Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Финотчетность-2022: когда и какие формы подавать

30.01.2023 3463 0 2


Нормативная база. Состав, порядок подачи и сроки подачи и обнародования финансовой отчетности украинских предприятий, а также представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности установлены Законом от 16.07.1999 № 996-XIV (далее – Закон № 996) и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее – Порядок № 419). Банки дополнительно пользуются Инструкцией, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.10.2011 № 373 (ч. 2 ст. 11 Закона № 996).

Что изменилось? В течение отчетного года в Закон № 996 и Порядок № 419 были внесены уточнения и изменения (Законом от 19.07.2022 № 2435-IX, а также постановлениями КМУ от 10.06.2022 № 667 и от 29.11.2022 № 1327). Все эти изменения уже действуют, поэтому сейчас все предприятия (кроме банков) должны подавать финотчетность-2022 по обновленным правилам.

О чем статья? Мы рассмотрим общие требования относительно финотчетности, а также расскажем, как коммерческим предприятиям выбрать «свои» отчетные формы за 2022 год и подать финотчетность исходя из новых правил. Отчетность бюджетных предприятий и банков рассматривать не будем.


Общие требования

Прежде чем вы приступите к заполнению отчетных форм, рассмотрим общие требования, установленные Законом № 996 и Порядком № 419, а также стандартами бухучета и финотчетности.

Кто и зачем составляет и подает финотчетность?

Составлять финотчетность обязаны (ч. 1 ст. 2 Закона № 996):

  • все юрлица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
  • представительства иностранных субъектов хоздеятельности.

Цель составления финотчетности – представить ее пользователям (физическим или юридическим лицам) полную, правдивую и беспристрастную информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия. Эта информация нужна пользователям для принятия решений (ч. 1 ст. 3 Закона № 996).

Обратите внимание! Финотчетность предприятий не является коммерческой тайной, конфиденциальной информацией и не относится к информации с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 14 Закона № 996).

Предприятия обязаны (ст. 14 Закона № 996):

  • представлять копии финотчетности (в т. ч. консолидированной) по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом от 13.01.2011 № 2939-VI «О доступе к публичной информации» (ч. 2);
  • обеспечивать доступность финотчетности (в т. ч. консолидированной) для ознакомления с ней юридических и физических лиц по своему местонахождению (ч. 3).

Согласно каким требованиям составляется финотчетность?

Финотчетность может быть составлена (п. 2 Порядка № 419):

  • согласно национальным положениям (стандартам) бухучета (далее – НП(С)БУ);
  • международным стандартам финотчетности (далее – МСФО и МСБУ);
  • НП(С)БУ в государственном секторе.

Финотчетность бывает обычная и консолидированная, годовая и промежуточная (за I квартал, первое полугодие, девять месяцев).

Кому подается финотчетность?

Финотчетность (в т. ч. консолидированная), составленная как по национальным, так и по международным стандартам бухучета, подается (п. 2 Порядка № 419):

  • органам, к сфере управления которых относится предприятие;
  • трудовым коллективам по их требованию;
  • собственникам (учредителям) в соответствии с учредительными документами;
  • другим органам и пользователям. В частности, финотчетность подают (ч. 5 ст. 121 Закона № 996):
    – органам государственной статистики – все предприятия;
    – в центр сбора финотчетности, операционное управление которым осуществляет НКЦБФР – предприятия, которые обязаны применять МСФО (на основе таксономии).

А кто подает финотчетность налоговым органам?

Налоговому органу финотчетность подают (п. 46.2 Налогового кодекса, далее – НК):

  • плательщики налога на прибыль – в составе декларации по этому налогу (далее – декларация);
  • неприбыльные организации – в составе отчета об использовании доходов (прибылей) (далее – отчет);
  • плательщики части чистой прибыли (дохода) и госдивидендов – в составе расчета по этим платежам (далее – расчет ЧЧПД).

Должны ли подавать финотчетность предприятия, зарегистрированные в 2022 году?

