Согласно абзацу второму п. 13 НП(С)БУ 11 «Обязательства» резерв отпускных начисляется ежемесячно по специальной расчетной формуле. Однако процедура формирования резерва отпускных не ограничивается ежемесячным расчетом. На каждую дату баланса (в т. ч. и промежуточного) резерв должен пересматриваться. При этом нужно, по крайней мере, оценить правильность его формирования и использования в течение отчетного периода. Кроме того, в пп. 8.2 разд. III Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879), установлен специальный порядок расчета резерва отпускных на дату проведения инвентаризации.
Годовая инвентаризация является обязательной, а значит, минимум раз в год, по состоянию на 31 декабря, резерв должен быть исчислен по «инвентаризационным» правилам, которые предусматривают более точную его оценку, чем предусмотрено в абзаце втором п. 13 НП(С)БУ 11 для ежемесячного расчета.
Рассмотрим подробнее, в чем заключается пересмотр и инвентаризация резерва отпускных.
Формировать резерв отпускных обязаны все коммерческие предприятия независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (естественно, при наличии наемных работников).
Обязательность создания резерва в бухучете установлена нормами НП(С)БУ, а именно:
Обязательность создания резерва отпускных подтвердил и Минфин в письмах от 21.03.2006 № 31-34000-20-16/5770 и от 09.06.2006 № 31-34000-20-25/12321, подчеркивая императивность (т. е. безусловность исполнения) формулировки п. 7 НП(С)БУ 26. Но у этого правила есть исключения (см. далее).
Согласно п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» от обязательного формирования резервов и обеспечений освобождаются предприятия, указанные в пп. 2 п. 2 разд. І этого стандарта (напомним, в этой норме названы те субъекты малого предпринимательства, которые подают упрощенный финансовый отчет по формам № 1-мс и № 2-мс).
Речь идет о двух категориях предприятий:
Предприятия указанных категорий могут не формировать резерв отпускных, поскольку п. 7 разд. І НП(С)БУ 25 разрешает им не создавать обеспечения будущих расходов и платежей (в т. ч. и на оплату предстоящих отпусков работников), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления.
|
Но помните! Такие предприятия должны зафиксировать свое решение о том, формировать или не формировать резерв отпускных, в приказе об учетной политике. |
Согласно п. 7 НП(С)БУ 26 резерв отпускных формируется только под те виды отпусков, которые подлежат накоплению (переносу на следующие отчетные периоды). Все виды отпусков приведены в Законе от 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504).
Из них накоплению подлежат:
Только под эти отпуска создается резерв отпускных. Для оплаты остальных видов отпусков (учебных, творческих, социальных, за исключением вышеупомянутого «детского») резерв не формируется, поскольку эти выплаты накоплению не подлежат. Расходы на оплату таких отпусков начисляются в периоде их фактического предоставления.
|
Имейте в виду! Резерв формируется не только на сумму отпускных, но и на сумму начисленного на них ЕСВ (абзац второй п.13 НП(С)БУ 11). |
В течение года резерв формируется ежемесячно, а расчет его суммы осуществляется по формуле (абзац второй п. 13 НП(С)БУ 11):
Резерв отпускных = ФактЗПмес х (ПланОтпгод : ПланФОТгод) х
х (1 + СтавкаЕСВ : 100 %),
где
Расчет осуществляется по каждой категории работников отдельно. Ставка ЕСВ берется в размере 22 %, а для работников, имеющих инвалидность, – 8,41 %.
Начисление резерва отражается бухгалтерской проводкой Дт 15, 23, 91–94 – Кт 471 «Обеспечение выплат отпусков». Конкретный счет расходов (по дебету) выбирается в зависимости от категории работников, по которым формируется резерв.
Рекомендуем вести на субсчете 471 аналитический учет в разрезе категорий работников, по которым сформирован резерв.
