Могут ли лишить статуса плательщика ФСП за непредставление общей декларации
14.01.2015 359 0 0
Для кого данная статья: для сельхозпредприятий, получивших статус плательщиков фиксированного сельхозналога (далее – ФСН), но, как оказалось потом, не полностью представивших отчетность по этому налогу.
Ситуация
Сельхозпредприятие в начале 2014 года представило отчетность по ФСН и получило статус плательщика этого налога. Однако оно представило только отчетные декларации, а должно было представить и общую декларацию, поскольку его земли находятся на территории разных районов. Теперь такую ошибку выявили налоговики и грозят лишением статуса плательщика ФСН задним числом (т. е. с начала 2014 года) и переводом на уплату налога на прибыль. На самом ли деле они имеют на это право? Давайте разберемся.
Причины для лишения статуса плательщика ФСН
Если статус плательщика ФСН получен, то для отмены такого статуса у контролирующего органа должны быть весомые причины. Перечень таких причин определен в пп. 308.6.2 Налогового кодекса (далее – НК). Так, регистрация сельскохозяйственного товаропроизводителя плательщиком ФСН отменяется по решению контролирующего органа в случае:
- если такой налогоплательщик ликвидируется, в том числе путем слияния, присоединения или преобразования;
- установления по результатам документальной проверки несоблюдения налогоплательщиком положений ст. 301 НК. При этом такой налогоплательщик обязан перейти на уплату налогов по общей системе налогообложения начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было установлено такое нарушение.
Таким образом, контролирующий орган может отменить регистрацию плательщика ФСН, если во время документальной проверки выявит хотя бы одно из следующих нарушений (ст. 301 НК):
- доля сельскохозяйственного товаропроизводства, полученная за предыдущий налоговый (отчетный) год, меньше 75 %;
- свыше 50 % дохода составляет доход от реализации декоративных растений, диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);
- субъект хозяйствования осуществляет деятельность по производству подакцизных товаров;
- по состоянию на 01.01.14 г. числился налоговый долг (хотя наличие долга должны были проверить на момент регистрации сельхозтоваропроизводителя плательщиком ФСН).
Как видно из вышеизложенного, в перечень нарушений, на основании которых сельхозпредприятие могут лишить статуса плательщика ФСН, неправильное представление отчетности не входит. Это и неудивительно, ведь о составе отчетности идет речь в ст. 308 НК (см. далее в консультации), а не в ст. 301 НК, нарушение норм которой может привести к утрате права на ФСН.
Дата отмены регистрации плательщика ФСН
Не единичны случаи, когда налоговики, выявив в ходе документальной проверки указанные выше нарушения, пытаются перевести сельхозпредприятие на общую систему налогообложения не с момента выявления этих нарушений, а с момента их возникновения (допущения сельхозпредприятием). Понятно, что такой подход выгоден налоговикам, ведь он позволяет привлечь больше средств в бюджет (это и налог на прибыль за предыдущие периоды, и соответствующие штрафные санкции).
Однако такой подход неправомерен, поскольку противоречит вышеупомянутой норме пп. 308.6.2 НК, из формулировки которой следует, что лишить статуса плательщика ФСН можно только с месяца, следующего за месяцем, в котором выявлено нарушение во время документальной проверки. Дополнительным подтверждением этого является и судебная практика в пользу сельхозпредприятий, которые обратились в такой ситуации в суд для отстаивания своих интересов.
Кроме того...
В рассматриваемой ситуации сельхозпредприятие действительно нарушило порядок представления отчетности по ФСН. Ведь, поскольку оно имеет земельные участки в разных административных районах, для получения статуса плательщика ФСН согласно п. 308.1 НК оно должно было до 20.02.14 г. представить:
- отчетные налоговые декларации по ФСН – в контролирующие органы по месту расположения таких земельных участков;
- общую налоговую декларацию по ФСН относительно всей площади земельных участков, с которых взимается этот налог, – в контролирующий орган по своему местонахождению (месту нахождения на налоговом учете).
Однако напомним, что вся налоговая отчетность сплошным порядком подлежит камеральной проверке (п. 76.1 НК). В случае выявления нарушений в такой отчетности контролирующим органом должен был быть составлен акт и в течение трех рабочих дней отправлен налогоплательщику (п. 86.2 НК).
Справка о получении или подтверждении статуса плательщика ФСН выдается контролирующим органом по местонахождению сельхозпредприятия в течение 10 рабочих дней с даты представления им отчетности по этому налогу (п. 308.3 НК).
Следовательно, если сельхозпредприятие получило статус плательщика ФСН в указанный срок, то это значит, что недостатков в отчетности по ФСН на момент ее представления контролирующим органом выявлено не было. То есть такая налоговая отчетность контролирующим органом была принята.
Таким образом, в данной ситуации ошибка допущена не только по вине сельхозпредприятия, но и по вине контролирующего органа, поскольку он не выявил ее во время камеральной проверки и предоставил сельхозпредприятию статус плательщика ФСН.
В рассматриваемой ситуации нет оснований для лишения сельхозпредприятия статуса плательщика ФСН (при условии, что во время документальной проверки у него не выявлено хотя бы одно из нарушений, перечисленных в ст. 301 НК). Тем более нет оснований это делать задним числом.
В то же время следует отметить, что к сельхозпредприятию могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные п. 120.1 НК за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций. Размер штрафа составляет 170 грн., а если предприятие в течение года уже штрафовалось за аналогичное нарушение, – 1 020 грн.
Комментарии к материалу