Отчетным периодом для составления финотчетности является календарный год (ч. 1 ст. 13 Закона № 996). У вновь созданных предприятий первый отчетный период может быть меньше 12 месяцев, но не больше 15 месяцев (ч. 2 ст. 13 Закона № 996). Поэтому по общему правилу предприятия, которые были зарегистрированы в период с 1 октября по 31 декабря 2022 года, годовую финотчетность за этот год могут не подавать. Они имеют право впервые подать отчетность за 2023 год, включив в нее информацию о финансовых результатах хозопераций за 2022 год.

Однако! Это общее правило не касается плательщиков налога на прибыль и неприбыльных организаций: им придется подать финотчетность за 2022 год в налоговую, поскольку финотчетность является приложением к декларации и к отчету неприбыльных (п. 46.2 НК, письмо Минфина от 21.02.2017 № 11130-02-2/4779).

Можно ли подавать уточненную финотчетность взамен ранее поданной?

Можно (ч. 6 ст. 14 Закона № 996, п. 2 Порядка № 419). Предприятия могут подавать уточненную финотчетность (в т. ч. консолидированную) взамен ранее представленной финансовой отчетности:

  • по результатам проведения аудиторской проверки;
  • для исправления самостоятельно выявленных ошибок;
  • по другим причинам.

Подача и обнародование уточненной финотчетности (в т. ч. консолидированной) осуществляются в общем порядке.

Формы финотчетности

Финотчетность может полной и сокращенной (ст. 11 Закона № 996). В табл. 1 показано, какие именно отчетные формы входят в состав полной и сокращенной финотчетности.

Таблица 1. Состав годовой финансовой отчетности


п/п

Финотчетность

Состав

Типовая форма

1

2

3

4

1

Полная

1. Форма № 1 «Баланс (Отчет о финансовом состоянии)», форма № 1-к «Консолидированный баланс (Отчет о финансовом состоянии)».

2. Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)», форма № 2-к «Консолидированный отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)».

3. Форма № 31 «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу)», форма № 3-н «Отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)», форма № 3-к1 «Консолидированный отчет о движении денежных средств (по прямому методу)», форма № 3-кн1 «Консолидированный отчет о движении денежных средств (по косвенному методу)».

4. Форма № 41 «Отчет о собственном капитале», форма № 4-к1 «Консолидированный отчет о собственном капитале»

Приложение 1
к НП(С)БУ 1

5. Форма № 51 «Примечания к годовой финансовой отчетности»2

Приказ Минфина
от 29.11.2000 № 302
(далее – Приказ № 302)

6. Форма № 61 «Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности «Информация по сегментам»3

Приложение 1
к НП(С)БУ 29

2

Сокращенная

1. Финансовая отчетность малого предприятия (форма № 1-м «Баланс» и форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»)

Приложение 1
к НП(С)БУ 25

2. Финансовая отчетность микропредприятия1 (форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»)

Приложение 2
к НП(С)БУ 25

1 Подается только по итогам отчетного года. Ежеквартально не подается (п. 1 разд. II НП(С)БУ 1, абзац шестнадцатый п. 2 Порядка № 419).
2 Кроме типовой формы примечаний предприятия в случае необходимости составляют и подают примечания к финотчетности в произвольной форме, где отражают соответствующую информацию согласно требованиям бухгалтерских стандартов.
3 Эту форму заполняют только предприятия, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность либо занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке продукции (товаров, работ, услуг) или относительно их продукции (товаров, работ, услуг) до начала отчетного года принято решение о государственном регулировании цен

Какие отчеты сопровождают подачу годовой финотчетности?

Вместе с полным комплектом годовой финотчетности (в т. ч. консолидированной) отдельные предприятия подают также (ст. 1, ч. 7 ст. 11 Закона № 996; п. 2 Порядка № 419);

  • отчет об управлении (консолидированный отчет об управлении) – документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности. Подают такой отчет крупные и средние предприятия. При этом последние имеют право не отражать в таком отчете нефинанансовую информацию;
  • отчет о платежах в пользу государства (консолидированный отчет о платежах в пользу государства). Этот отчет подают субъекты хозяйствования (далее – СХ), которые осуществляют деятельность в добывающих отраслях, в соответствии с Законом от 18.09.2018 № 2545-VIII, а также предприятия, осуществляющие заготовку древесины, которые представляют общественный интерес. Этот отчет содержит обобщенную информацию о деятельности таких СХ, а также детализированную информацию о налогах и сборах, других платежах, уплаченных или подлежащих уплате ими в пользу государства в соответствии с законом.

