Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как действовать, если образование работника не соответствует квалификационным требованиям к должности?

12.12.2018 25378 0 3


Работник работает на предприятии больше года. Недавно выяснилось, что профессия по образованию работника не соответствует занимаемой должности? Как быть в таком случае?


Кадровые решения в этой ситуации будут зависеть от должности, которую занимает работник, и сферы его деятельности. Для многих должностей установлен определенный уровень (специальность) образования. Например, на законодательном уровне определено, что педагогические, медицинские работники и другие специалисты имеют право занимать ту или иную должность только при наличии диплома специалиста (бакалавра, магистра) и/или соответствующего стажа работы по специальности.

Если предприятие, о котором речь идет в вопросе, относится, например, к отрасли сельского хозяйства, то советуем воспользоваться Справочником квалификационных характеристик (Выпуск 2 «Сельское хозяйство и связанные с ним услуги»), утвержденным приказом Минагрополитики от 07.07.04 г. № 212, и проверить, есть ли ограничения относительно конкретной должности (профессии).

Однако обращаем внимание на п. 11 Общих положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности»), утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник № 336). Согласно этому пункту лица, которые не имеют соответствующего образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но имеют достаточный практический опыт и успешно выполняют в полном объеме возложенные на них задачи и обязанности, могут быть, в порядке исключения, оставлены на занимаемой должности или назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии (если иное не предусмотрено актами, которые имеют высшую юридическую силу).

К тому же, составляя должностную инструкцию, нужно руководствоваться Справочником № 336, вместе с тем учитывая особенности деятельности предприятия. То есть должностная инструкция не должна содержать все пункты, предусмотренные этим Справочником, если это не предусмотрено на законодательном уровне. 

Во избежание недоразумений с работником и контролерами уместно во время разработки на предприятии должностной инструкции для конкретной должности добавить предостережение, например, следующего содержания:

«Если образование и/или стаж работы лица не соответствуют квалификационным требованиям, предусмотренным п. 3 этой должностной инструкции, но лицо имеет практический опыт от двух лет и успешно выполняет в полном объеме возложенные на него обязанности, то оно, в порядке исключения, может быть оставлено на занимаемой должности или назначено на соответствующую должность по рекомендации аттестационной комиссии».

В случае выявления несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (в частности, если профессия по образованию не соответствует занимаемой должности) он может быть уволен по инициативе собственника по п. 2 ст. 40 КЗоТ.

Например, согласно ч. 7 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» главным бухгалтером предприятия, которое представляет общественный интерес, может быть назначено лицо, которое, в частности, имеет полное высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет. Если главный бухгалтер предприятия, которое представляет общественный интерес, не соответствует этим критериям, то он может быть уволен по инициативе собственника по п. 2 ст. 40 КЗоТ.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы