комментарии к материалу