Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Анализируем риски неподачи формы № 20-ОПП


В чем суть проблемы? Помимо штрафов за неподачу формы № 20-ОПП (подробнее о штрафах см. «Ответственность за неподачу формы № 20-ОПП») субъекта хозяйствования (далее – СХ) подстерегают и другие неприятности. В частности, возрастает риск попасть в перечень рисковых налогоплательщиков, что, в свою очередь, приводит к блокировке налоговых накладных (далее – НН), проблемам с регистрацией РРО, акцизных складов и получением лицензий на торговлю и хранение горючего.


В консультации мы рассмотрим, почему неподача формы № 20-ОПП приводит к негативным последствиям для налогоплательщика и влияет на его хозяйственную деятельность.

Форма № 20-ОПП и статус рискового плательщика

Как известно, все НН и расчеты корректировки (далее – РК), отправленные на регистрацию в ЕРНН, проходят автоматизированный мониторинг. Исключение составляют НН и РК, которые соответствуют признакам безусловной регистрации, приведенным в п. 3 Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165 (далее – Порядок № 1165/1).

На заметку! Автоматизированным мониторингом является, по сути, тестирование НН/РК, поступивших на регистрацию в ЕРНН, на наличие признаков нарушения налогового законодательства (п. 2 Порядка № 1165/1).

Проще говоря, НН и РК проверяются на предмет реальности поставки товаров (услуг), на которую они оформлены.

При чем здесь форма № 20-ОПП, может спросить налогоплательщик. Ведь на первый взгляд это маловажная форма, которая предназначена исключительно для информирования органов ГНС.

Однако это не так: налоговая считает эту форму одним из ключевых доказательств реальности деятельности СХ (см. разъяснение на официальном веб-портале). Именно из формы № 20-ОПП в электронные базы налоговой вносится информация о наличии у СХ основных средств (далее – ОС): офисных, складских, производственных и других помещений, оборудования, транспорта, земельных участков и др.

А если вы не подали форму № 20-ОПП? Тогда информация об объектах, которые вы используете для ведения своей хозяйственной деятельности, не попадет в базу налоговой. И налоговая будет считать, что этих объектов у вас нет, а значит, вы не можете осуществлять заявленную деятельность. То есть ваши операции являются нереальными, и вас надо внести в список рисковых плательщиков.

Такой вывод следует также из пп. 3.1.2 разд. ІІІ Методических рекомендаций, приведенных в письме ГФС от 16.05.16 г. № 16872/7/99-99-14-02-02-17.

Давайте рассмотрим, какими могут быть последствия отнесения СХ к рисковым плательщикам.

Блокировка регистрации НН/РК

Основанием для блокировки НН/РК является тот факт, что либо плательщик НДС отвечает критериям рисковости налогоплательщика, либо осуществляемые им операции отвечают критериям рисковости операций.

Для того чтобы разблокировать НН/РК, плательщику НДС нужно подать пояснения и копии документов, подтверждающих реальность хозяйственной операции, отраженной в НН/РК. То есть нужно доказать налоговой, что у СХ, в частности, имеются материально-технические ресурсы, необходимые для осуществления такой операции.

При этом налоговая будет проверять достоверность полученной от СХ информации, сравнивая ее с данными, которые уже имеются в ее электронной базе. И если указанные в пояснении материально-технические объекты (например, склады, производственные помещения, транспорт и т. п.) в этой базе отсутствуют, то плательщик НДС получит отказ в регистрации НН.

Поэтому прежде чем подавать пакет документов для разблокировки НН/РК, вам нужно удостовериться, что перечисленные в пояснении объекты были отражены в ранее поданной форме № 20-ОПП. А если эта форма не подавалась, то ее нужно подать до того, как будут поданы документы для разблокировки НН/РК.

На заметку! Проверить информацию о своих объектах налогообложения можно в приватной части электронного кабинета: «Электронный кабинет плательщика налогов»/«Учетные данные плательщика»/«Сведения об объектах налогообложения».

Непринятие Таблицы данных

Напомним, что принятая налоговой Таблица данных плательщика НДС (далее – Таблица) является своего рода иммунитетом от блокировки НН/РК. Наличие у плательщика НДС принятой таблицы – это один из признаков безусловной регистрации НН/РК.

Однако, как показывает практика, добиться принятия Таблицы сложно. Налоговая не спешит учитывать Таблицы, поданные плательщиками НДС, и находит разные причины для отказа в их приеме. Почему же не принимают Таблицу? Одна из причин – несоответствие видов деятельности плательщика тем ОС, которые у него имеются (точнее, имеются в базе у налоговой).

Как мы уже отметили выше, вместе с Таблицей плательщик НДС подает пояснение. В этом пояснении он должен привести информацию, которая докажет, что у него есть все материально-технические и трудовые ресурсы для осуществления деятельности согласно тем кодам КВЭД, которые указаны в Таблице. То есть плательщик НДС должен указать в Таблице собственные и арендованные объекты ОС, которые он использует для ведения своей хоздеятельности.

Понятно, что проверять соответствие и наличие этих объектов налоговая будет путем сравнения информации из пояснения с информацией, которая уже есть в электронной базе.