Для справки. Перечень предприятий, представляющих общественных интерес, приведен в ст. 1 Закона № 996.

Обратите внимание! Отчет об управлении и отчет о платежах в пользу государства не являются финансовой и статистической отчетностью. В налоговый орган и органы госстатистики эти отчеты не подаются. Это следует из разъяснения в ОИР (категория 102.20.02), а также письма Госстата от 08.02.2019 № 04.3-13/17-19. Пользователями таких отчетов являются трудовые коллективы, собственники, инвесторы, а также отдельные госрегуляторы (например, НБУ).

Категории предприятий

Состав финотчетности, сроки ее подачи, обязанность обнародования, а также необходимость перехода на составление финотчетности согласно международным стандартам зависит от размерной категории предприятия.

Какие бывают размерные категории предприятий?

Для целей составления и подачи финотчетности предприятия (кроме бюджетных учреждений) подразделяются на 4 категории: микропредприятия, малые, средние и крупные предприятия (ст. 2 Закона № 996).

В таблицах 2 и 3 мы приводим информацию, которая позволит вам понять, к какой размерной категории может относиться ваше предприятие и какую финотчетность вам придется подавать.

Таблица 2. Критерии для определения размерной категории предприятия


п/п

Категория предприятия

Критерии

Балансовая
стоимость
активов
1
(евро/грн2)

Чистый доход от
реализации продукции
(товаров, работ, услуг)
3
(евро/грн2)

Среднее количество
работников
4 (чел.)

1

2

3

4

5

1

Микро

До 350 0005/
11 308 147,34

До 700 0005/
22 616 294,68

До 104

2

Малое

До 4 000 0005/
129 235 969,61

До 8 000 000 евро5/
258 471 939,22

До 504

3

Среднее

До 20 000 0005/
646 179 848,05

До 40 000 0005/
1 292 359 696,10

До 2504

4

Крупное

Свыше 20 000 000/
646 179 848,05

Свыше 40 000 000/
1 292 359 696,10

Свыше 250

1 Показатель стр. 1300 формы № 1.
2 Для расчета применяется официальный курс гривни к иностранным валютам (средний за период), рассчитанный на основании официальных валютных курсов НБУ, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года (ч. 2 ст. 2 Закона № 996). Обратите внимание! Для целей определения размерной категории предприятия в 2022 году применяется средний курс евро за 2021 год: 32,3089924027138 грн за 1 евро. Этот критерий применяется предприятиями при определении категории в 2022 году, за исключением предприятий, созданных в этом году (см. ниже).
3 Показатель стр. 2000 формы № 2, № 2-м, № 2-мс.
4 Этот показатель рассчитывается в порядке, который установлен центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики (сноска «1» к соответствующей строке формы № 1). Здесь речь идет об Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286 (далее – Инструкция № 286). Как определить среднее количество работников, разъясняется в разд. 3 этой Инструкции.
5 Включительно.

Таблица 3. Особенности составления, подачи и обнародования финотчетности в зависимости от размерной категории предприятия


п/п

Требование

Категория предприятия (ч. 2 ст. 2 Закона № 996)

Микро1

Малое1

Среднее1

Крупное

1

2

3

4

5

6

1

Формы финотчетности

№ 1-мс,
№ 2-мс2,
ежегодно

№ 1-м,
№ 2-м2,
ежеквар-
тально

№ 1 и № 2
(промежуточная
квартальная
финотчетность),
№ 1–6
(годовая финотчетность)

2

Подача налоговой отчетности только в электронной форме

(п. 49.4 НК)

Нет

Нет

Да

Да

3

Обязанность составлять финотчетность по международным стандартам

(ст. 1, ч. 2 ст. 121 Закона № 996)

