Запрос от ГФС: как реагировать плательщику
Из этой статьи вы узнаете: обязан ли налогоплательщик предоставлять ответ на запрос налоговой, при каких обстоятельствах он освобождается от этой обязанности, каковы срок предоставления ответа и требования к его содержанию, а также как действовать после получения запроса.
Имеет ли право орган ГФС направлять запросы налогоплательщикам?
Да, ГФС имеет право направлять плательщикам запрос о предоставлении информации. Такое право предусмотрено Налоговым кодексом (далее – НК) и Порядком периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденным постановлением КМУ от 27.10.10 г. № 1245 (далее – Порядок № 1245).
Основания и процедура направления запроса определены в ст. 73 НК. Обычно в запросах налоговая ссылается на нормы пп. 20.1.3, 20.1.6, 20.1.23, п. 39.14, пп. 72.1.1.3, 72.1.6 НК.
Что может побуждать фискалов направить запрос плательщику?
Чтобы направить запрос, фискалы должны соблюдать одновременно два условия:
- иметь основания, установленные п. 73.3 НК и п. 12 Порядка № 1245;
- оформить запрос согласно требованиям п. 73.3 НК и п. 10 Порядка № 1245.
От того или иного основания для направления запроса зависит срок предоставления ответа на него (см. таблицу).
№ |
Основание для направления запроса |
Срок предоставления ответа |
1 |
2 |
3 |
1 |
По результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговую |
В течение 15 рабочих дней (далее – р. д.) со дня, следующего за днем получения запроса (абзац пятый п. 73.3 НК) |
2 |
Для определения соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» при осуществлении налогового контроля за трансфертным ценообразованием согласно ст. 39 НК и/или определения уровня обычных цен в случаях, установленных НК |
В течение 10 р. д. с даты начала проверки, а для получения дополнительных документов во время ее проведения – в течение 15 р. д. с даты получения запроса (пп. 39.5.2.3 НК) |
3 |
Выявлена недостоверность данных в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком |
В течение 15 р. д. со дня, следующего за днем получения запроса (пп. 78.1.4 НК) |
4 |
На налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им: – налоговой накладной (далее – НН) покупателю или о допущении продавцом товаров/услуг ошибок в обязательных реквизитах НН (п. 201.1 НК) и/или нарушении им предельных сроков регистрации НН/РК в ЕРНН; – акцизной накладной покупателю или о нарушении порядка заполнения и/или порядка регистрации этой накладной |
В обоих случаях в течение 15 р. д. со дня, следующего за днем получения письменного запроса, в котором приводится информация из жалобы, объяснений и документального подтверждения на этот запрос (пп. 78.1.9 НК) |
5 |
Во время проведения встречной сверки |
В течение 10 р. д. со дня, следующего за днем получения запроса. Документальное подтверждение запрашиваемой информации может быть предоставлено на выбор плательщика в электронном или бумажном виде (абзац шестой п. 73.3 НК) |
6 |
В других случаях, определенных НК |
По общему правилу в течение 15 р. д. со дня, следующего за днем получения запроса (абзац пятый п. 73.3 НК) |
Важно! Налоговая может направлять запрос при наличии одного или нескольких оснований. |
Как видим, в основном срок предоставления ответа составляет 15 р. д., за исключением встречной сверки (10 р. д.). В любом случае в полученном запросе плательщик найдет основание и сможет самостоятельно проверить в НК предельный срок подготовки ответа.
Каким образом вручается запрос?
Запрос считается надлежащим образом врученным, если он направлен по адресу налогоплательщика (местонахождение, налоговый адрес) заказным письмом с уведомлением о вручении или предоставлен лично под подпись плательщику, его должностному лицу.
А в случае направления запроса в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) налоговой – при поступлении сформированного программным обеспечением уведомления о доставке (ст. 42 НК, п. 13 Порядка № 1245).
Важно! По требованию плательщика орган ГФС должен предоставить ему запрос в бумажной форме в течение 3 р. д. со дня поступления требования. |
Какие установлены требования к оформлению запроса органом ГФС?
Плательщику нужно знать, что запрос должен быть оформлен надлежащим образом, иначе плательщик может не предоставлять на него информацию (п. 73.3 НК, п. 16 Порядка № 1245).
Итак, запрос должен содержать (п. 73.3 НК, п. 10 Порядка № 1245):
- информацию об основаниях для его направления с указанием информации, которая это подтверждает;
- перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые необходимо подать в налоговую;
- печать органа ГФС.