Созданный резерв используется для начисления:
В бухгалтерском учете использование резерва сопровождается записями: Дт 471 – Кт 661 (сумма отпускных или компенсации) и Дт 471 – Кт 651 (сумма ЕСВ, начисленного на отпускные или компенсацию).
|
Имейте в виду! Суммы отпускных или компенсации, превышающие величину сформированного резерва, отражаются напрямую в составе расходов проводкой Дт 15, 23, 91–94 – Кт 661, 651. |
Согласно п. 17 НП(С)БУ 11 резервы пересматриваются на каждую дату баланса (т. е. ежеквартально). По результатам пересмотра при необходимости резерв корректируется – увеличивается или уменьшается (сторнируется).
Порядок пересмотра упомянутой нормой не определен. Установлен только порядок инвентаризации резерва отпускных (регламентируется пп. 8.2 разд. III Положения № 879).
Инвентаризация резерва отпускных – процесс довольно трудоемкий, поэтому большинство предприятий инвентаризуют резерв (а значит, и пересматривают его по нормам Положения № 879) только раз в год – перед составлением годового баланса. И обосновывают это тем, что только годовая инвентаризация является обязательной согласно п. 12 Порядка подачи финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419, и п. 7 разд. I Положения № 879.
В принципе, такой подход возможен. Для этого в учетной политике можно прописать, что инвентаризация и пересмотр резерва согласно пп. 8.2 разд. III Положения № 879 проводятся раз в год – перед составлением годового баланса, а квартальный пересмотр (на дату квартального баланса) заключается в проверке правильности ежемесячного расчета и использования резерва.
Однако, если технические возможности позволяют, пересмотр резерва с проведением его инвентаризации согласно пп. 8.2 разд. III Положения № 879 могут осуществляться и ежеквартально (это нужно закрепить в учетной политике).
Как предусмотрено пп. 8.2 разд. III Положения № 879, остаток обеспечения на оплату отпусков, в том числе отчисления ЕСВ из этих сумм, по состоянию на конец отчетного года определяется по расчету, основанному на количестве не использованных работниками предприятия дней ежегодного отпуска и среднедневной оплате труда работников, которая определяется согласно законодательству.
То есть в результате инвентаризации на дату годового баланса величина резерва должна соответствовать расчетной сумме, необходимой для оплаты не использованных работниками дней отпусков по состоянию на 31 декабря отчетного года.
По каждому работнику нужно определить:
Формула расчета резерва в данном случае выглядит следующим образом:
РОгод = ЗПфакт : (Драсч. пер – Дпразд – Дисключ) х Днеисп. отпуск х КЕСВ,
где
|
Обратите внимание! Начисленный по этой формуле резерв нужно сравнить с суммой резерва по данным бухучета до проведения инвентаризации (с учетом начисления и использования резерва в течение года). По результатам сравнения предприятие доводит резерв до расчетной величины, полученной по этой формуле, путем его корректировки (доначисления либо сторнирования излишней суммы). В бухгалтерском учете на сумму корректировки резерва делаются проводки (п. 17 НП(С)БУ 11):
|
В расчете ЗПфакт участвуют (п. 3 Порядка № 100):
Выплаты включаются в расчет:
|
К сведению: премии, начисленные в текущем месяце за предыдущие периоды (месяц, квартал, год), включаются в расчет отпускных перспективным способом: начиная с месяца, в котором они начислены, и далее в течение того количества месяцев, за которые они начислены. |
Например, если в апреле 2025 года начислена премия за I квартал (т. е. за три месяца – c января по март), то ее сумма будет включаться в расчет отпускных в течение апреля – июня 2025 года. Порядок включения премий в расчет отпускных изложен также в письме Минэкономики от 21.09.2021 № 4711-06/46416-07.
С 24 марта 2022 года (дата вступления в силу Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», далее – Закон № 2136) и в течение всего периода военного положения не действуют нормы ст. 73 КЗоТ (о праздничных и нерабочих днях) и ст. 67 КЗоТ (о том, что если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным, то выходной переносится на следующий после праздничного или нерабочего день).
В связи с этим можно констатировать в 2024 году, а также в 2025-м (по крайней мере, до 7 августа – именно до этой даты продлено военное положение согласно Указу Президента от 15.04.2025 № 235/2025) праздничных дней нет.
