Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Заказчик отказывается подписывать акт выполненных работ: что с НДС?

Сельхозпредприятие выполнило для другого предприятия работы согласно заключенному договору подряда и составило акт приемки-передачи выполненных работ. Однако заказчик имеет претензии к качеству работ, потому отказывается оплачивать их и подписывать акт. Нужно ли сельхозпредприятию составлять налоговую накладную на выполненные работы, и если нужно, на какую дату?

Напомним, в случае предоставления услуг/выполнения работ налоговые обязательства по НДС возникают на дату события, которое произошло раньше (п. 187.1 Налогового кодекса):

  • или зачисления средств от заказчика на банковский счет либо в кассу как оплата работ;
  • или оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг/выполнения работ.

В данном случае зачисления средств не было, но был составлен акт приемки-передачи выполненных работ. Считается ли не подписанный заказчиком акт первичным документом, удостоверяющим факт выполнения работ?

По общему правилу к обязательным реквизитам первичного документа относится, в частности, личная или электронная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принявшее участие в хозяйственной операции (п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88). Таким образом, факт выполнения работ может быть удостоверен, только когда акт подпишет заказчик.

Что же делать исполнителю в такой ситуации?

Прежде всего обратимся к ст. 853 Гражданского кодекса (далее – ГК), согласно которой принять работы подрядчика – это обязанность, а не право заказчика. Заказчик должен принять выполненную подрядчиком работу, осмотреть ее и в случае выявления отступлений от условий договора или других недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Если заказчик не сделает такого заявления, он в дальнейшем теряет право ссылаться на эти отступления и недостатки.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 882 ГК отказ одной из сторон от подписания акта фиксируется в акте, который подписывается второй стороной. Акт, подписанный одной стороной, может быть признан судом недействительным, только если мотивы отказа от подписания акта признаны судом обоснованными.

Таким образом, если заказчик отказался подписать акт, подрядчик должен указать на это в акте. Тогда акт считается действительным (недействительным его может признать только суд), потому является первичным документом, удостоверяющим факт выполнения работ.

Таким образом, даже не подписанный заказчиком акт является основанием для начисления налоговых обязательств. Датой возникновения налоговых обязательств в таком случае является дата подписания акта подрядчиком. Такого же мнения придерживаются и налоговики (см. ОИР, категория 101.16).

Кстати, Высший хозяйственный суд в п. 6 Обзорного письма от 18.02.13 г. № 01-06/374/2013 отметил, что отказ заказчика подписывать акт сам по себе не освобождает его от обязанности принять и оплатить выполненные работы. При этом подрядчик не должен совершать никаких действий, чтобы склонить заказчика к подписанию акта, а должен только констатировать факт такого отказа.

Итак, подрядчик должен:

  • зафиксировать в акте, что заказчик отказывается его подписывать;
  • оформить налоговую накладную на дату составления акта и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных;
  • обратиться в суд и в случае признания акта недействительным откорректировать налоговое обязательство по НДС, составив расчет корректировки к налоговой накладной.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
19.05.2025
Импорт товаров и основных средств: особенности уплаты НДС и отражение права на налоговый кредит
Впервые импортируете товары или оборудование? Узнайте, когда и как платить НДС, когда отразить налоговый кредит и т. п. Перед предприятиями, впервые собирающимися импортировать товары или основные средства, встает множество вопросов, а именно: когда и как уплачивать НДС, когда можно отразить налогов...
14.05.2025
Регистрация предпринимателя плательщиком НДС и аннулирование НДС-регистрации
При изменении системы налогообложения у предпринимателей часто возникает обязанность зарегистрироваться плательщиком НДС или аннулировать НДС-регистрацию. Но такие операции имеют некоторые нюансы и последствия, о которых следует знать. Поэтому в статье расскажем, когда предприниматель обязан зареги...
12.05.2025
Как погасить налоговый долг по НДС отрицательным значением
Уменьшите налоговый долг без лишних расходов – используйте отрицательное значение НДС с пользой! Узнайте, как правильно заполнить декларацию и зачислить «минус» в счет долга. Если у вас есть налоговый долг, а в декларации по НДС (далее – декларация) за отчетный период заявлен...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
02.06.2025
Продажа товаров на рынках и ярмарках: как оформлять налоговую накладную
Продажа товаров в случае выездной торговли осуществляется за наличные деньги или с применением электронных платежных средств (через так называемые платежные терминалы). При таком способе расчетов плательщикам НДС разрешается выписывать одну итоговую налоговую накладную (далее – НН) на весь объ...
02.06.2025
Подаем форму № 20-ОПП по оборудованию для хранения горючего
В статье расскажем, как субъекту хозяйствования подать заявление по форме № 20-ОПП по оборудованию для хранения горючего. Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025 Перед подачей заявления на получение лицензии на хранение горючего субъект хозяйствования (далее &nd...
02.06.2025
Как оформить ввод в эксплуатацию многолетних насаждений
Многолетние насаждения – это особая категория основных средств, которая включает плодовые деревья, виноградники, ягодники и т. п. Они должны быть введены в эксплуатацию по окончании закладки и достижении этапа продуктивного использования. Рассмотрим, какие именно документы нужно оформить для э...
Лучшие материалы