Кроме того, запрос должен подписать руководитель органа ГФС или его заместитель.
Обязано ли предприятие предоставлять информацию на запрос?
Да. Налогоплательщики обязаны предоставлять информацию, определенную в запросе налоговой, а также документально ее подтверждать (абзац пятый п. 73.3 НК, п. 14 Порядка № 1245).
Имейте в виду! Отсутствие пояснений и их документального подтверждения на обязательный письменный запрос налоговой является основанием для проведения документальной внеплановой проверки (ст. 78 НК). |
При каких обстоятельствах плательщик освобождается от обязанности предоставления информации и документов на запрос?
Плательщик может не предоставлять ответ, если в запросе (п. 73.3 НК):
- отсутствует основание для направления запроса. Запрос должен содержать хотя бы одно из оснований, установленных в абзаце третьем п. 73.3 НК (см. таблицу выше);
- отсутствует исчерпывающий перечень запрашиваемой информации. В запросе должен быть указан конкретный (исчерпывающий) перечень необходимой для предоставления информации, например относительно полученных в 2018 году доходов предприятия. Общая формулировка о предоставлении информации будет считаться неисчерпывающим;
- не соблюдено требование к обязательному подписанию запроса руководителем или его заместителем/уполномоченным лицом. Сам запрос излагается на бланке налогового органа в произвольной форме.
Как действовать плательщику после получения запроса?
Плательщик должен спокойно и тщательно изучить содержание запроса. Прежде всего нужно проверить, соблюдены ли требования к его составлению, предусмотренные п. 73.3 НК, и начать подготовку ответа. Заметим, что ответ может быть как положительным (с предоставлением информации/документов), так и отрицательным (с отказом в их предоставлении). Ведь, с одной стороны, плательщик обязан предоставлять информацию на запрос, а с другой – в случае неправильного оформления запроса он освобождается от этой обязанности.
Однако в любом случае рекомендуем подготовить ответ в установленные сроки (10 или 15 р. д.). Если запрос составлен надлежащим образом, то вам придется предоставить всю запрашиваемую информацию. Если же выявлены нарушения, вы их изложите в письме-ответе, указав, что вся необходимая информация вместе с документальным подтверждением будет предоставлена после получения запроса, который соответствует требованиям действующего законодательства. Так будет исключена ситуация, что налоговая воспримет отсутствие ответа на запрос как игнорирование и назначит документальную внеплановую проверку.
Итак, получив письмо налоговой, тщательно изучите его и выясните, соответствует ли оно требованиям, установленным п. 73.3 НК. Если никаких нарушений нет, то необходимо в установленный срок предоставить запрашиваемую информацию и документы в ее подтверждение (лучше в развернутом виде, чтобы не было оснований считать, что предоставлена неполная информация). В случае выявления нарушений следует предоставить ответ, указав на эти нарушения. |
Установлены ли форма и требования к предоставлению ответа на запрос налоговой?
Нет, ответ составляется в произвольной форме и должен содержать (п. 15 Порядка № 1245):
- номер и дату запроса, на который предоставляется ответ;
- информацию, которая запрашивается;
- перечень прилагаемых документов. Напомним, что подаются заверенные надлежащим образом копии документов, а не оригиналы.
Если запрос поступил в письменном виде, то и ответ готовьте в простой письменной форме. Такой ответ направляется ГФС по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или лично передается в канцелярию. Если же запрос пришел в электронной форме, то ответ направляйте также в электронной форме с помощью электронного кабинета с наложением ЭЦП руководителя или другого уполномоченного лица (п. 421.5 НК).
Выводы
Налогоплательщики обязаны предоставлять информацию, определенную в запросе налоговой, а также документально ее подтверждать. Отсутствие ответа является основанием для проведения документальной внеплановой проверки. Впрочем, в случае нарушения фискалами правил оформления запроса плательщик освобождается от предоставления ответа. Однако мы рекомендуем все равно подготовить письмо-ответ на запрос (произвольной формы), даже если оно составлено с нарушениями.
Получив письмо налоговой, проверьте его на соответствие требованиям п. 73.3 НК. Если никаких нарушений нет, нужно в установленный срок предоставить запрашиваемую информацию и документы в ее подтверждение. В случае выявления нарушений целесообразно предоставить письмо-ответ, указав в нем на эти нарушения.
Комментарии к материалу