Если до конца 2025 года военное положение не отменят, то в этом году количество праздничных дней будет равно 0.
Исключаются из расчетного периода дни, которые не были отработаны по уважительной причине и в течение которых за работником не сохранялся заработок (или сохранялся частично) (п. 2 Порядка № 100).
В частности, это дни периода:
|
«Военный» нюанс! С 29.04.2022 согласно изменениям, внесенным постановлением КМУ от 26.04.2022 № 486 в п. 2 Порядка № 100, из расчетного периода исключается также время, за которое данные о зарплате работника отсутствуют по причине ведения боевых действий во время военного положения. |
Например, предприятие начисляло зарплату работникам, но из-за ведения боевых действий во время военного положения не имеет доступа к этим сведениям (вследствие повреждения техники и т. п.). Тогда при определении средней зарплаты придется исключить из расчетного периода время, за которое отсутствуют данные о начисленной зарплате.
|
С 19.07.2022 Законом от 01.07.2022 № 2352-IX (далее – Закон № 2352) были внесены изменения в ст. 119 КЗоТ, согласно которым для лиц, проходящих военную службу в ВСУ, в том числе по призыву на время мобилизации, отменили гарантию в виде сохранения среднего заработка. Поэтому период службы в ВСУ с 19.07.2022 также должен исключаться из расчетного периода. |
Отметим, что гарантия в виде среднего заработка сохранилась для лиц, которые являются членами добровольческих формирований территориальных общин (ч. 1 ст. 119 КЗоТ). Это лица, заключившие контракт добровольца территориальной обороны по форме, утвержденной приказом Минобороны от 07.03.2022 № 84. Средний заработок выплачивается им за период выполнения задач теробороны в рабочее время.
Кроме того, если предприятие по добровольному решению продолжило платить военнослужащему ВСУ средний заработок с 19.07.2022, то время его выплаты из расчетного периода не исключается, а сам средний заработок включается в расчет отпускных (см. письмо Минэкономики от 14.09.2022 № 4711-06/64983-09).
Количество дней отпуска, на которое имеет право работник, рассчитывается на основании стажа, дающего право на отпуск. Такой стаж определяется:
Для удобства мы обобщили всю необходимую информацию в таблице-подсказке.
|
№ п/п |
Период трудовых отношений, который включается в стаж |
Пояснения и примеры |
|
1 |
2 |
3 |
|
Стаж для ежегодного основного отпуска, |
||
|
1 |
Время фактической работы в течение рабочего года, за который предоставляется отпуск |
В стаж для отпуска включаются периоды работы на основании трудового договора, в т. ч. с различными нестандартными условиями, в частности, такими как: – неполное рабочее время (ст. 56 КЗоТ); – срочный трудовой договор (ст. 23 КЗоТ); – дистанционная работа (ст. 602 КЗоТ); – надомная работа (ст. 601 КЗоТ); – гибкий график работы (ст. 60 КЗоТ). Также в стаж для отпуска входит время нахождения в командировке |
|
2 |
Время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично |
В стаж для отпуска включаются такие периоды трудовых отношений, как: – оплачиваемый отпуск (Закон № 504); – оплачиваемый простой (ст. 34, 113 КЗоТ); – оплачиваемый вынужденный прогул, вызванный незаконным увольнением или переводом на другую работу; – военная служба до 19.07.2022 (Закон № 2352). После этой даты период службы не входит в отпускной стаж. Исключение – выполнение государственных и общественных обязанностей членами добровольческих формирований территориальных общин в соответствии с ч. 1 ст. 119 КЗоТ |
|
3 |
Время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему предоставлялось материальное обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 504) |
В стаж для отпуска: – включается период временной нетрудоспособности, а также время отпуска по беременности и родам; – не включается время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3 лет |
|
4 |
Время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном ст. 25 Закона № 504 (п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 504 с учетом ч. 4 ст. 26 этого Закона) |