Нет

Нет

Нет

Да

4

Обязанность обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением

Нет3

Нет3

Да

Да

1 Кроме предприятий, которые обязаны составлять финотчетность согласно МСФО (см. подробнее консультацию «Финансовая отчетность по МСФО: порядок подачи и сроки») либо самостоятельно приняли решение о целесообразности применения МСФО для составления финотчетности (в т.ч. консолидованной) (ч. 3 ст. 11, ч. 2, ч. 3 ст. 121 Закона № 996).
2 Предприятия, которые применяют НП(С)БУ 25, могут самостоятельно принять решение о составлении финотчетности по формам, предусмотренным НП(С)БУ 1 (п. 2 разд. II НП(С)БУ 1). Но они могут выбрать только между сокращенной и полной финотчетностью. Поменять малые формы на микро и наоборот – нельзя.
3 Только те предприятия, которые не представляют общественный интерес (ч. 3 ст. 14 Закон № 996).

Обратите внимание! Для целей составления и подачи финотчетности Закон № 996, а также НП(С)БУ 25 дополнительно выделяют еще три категории предприятий:

  • непредпринимательские общества. Это общества, целью деятельности которых не является получение прибыли и распределение ее между участниками (ст. 85 Гражданского кодекса). В терминологии НК это неприбыльные учреждения и организации;
  • представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее – иностранное представительство). Это учреждение или лицо, которое представляет интересы иностранного субъекта хоздеятельности в Украине и имеет на это надлежащим образом оформленные полномочия (ст. 1 Закона от 16.04.1991 № 959-XII). Для целей обложения налогом на прибыль выделяют постоянное представительство нерезидента (пп. 14.1.193 НК);
  • предприятия, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов согласно налоговому законодательству. Это плательщики единого налога третьей группы (пп. 296.1.3 НК).

Эти три категории предприятий (кроме тех, кто по законодательству составляет финотчетность согласно МСФО) должны применять формы финотчетности, предусмотренные НП(С)БУ 25. А именно: № 1-мс, № 2-мс или № 1-м, № 2-м (п. 2 разд. I НП(С)БУ 25).

Однако в 2022 году законодатели исключили ч. 3 из ст. 2 Закона № 996 (Закон № 2435) и изменили редакцию абзаца шестнадцатого п. 2 Порядка № 419 (Постановление № 1327).

Отметим, что данные изменения вступили в противоречие с действующими нормами НП(С)БУ 25. Тем не менее «финотчетные» правила для единщиков изменились.

Новация! Начиная с отчетности за 2022 год единщики должны подавать финотчетность по формам и в порядке, которые предусмотрены для размерной категории их предприятия (микро, малое, среднее или крупное).

Как определить размерную категорию предприятия?

Для определения размерной категории предприятия нужно воспользоваться правилами, установленными ч. 2 ст. 2 Закона № 996.

Правило 1. Вновь созданные предприятия для определения своего размера применяют показатели из первой годовой финансовой отчетности. То есть предприятие, созданное в 2022 году, определяет свою размерную категорию по данным финотчетности за 2022 год.

Например, предприятие создано в феврале 2022 года. Согласно показателям финотчетности за 2022 год это микропредприятие. Поэтому в 2022 году оно будет считаться микропредприятием, и для составления финотчетности за этот год ему можно руководствоваться нормами НП(С)БУ 25.

Правило 2. Для отнесения к определенной категории показатели предприятия должны отвечать как минимум двум из трех установленных критериев (см. графы 3–5 табл. 2). При этом предприятие считается:

  • малым – если не соответствует критериям микропредприятия;
  • средним – если не соответствует критериям малого предприятия;
  • крупным – если не соответствует критериям среднего предприятия.

Пример 1

Предприятие создано в 2022 году. Согласно показателям финотчетности, у него:

  • балансовая стоимость активов – 100 000 000 грн (малое);
  • чистый доход от реализации – 260 000 000 грн (среднее);
  • среднее количество работников – 9 (микро).

Как видим, по каждому критерию предприятие попадает в разную размерную категорию. Как же выбрать соответствие как минимум двум критериям, как того требует норма ч. 2 ст. 2 Закона № 996?

