Имеет ли право руководитель предприятия выполнять функции кассира при наличии бухгалтера?
06.09.2017 4543 0 1
Штатным расписанием фермерского хозяйства не предусмотрены должности главного бухгалтера и кассира. Кто в таком случае должен исполнять обязанности кассира: директор или бухгалтер? Имеет ли право директор выполнять такие функции и подписывать единолично кассовые документы?
Для ответа на этот вопрос прежде всего обратимся к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденному постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637). Как указано в абзаце четвертом п. 4.8 данного документа, если штатным расписанием предприятия не предусмотрены должности кассира, выполнение его обязанностей могут возложить согласно распоряжению руководителя на бухгалтера или другого работника. И с таким работником заключают договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В данном договоре указывают должность работника (например, «бухгалтер») и наименование выполняемой им работы – «обязанности кассира». Аналогичное мнение по этому вопросу выражает НБУ в письмах от 26.09.05 г. № 11-113/3262-9602 и от 14.02.12 г. № 11-117/708-1645.
В то же время Положение № 637 да и другая кассовая нормативка не содержат никаких ограничений относительно того, работнику какой должности будет поручено исполнять обязанности кассира. Поэтому можно сделать следующий вывод: если объемы деятельности предприятия не позволяют ему иметь отдельную штатную единицу кассира, то его функции может выполнять как бухгалтер, так и директор.
Однако следует принять во внимание и позицию Минфина, согласно которой ведение бухгалтерского учета собственником или руководителем предприятия в случае, если штат предприятия включает должность бухгалтера, является неправомерным (см. письмо Минфина от 28.03.13 г. № 31-08410-07/23-1343/1310). Из указанного вытекает, что само только наличие в штате должности бухгалтера делает неправомерным подписание кассовых документов руководителем предприятия единолично.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации в целях предупреждения нарушений действующего законодательства советуем возложить обязанность выполнения функций кассира на имеющегося бухгалтера. Для этого следует:
- издать письменное распоряжение о возложении обязанностей кассира на бухгалтера;
- внести изменения в должностную инструкцию бухгалтера, дополнив ее обязанностями кассира;
- заключить с бухгалтером договор о полной материальной ответственности как кассира относительно приема, хранения и выдачи наличности и ценностей;
- рассмотреть вопрос об изменении оклада бухгалтера в связи с возложением на него обязанностей кассира или установлении доплаты.
Комментарии к материалу