В стаж для отпуска включается период нахождения в отпуске без сохранения зарплаты, предоставленном на основании ст. 25 Закона № 504 (за исключением отпуска, предоставленного на основании п. 3 ч. 1 ст. 25, подробнее см. ниже). Не включается в стаж для отпуска: – период нахождения в отпуске без сохранения зарплаты, который предоставлен в связи с военным положением на основании ч. 4 ст. 12 Закона № 2136. Такой отпуск работодатель обязан предоставить работнику по его просьбе, если работник выехал за пределы Украины или приобрел статус внутренне перемещенного лица. Продолжительность этого отпуска – не более 90 к. д.; – период отпуска без сохранения зарплаты по уходу за ребенком до достижения им 6 лет (16 или 18 лет в отдельных случаях, когда у ребенка тяжелые заболевания). Такой отпуск предоставляется на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона № 504; – период отпуска по семейным обстоятельствам и по другим причинам, который предоставляется по соглашению сторон на срок не более 30 к. д. в год согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 504 (до 24.12.2023 такой отпуск включался в стаж*); – период отпуска на время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и/или при возникновении угрозы вооруженной агрессии против Украины, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера, который предоставляется по соглашению сторон на основании ч. 3 ст. 26 Закона (до 24.12.2023 такой отпуск назывался «на период карантина» и включался в стаж *); – период отпуска в связи с военным положением на основании ч. 3 ст. 12 Закона № 2136. Это отпуск, предоставляемый по соглашению между работником и работодателем без ограничения сроком (в пределах срока действия военного положения) (до 24.12.2023 такой отпуск включалася в стаж*); – период приостановки трудового договора на время военного положения на основании ст. 13 Закона № 2136; – время отсутствия работника на работе по невыясненным причинам |
|
* См. письмо Минэкономики от 30.09.2024 № 4701-05/71262-09. При этом дни ежегодного основного отпуска, заработанные по старым правилам, то есть до 24.12.2023, не «сгорают». Если по состоянию на 31.12.2025 работник не использовал эти дни, то для их оплаты нужно начислять резерв в общем порядке. |
||
|
5 |
Время обучения с отрывом от производства продолжительностью менее 10 месяцев по дневной форме обучения в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 504) |
Такое обучение осуществляется в соответствии с Законом от 12.01.2012 № 4312-VI «О профессиональном развитии работников» |
|
6 |
Время обучения новым профессиям (специальностям) лиц, уволенных в связи с изменениями в организации производства и труда, в т. ч. в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников (п. 6 ч. 1 ст. 9 Закона № 504) |
Речь идет о работниках, которые были уволены на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ |
|
7 |
Время, когда работник фактически не работал в связи с лишением личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась зарплата (п. 61 ч. 1 ст. 9 Закона № 504) |
Для включения этого периода в стаж для отпуска такой факт должен быть установлен по правилам, определенным Законом от 26.01.2022 № 2010-IX «О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей» |
|
8 |
Другие периоды работы, предусмотренные законодательством (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 504) |
|
|
Стаж для ежегодного дополнительного отпуска, |
||
|
1 |
Время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями или с особым характером труда, если работник занят в этих условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленной для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона № 504) |
|
|
2 |
Время нахождения работника в ежегодном основном и дополнительном отпуске за работу с вредными, тяжелыми условиями и за особый характер труда (п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 504) |
|
|
3 |
Время работы беременных женщин, переведенных на основании медицинского заключения на более легкую работу, на которой они не подвергаются влиянию неблагоприятных производственных факторов (п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона № 504) |
|
Для расчета количества дней ежегодного основного отпуска можно воспользоваться порядком расчета, который рекомендует Минсоцполитики в письме от 27.03.2013 № 321/13/84-13.
Для этого действуют так:
1. Определяют, сколько дней отпуска приходится на 1 к. д. работы в текущем году, без учета праздничных и нерабочих дней:
24 к. д. : (365 к. д. – 0 к. д.) = 0,0657534247.
Обычно праздничные дни минусуются, однако, как было отмечено выше, норма о праздничных днях с 24.03.2022 не действует. Поэтому количество праздничных дней в 2025 году, при условии продления военного положения до конца года, будет равно 0.