Подсказку, как определить категорию предприятия в «нестандартных» случаях, можно найти в Информационном сообщении Минфина от 12.11.2018. Из него следует, что в таком случае выбирают категорию «посерединке».

В нашем примере из трех возможных категорий «малое, среднее, микро» предприятие будет отнесено к категории «среднее».

Правило 3. Для определения в отчетном году категории предприятия, созданного в прошлые годы, берут показатели финотчетности такого предприятия за год, предшествующий отчетному.

Напомним, что для определения категории предприятия в 2018 году (тогда впервые были введены размерные критерии) нужно было ориентироваться только на показатели финотчетности за 2017 год (см. письмо Минфина от 04.07.2019 № 35210-01-2/17297). А чтобы установить категорию предприятия в 2022 году, надо брать показатели финотчетности за 2021 и 2020 годы (см. правило 4).

Правило 4. Если по показателям годовой финотчетности в течение двух лет подряд предприятие не соответствует одной из четырех указанных категорий, то оно относится к соответствующей категории предприятий (ч. 2 ст. 2 Закона № 996).

Как на практике применять это правило?

На сегодня в общем доступе есть разъяснение Минфина в письме от 23.03.2020 № 35210-06-5/8860 (далее – Письмо № 8860).

Суть его сводится к следующему.

Если предприятие согласно показателям годовой финотчетности за 2017 год отвечало критериям, установленным для среднего предприятия, то для целей Закона № 996 оно считается средним на протяжении двух следующих лет – 2018 и 2019 годов. Но если по показателям годовой финотчетности за 2018 и 2019 годы такое предприятие фактически отвечает критериям крупного предприятия, то оно переходит в категорию крупных с 1 января 2020 года.

Далее Минфин напоминает, что крупные предприятия представляют общественный интерес, поэтому обязаны составлять финотчетность по международным стандартам. При этом датой перехода на МСФО будет 1 января 2020 года. А начиная с 1 января 2021 года такое предприятие должно составлять промежуточную и годовую финотчетность за 2021 год согласно МСФО.

На основании разъяснений из Письма № 8860, а также устных консультаций специалистов законодательного органа сформулируем суть правила 4.

Допустим, показатели финотчетности предприятия за 2017 год (либо предприятия, созданного после 2017 года – за первый отчетный год) соответствовали определенной категории. При этом в течение двух последующих лет для целей составления финотчетности данная категория предприятия должна была оставаться неизменной, как бы ни менялись показатели его финотчетности.

Однако если в течение этих двух лет показатели годовой финотчетности предприятия отвечают:

  • одной и той же категории (отличной от первоначальной) – то начиная с третьего отчетного года предприятию должна быть присвоена новая соответствующая категория;
  • разным категориям – тогда предприятие останется в своей прежней категории.

Итак! Предприятию как бы дается два года на то, чтобы окончательно опре­делиться со своей категорией. И для перехода в новую категорию ему надо в течение двух лет подряд соответствовать критериям именно этой новой категории.

Пример 2

Предприятие создано в 2018 году. При этом по данным финотчетности по состоянию:

  • на 31.12.2018 и 31.12.2019 – оно отвечало критериям малого предприятия и отчитывалось за 2018 и 2019 годы как малое предприятие по формам № 1-м, № 2-м;
  • на 31.12.2020 и 31.12.2021 – оно соответствовало критериям крупного предприятия. Однако согласно правилу 4 (см. выше) в 2020 и 2021 годах предприятие продолжает считаться малым и составляет финотчетность по формам № 1-м, № 2-м. Но уже начиная с 2022 года предприятие стало считаться крупным. С 1 января 2022 года оно должно было перейти на МСФО, а с 1 января 2023 года обязано составлять промежуточную и годовую финотчетность за 2023 год согласно МСФО;
  • на 31.12.2022 – оно соответствовало критериям микропредприятия. Однако по правилу 4 предприятие все еще будет считаться крупным, как минимум, в течение 2 лет.

Как предприятиям-единщикам определить свою размерную категорию для составления и подачи финотчетности в 2022 году?

Единщики определяют свою категорию по общим правилам (см. выше).