Отказ в регистрации РРО (ПРРО)

Вы собираетесь зарегистрировать РРО. Но для этого нужно, чтобы хозяйственная единица, где будет использоваться РРО, была отражена в форме № 20-ОПП.

Имейте в виду! Сам РРО в форме № 20-ОПП указывать не нужно.

Допустим, вы открываете новую хозяйственную единицу (например, магазин), где будет использоваться РРО, либо новый РРО начинает использоваться в уже существующей хозяйственной единице (например, в кафе). Но информацию о том, что у вас открылся магазин или заработало кафе, вы не подавали в орган ГНС. Тогда перед подачей заявления для регистрации РРО следует подать форму № 20-ОПП. Иначе в регистрации РРО вам будет отказано (пп. 8 п. 2 разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 14.06.16 г. № 547).

Также отметим, что СХ получит отказ в регистрации РРО, если по информации из формы № 20-ОПП хозяйственная единица, где будет использоваться этот РРО, закрыта или не эксплуатируется (пп. 8 п. 2 разд. ІІ Порядка № 547). В таком случае следует обновить информацию – подать форму № 20-ОПП, где отразить изменения в статусе объекта (допустим, если он простаивал, а теперь начал эксплуатироваться).

На заметку! Также не удастся зарегистрировать и программный РРО, если данные о хозяйственной единице, где он будет использоваться, не были указаны в ранее поданной форме № 20-ОПП (п. 6 разд. ІІ Порядка, утвержденного приказом Минфина от 23.06.20 г. № 317).

Отказ в регистрации акцизного склада

Отсутствие объекта налогообложения или наличие в базе неполной или ошибочной информации о нем будет препятствием и в процедуре регистрации в СЭАРГ акцизных складов (далее – АС).

Напоминаем! Согласно пп. 14.1.6 Налогового кодекса, акцизный склад является объектом, связанным с налогообложением. Например, в ныне действующем справочнике есть такие АС, как автозаправочная станция (код 10), бензоколонка (код 90).

При регистрации АС налоговая делает сверку с данными своей информационной базы, и если в ней отсутствуют сведения об АС или же эта информация окажется ошибочной, то зарегистрировать АС в СЭАРГ не получится. Поэтому перед подачей документов для регистрации АС надо убедиться, что информация о нем как об объекте налогообложения есть в базе данных налоговой. А если она отсутствует или же является ошибочной, тогда следует подать форму № 20-ОПП.

Отказ в выдаче лицензии на торговлю и хранение горючего

Для торговли и хранения горючего у СХ должны быть специальные емкости (резервуары). Не исключено, что при выдаче лицензий на этот вид деятельности налоговики также будут сверяться с данными своей информационной базы. И если они посчитают, что для хранения горючего у заявителя нет необходимой материально-технической базы – ему откажут в выдаче лицензии.

Поэтому не забудьте подать форму № 20-ОПП и указать в ней актуальные данные о ваших резервуарах!

Выводы

Как показывает практика, для налоговой форма № 20-ОПП является одним из ключевых индикаторов того, что предприятие осуществляет реальную деятельность.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Статьи по теме
21.07.2025
Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения уже не действует!
В статье речь идет о возобновлении обязанности своевременно представлять отчетность в органы статистики, а также о переходном периоде для непредставленных отчетов за 2022–2025 годы. Важные изменения: если во время военного положения не представляли в Госстат финансовую и статистическую отчетно...
02.06.2025
Подаем форму № 20-ОПП по оборудованию для хранения горючего
В статье расскажем, как субъекту хозяйствования подать заявление по форме № 20-ОПП по оборудованию для хранения горючего. Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025 Перед подачей заявления на получение лицензии на хранение горючего субъект хозяйствования (далее &nd...
30.05.2025
Когда и зачем заполнять строку 18.2 уточняющего расчета к НДС-декларации?
Подали уточняющий расчет на уменьшение НДС-обязательств, но еще не уплатили налог за уточняемый период? Именно строка 18.2 дает возможность уплатить меньше! Рассказываем, как ее заполнить, чтобы сэкономить. В уточняющем расчете к декларации по НДС есть загадочная для некоторых плательщиков строка 18...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
22.07.2025
Как оформить расчет корректировки к налоговой накладной на сумму превышения базы налогообложения над договорной ценой
Из статьи вы узнаете, как оформлять расчеты корректировки к налоговым накладным, выписанным на сумму превышения базы обложения НДС над договорной ценой поставки. Если договорная цена поставок товаров/услуг меньше, чем минимальная база налогообложения, определенная Налоговым кодексом, поставщик долже...
21.07.2025
Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения уже не действует!
В статье речь идет о возобновлении обязанности своевременно представлять отчетность в органы статистики, а также о переходном периоде для непредставленных отчетов за 2022–2025 годы. Важные изменения: если во время военного положения не представляли в Госстат финансовую и статистическую отчетно...
15.07.2025
Как оформить расчет корректировки к сводной налоговой накладной
Рассмотрим порядок оформления расчетов корректировки к сводным компенсирующим и распределяющим налоговым накладным. В некоторых случаях плательщики НДС обязаны составлять не обычные налоговые накладные, а сводные. Иногда возникает необходимость оформить к ним расчеты корректировки. Об определенных о...
Лучшие материалы