Если в 2023 году военное положение не будет отменено, то именно так нужно будет определить количество дней отпуска, заработанных работником за 2023 год.
2. Полученную величину умножают на количество календарных дней, входящих в стаж для начисления отпускных, заработанный в текущем году (365 или 366 к. д. – праздничные и нерабочие календарные дни – календарные дни, которые не входят в стаж для начисления отпускных).
Например, если в течение 2025 года работник находился в отпуске без сохранения зарплаты в связи с военным положением, предоставленном на основании ч. 3 ст. 12 Закона № 2136, с 1 января по 30 июня (т. е. в течение 181 к. д.), а остальные дни до конца года отработал, то за этот год он заработает (если до конца года будет действовать военное положение):
0,0657534247 х (365 к. д. – 0 к. д. – 181 к. д.) = 12,10 ≈ 12 дней отпуска.
После расчета количества дней ежегодного основного отпуска, заработанного за текущий год, можно определить остаток неиспользованных дней такого отпуска по состоянию на конец текущего года. Для этого к остатку неиспользованных дней отпуска на конец предыдущего года нужно прибавить количество дней ежегодного основного отпуска, заработанного за текущий год, и отнять количество дней отпуска, использованных в текущем году.
Аналогично можно определять и количество дней ежегодного дополнительного отпуска.
|
Обратите внимание! Количество дней дополнительного социального отпуска на детей определяется по особым правилам, установленным ст. 19 Закона № 504. Такой отпуск предоставляется за календарный год и в общем случае составляет 10 к. д., а при наличии нескольких оснований – не более 17 к. д. |
С 12.09.2023 п. 2 Порядка № 100 предусмотрены разные правила расчета среднедневной зарплаты для оплаты неиспользованных дней ежегодного отпуска, право на который получено до 31.12.2023. А именно:
При этом и отпускные за очередной ежегодный отпуск, и денежная компенсация (в частности, при увольнении работника) выплачиваются за счет резерва отпускных. Так по каким правилам формировать резерв для оплаты дней ежегодных отпусков, право на которые приобретено работниками до 31.12.2023, – по правилам для ежегодного отпуска или по правилам для денежной компенсации?
Считаем, что нужно действовать так. По состоянию на конец года (дату инвентаризации резерва) работники, для которых рассчитывается резерв, продолжают работать на предприятии. Поэтому резерв следует исчислить исходя из того, что они используют дни своего ежегодного отпуска, заработанные до 31.12.2023, именно как отпуск. Но во избежание лишних проблем можете зафиксировать выбранный вариант расчета в своей учетной политике.
Пример
По состоянию на 31.12.2025 у некоторых работников предприятия остались неиспользованные дни отпуска. Данные об их количестве, сумме фонда оплаты труда и количестве дней расчетного периода приведем в акте инвентаризации обеспечения (резерва) для оплаты отпусков работникам (см. образец). У этих работников нет дополнительных отпусков, им предоставляется только ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 к. д.
Нужно рассчитать резерв отпускных по состоянию на 31.12.2025 (предположим, что до конца 2025 года будет действовать военное положение и не произойдут изменения в порядке расчета отпускных).
При начислении резерва отпускных нужно принять во внимание следующую информацию:
Для расчета резерва отпускных нужно выполнить два шага.
Шаг 1. Определим количество не использованных работниками дней ежегодного основного отпуска по состоянию на 31.12.2025.