Если предприятие создано не в 2022 году, то ему нужно определять категорию для 2022 года начиная с года начала своей деятельности (но не ранее 2017 года).

А если предприятие создано в 2022 году, тогда для определения своей размерной категории в этом году оно должно взять показатели финотчетности по состоянию на 31.12.2022.

Предприятия, которые перешли на упрощенную систему в 2022 году, для целей подачи финотчетности продолжают оставаться в своей размерной категории, в которой они пребывали до такого перехода.

Состав и сроки подачи финотчетности за 2022 год

Состав и сроки подачи годовой финотчетности приведены в ст. 11 Законе № 996 и Порядке № 419. При этом дата подачи финотчетности зависит от способа ее подачи.

Какая дата считается датой подачи финотчетности?

Как следует из п. 4 Порядка № 419, датой представления финансовой отчетности на предприятии считается:

  • день ее фактической передачи по назначению;
  • в случае отправки по почте – дата получения адресатом, указанная на штемпеле предприятия связи, обслуживающего адресата;
  • в случае подачи в едином электронном формате – дата получения электронного сообщения о получении центром сбора финансовой отчетности такой финансовой отчетности, а также дата получения уведомления от соответствующего органа.

Внимание! Если предельная дата представления отчетности выпадает на нерабочий день, то эта дата переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419).

А что делать предприятию, которое из-за войны не имеет возможности своевременно подать финотчетность (в т. ч. консолидированную)?

В таком случае финотчетность (промежуточную, годовую, консолидированную) можно будет подать в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны – за весь период неподачи (п. 2 Порядка № 419).

Зависят ли сроки подачи финотчетности от размерной категории предприятия?

Да, состав, а также сроки подачи финотчетности зависят от размера предприятия (см. табл. 4).

Таблица 4. Состав и сроки подачи финотчетности за 2022 год

№ п/п

Размерная категория
предприятия

Состав
финотчетности
(формы)