|
№ п/п |
Ф. И. О. работника |
Счет расходов |
Количество неиспользованных дней отпуска по состоянию на 31.12.2024 |
Количество дней отпуска, заработанных в течение 2025 года |
Количество дней отпуска, использованных в 2025 году |
Количество неиспользованных дней отпуска по состоянию на 31.12.2025 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Производственный персонал (счет 23 «Производство») |
||||||
|
1 |
Артемчук А. А. |
23 |
22 |
24 |
24 |
22 |
|
2 |
Борисенко Б. Б. |
23 |
21 |
24 |
24 |
21 |
|
3 |
Витренко В. В. |
23 |
0 |
24 |
24 |
0 |
|
Администрация (счет 92 «Административные расходы») |
||||||
|
1 |
Гецко Г. Г. |
92 |
20 |
24* |
24 |
20 |
|
2 |
Демченко Д. Д. |
92 |
4 |
24** |
24 |
4 |
|
Отдел сбыта (счет 93 «Расходы на сбыт») |
||||||
|
1 |
Лапенко Л. Л. |
93 |
20 |
22*** |
24 |
18 |
|
2 |
Мальцева М. М. |
93 |
0 |
15**** |
14 |
1 |
* Поскольку отпуск без сохранения заработной платы предоставлялся Гецко Г. Г. на основании п. 6 ч. 1 ст. 25 Закона № 504, он включается в стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск, на общих основаниях.** При наличии больничного первые 5 к. д. болезни оплачиваются работнику за счет предприятия, а за остальные дни выплачивается пособие по временной потере трудоспособности за счет государства (из средств социального страхования). Эти выплаты производятся исходя из средней зарплаты, поэтому период пребывания на больничном включается в стаж для предоставления ежегодного основного отпуска Демченко Д. Д. на общих основаниях.*** Поскольку отпуск без сохранения зарплаты предоставлялся на основании ч. 1 ст. 26 Закона № 504, он не входит в стаж для предоставления ежегодного основного отпуска (ч. 4 ст. 26 Закона № 504). Поэтому за 2025 год Лапенко Л. Л. заработала:(0,0657534247 х (365 к. д. – 0 к. д. – 30 к. д.) = 22,03 ≈ 22 дня отпуска,где 0,0657534247 [24 к. д. : (365 к. д. – 0 к. д.)] – количество дней ежегодного основного отпуска, приходящееся на 1 к. д. работы в 2025 году.**** Так как Мальцева М. М. отработала неполный рабочий год, количество заработанных ею дней ежегодного основного отпуска составит:[0,0657534247 х (230 к. д. – 0 к. д. – 0 к. д.)] = 15,12 ≈ 15 дней отпуска,где 230 к. д. – количество календарных дней, отработанных с 16.05.2025 по 31.12.2025. |
||||||
Шаг 2. Определим сумму резерва отпускных. Результат зафиксируем в акте инвентаризации обеспечения (резерва) на оплату отпусков работникам (см. образец).
|
ТОВ «Орбіта» Код за ЄДРПОУ 12345678
На підставі наказу (розпорядження) від «07» листопада 2025 р. № 245 проведено інвентаризацію забезпечення (резерву) на оплату відпусток станом на «31» грудня 2025 р. (балансовий субрахунок 471 «Забезпечення виплат відпусток»). Під час інвентаризації встановлено таке: (грн)
За результатами розрахунку сума резерву для оплати відпусток на 31.12.2025 (Кт 471) має становити 47 866,82 грн, із них:
За обліковими даними (до проведення інвентаризації) у підприємства числиться сума резерву (Кт 471) в розмірі 43 100 грн, із них:
Виходячи із цього резерв потрібно відкоригувати так:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все плательщики налога на прибыль отражают начисление (корректировку) резерва и использование резерва, начисленного после 01.01.2015, по правилам бухучета. Корректировки резервов, предусмотренные пп. 139.1.1 та 139.1.2 НК, на резерв отпускных не распространяются.
Сумма таких расходов (Дт 15, 23, 91–94 – Кт 661, 651) попадает в расходы в составе бухгалтерского финрезультата и в корректировках не участвует.
Если этот резерв будет использован в текущем году, то в таком случае можно применить специальный п. 24 подразд. 4 разд. ХХ НК. Этой нормой предусмотрено, что сумму отпускных, начисленных после 1 января 2015 года за счет резерва, сформированного до этой даты, можно включить в состав расходов (если сумма резерва ранее не была включена в расходы до 01.01.2015). Такая сумма отражается в строке 4.2.11 приложения PI к декларации по налогу на прибыль по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 № 897.
|
Обратите внимание! Это положение касается абсолютно всех предприятий, в том числе и тех, кто не применяет налоговые разницы. |