Сроки подачи

в орган статистики

в налоговый орган1

1

2

3

4

5

1

Микропредприятие2

№ 1-мс, № 2-мс3

Не позднее
28.02.20234

Не позднее
1 марта 2023 года
в составе декларации,
расчета ЧЧПД5

2

Малое предприятие2

№ 1-м, № 2-м3

3

Иностранное представительство2

№ 1-м, № 2-м3

4

Непредпринимательское общество2

№ 1-мс, № 2-мс3

Не позднее
1 марта 2023 года
в составе отчета5, 6

5

Среднее предприятие2

№ 1, № 2
(до проверки аудитором)7

Не позднее
28 февраля 2023 года7

Не позднее
1 марта 2023 года
в составе декларации,
расчета ЧЧПД5

№ 1–5 (вместе с
аудиторским заключением)8

Не позднее
1 июня 2023 года8

Не позднее
10 июня 2023 года9

6

Крупное предприятие10

№ 1, № 2
(до проверки аудитором)7

Не позднее
28 февраля 2023 года7

Не позднее
1 марта 2023 года
в составе декларации,
расчета ЧЧПД5

№ 1–4 (вместе с примечаниями
и аудиторским заключением)8, 11

Не позднее
10 июня 2023 года9

1 Подают только плательщики налога на прибыль и неприбыльные организации.
2 Кроме предприятий, которые составляют финотчетность по МСФО.
3 Согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 996, п. 1 разд. I НП(С)БУ 25, абзацу шестнадцатому п. 2 Порядка № 419.
4 Согласно абзацу первому п. 5 Порядка № 419. Отметим, что в этой норме ничего не сказано об иностранных представительствах, но мы считаем, что для них действуют такие же сроки, как и для названных там предприятий.
5 Согласно абзацу третьему п. 46.2, пп. 49.18.6 НК. Обратите внимание! Финотчетность обычно подается и в орган статистики, и в орган ГНС одновременно – через «Единое окно». При этом подать ее нужно до подачи декларации (отчета, расчета ЧЧПД). В декларации при этом нужно поставить отметки в разделе «Наявність додатків» возле поданных форм финотчетности).
Имейте в виду! В п. 5 Порядка № 419 установлено два разных срока подачи Баланса и Отчета о финрезультатах в орган ГНС: не позднее 28 февраля (абзацы первый и второй) и в сроки, предусмотренные НК (т. е. вместе с декларацией, отчетом, расчетом ЧЧПД, но не позднее 1 марта) (абзац шестой). Поэтому тем предприятиям, которые будут подавать годовую налоговую отчетность в последний день установленного срока (1 марта), во избежание недоразумений советуем подать финотчетность за 2022 год в статистику и в налоговую через «Единое окно» не позднее 28 февраля 2023 года (это вторник).
6 Нормами ч. 3 ст. 11 Закона № 996, пп. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 и абзаца шестнадцатого п. 2 Порядка № 419 прямо установлено, что непредпринимательские общества (кроме тех, кто обязан составлять финотчетность по международным стандартам) должны составлять сокращенную по показателям финотчетность в составе баланса и отчета о финрезультатах по формам № 1-мс и № 2-мс. Однако налоговики считают иначе (см., например, разъяснение в ОИР, категория 102.20.02).
Мнение налоговиков. Неприбыльные предприятия к отчету за год должны прилагать формы финотчетности в зависимости от того, к какой размерной категории согласно с ч. 2 ст. 2 Закона № 996 относится такое предприятие. То есть неприбыльные учреждения и организации (кроме неприбыльных, подпадающих под критерии микропредприятий, малых предприятий, бюджетных учреждений) должны подавать вместе с отчетом формы № 1–5. А неприбыльные учреждения, организации, подпадающие под критерии микропредприятий, малых предприятий, подают формы № 1-м, № 2-м или № 1-мс, № 2-мс.
7 Согласно абзацу второму п. 5 Порядка № 419.
8 Согласно абзацу четвертому п. 5 Порядка № 419.
9 Согласно абзацу четвертому п. 46.2 НК.
10 Крупные предприятия обязаны составлять финотчетность согласно МСФО. Такие предприятия обязаны дополнительно подать годовую финотчетность (в т. ч. консолидированную), составленную на основе таксономии финотчетности, вместе с соответствующими аудиторскими заключениями в единый центр сбора финотчетности в сроки, установленные для обнародования такой отчетности: до 30 апреля либо до 1 июня следующего за отчетным года (абзац третий п. 5 Порядка № 419). В органы статистики и ГНС отдельно такая финотчетность не подается. Об особенностях подачи финотчетности, составленной согласно МСФО, см. подробнее в консультации «Финансовая отчетность по МСФО: порядок подачи и сроки».
11 Примечания к финотчетности по МСФО, составленные в произвольной форме, вы можете отослать через меню «Листування з ДПС» приватной части э-кабинета (по своему выбору – как письменное пояснение, таблицу, график и т. п.) файлом в формате .pdf (ограничение 5 МБ) вместе с со­проводительным письмом. При этом не нужно ставить отметку о подаче примечаний в таблице «Наявність поданих до Податкової декларації з податку на прибуток підприємств додатків – форм фінансової звітності» (ОИР, категория 102.20). Точно так же, через «Листування з ДПС», ГНС требует подать и аудиторское заключение (см. ОИР, категория 102.20.01)

Консолидированная финотчетность

Отдельные предприятия помимо финотчетности о собственных хозяйственных операциях обязаны также подавать собственникам (учредителям), в центр сбора финансовой отчетности и другим пользователям (кроме налогового органа) консолидированную финотчетность.

Такая финотчетность подается вместе с консолидированным отчетом об управлении, а при необходимости и консолидированным отчетом о платежах в пользу государства (ч. 1 ст. 12 Закона № 996, п. 1 Порядка № 419).

Кто обязан подавать консолидированную финотчетность?

Консолидированную финотчетность обязаны составлять и подавать, в частности:

  • объединения предприятий – если это предусмотрено учредительными документами этих объединений в соответствии с законодательством (ч. 3 ст. 12 Закона № 996);
  • предприятия, которые контролируют другие предприятия (материнские предприятия) (ч. 1 ст. 12 Закона № 996).

Внимание, новация! Материнские предприятия составляют и подают консолидированную финотчетность группы в соответствии с национальными стандартами бухучета либо международными стандартами. При этом под группой понимается группа юрлиц, которая состоит из материнского предприятия и всех предприятий, которые им контролируются (дочерние предприятия) (ст. 1 Закона № 996).

Группы предприятий подразделяются на малые, средние и крупные. Критерии для классификации групп приводим в табл. 5.

Таблица 5. Критерии для определения размера группы предприятий в целях составления консолидированной отчетности

№ п/п

Группа предприятий

Критерии для определения размера группы

Балансовая
стоимость
активов
1
(евро/грн2)

Чистый доход от
реализации продукции
(товаров, работ, услуг)
3
(евро/грн2)

Среднее количество
работников
4 (чел.)

1

2

3

4

5

1

Малая

До 4 000 0005/
135 928 026,96

До 8 000 0005/
271 856 053,92

До 505

2

Средняя

До 20 000 0005/
679 640 134,81

До 40 000 0005/
1 359 280 269,61

До 2505

3

Крупная

Свыше 20 000 000/
679 640 134,81

Свыше 40 000 000/
1 359 280 269,61

Свыше 250

1 Показатель стр. 1300 формы № 1-к.
2 Для расчета применяется официальный курс гривни к иностранным валютам (средний за период), рассчитанный на основании официальных валютных курсов НБУ, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года (п. 1 ст. 12 Закона № 996). Обратите внимание! Для целей составления консолидированной финотчетности за 2022 год применяется средний курс евро за этот год: 33,9820067402714 грн за 1 евро.
3 Показатель стр. 2000 формы № 2-к .
4 Этот показатель рассчитывается согласно разд. 3 Инструкции № 286.
5 Включительно.

Также обратите внимание на правила, которые помогут вам определить размер группы предприятий для целей составления, подачи и обнародования консолидированной финотчетности такой группы.

Правило 1. Для отнесения группы предприятий к определенной группе показатели годовой консолидированной финотчетности такой группы на дату составления такой финотчетности должны отвечать как минимум двум из трех установленных критериев (см. графы 3–5 табл. 1). При этом группа предприятий считается средней, если не соответствует критериям для малой группы.

Правило 2. Если на дату составления годовой консолидированной финотчетности группы вы видите, что показатели ее финотчетности в течение двух лет подряд (за отчетный год и год, предшествующий отчетному) не соответствуют критериям, установленным для этой группы, то такую группу следует отнести к группе, критериям которой она соответствует согласно показателям годовой консолидированной финотчетности за отчетный период.

Правило 3. Малые и средние группы (кроме групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес) освобождены от обязательного составления и подачи консолидированной финотчетности и консолидированного отчета об управлении (ч. 3 ст. 14 Закона № 996).

Для наглядности продемонстрируем применение этих правил на примерах.

Пример 3

Группа предприятий согласно показателям годовой консолидированной финотчетности (правило 1):

  • за 2021 год – считается крупной;
  • за 2022 год – считается малой;
  • за 2023 год – будет являться малой.

Такая группа для целей подачи консолидированной отчетности в 2022 году должна считаться крупной, а в 2023 году будет считаться малой (правило 2).

Такая группа может не подавать своим пользователям консолидированную финотчетность за 2023 год и консолидированный отчет об управлении (правило 3). Однако при этом материнское предприятие такой группы обязано до 1 июня 2024 года обнародовать на своей странице или на своем веб-сайте (в полном объеме) годовую консолидированную финотчетность вместе с аудиторским отчетом и консолидированным отчетом об управлении (ч. 3 ст. 14 Закона № 996).

Каковы сроки подачи консолидированной отчетности группы?

Материнские предприятия подают своим пользователям консолидированную финотчетность группы в установленные сроки, а именно (п. 11 Порядка № 419):

  • промежуточную отчетность – в течение 45 дней после окончания отчетного квартала;
  • годовую отчетность – в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 14 Закона № 996 для обнародования годовой консолидированной финотчетности.
Таблица 1. Состав годовой финансовой отчетности.doc
Скачать
Таблица 2. Критерии для определения размерной категории предприятия.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы