Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Расходуете ГСМ на работу сельхозтехники? Равняемся на нормы

Введен новый акцизный реестр

В чем проблема: горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ) относятся к, так сказать, нормированной категории запасов. Во время проведения налоговой проверки налогоплательщиков контролирующие органы часто сравнивают сформированные расходы на их списание с утвержденными нормами. Если налогоплательщик списывал расходы по ГСМ в количестве, превышающем нормативы, его могут ожидать негативные последствия по НДС. Относительно автомобилей особых вопросов не должно возникать, ведь списание горючего для них осуществляется по Нормам, утвержденным приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43. А как быть с сельскохозяйственной техникой, ведь она не является автотранспортом? Специального нормативного акта, в котором были бы установлены нормы расходов дизтоплива и масел на сельхозтехнику, в Украине не утверждено.

Из этой статьи вы узнаете: какими нормами расходов можно руководствоваться, списывая ГСМ на работу сельхозтехники.

Нормирование расходов ГСМ – это установление допустимой границы их использования в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели механического средства. Сама идея нормирования расходов ГСМ довольно альтруистична – в масштабах страны она предусматривает внедрение режима экономии и рационального использования нефтепродуктов каждым субъектом хозяйствования (далее – СХ) и уменьшение чрезмерного использования горючего автотранспортом (см. Итоговый отчет по проекту ClimaЕast «Разработка национальной транспортной политики относительно регулирования выбросов СО2 и потребления энергии дорожным транспортом в Украине», подготовленный на заказ Мининфраструктуры от 28.10.16 г.).

Однако контроль за соблюдением нормированного подхода к списанию ГСМ со стороны органов ГФС делает этот вопрос для СХ довольно важным и сложным: нормы ГСМ нужны для подтверждения связи расходов с хозяйственной деятельностью, а следовательно – для обоснования права предприятия отражать налоговый кредит по НДС. И в случае выявления сверхнормативных расходов топлива налогоплательщики должны уменьшить отраженный во время приобретения ГСМ налоговый кредит путем начисления налоговых обязательств на сумму сверхнормативных расходов ГСМ. База налогообложения определяется исходя из стоимости приобретения ГСМ (п. 189.1, 198.5 Налогового кодекса, далее – НК).

На необходимость нормирования расходов ГСМ обращают внимание специалисты Мининфраструктуры (см. письма от 17.02.14 г. № 1545/25/10-14; от 03.02.15 г. № 1186/25/10-15, от 21.02.17 г. № 1441/18/10-17) и фискалы (см. письмо ГФС от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
11.12.2025
Изношенная офисная техника: правила утилизации и отражения в бухучете
Из этой статьи вы узнаете: о требованиях законодательства относительно утилизации офисной техники; порядке документирования и бухгалтерского учета операций по списанию и утилизации офисной техники. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за ...
04.12.2025
Объект основных средств частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Объект основных средств частично разрушен в результате боевых действий. Как оформить частичную ликвидацию и отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете, а также определить стоимость уничтоженной части? В статье рассмотрим порядок документального оформления, подходы к оценке ликвидируемой части осн...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
15.12.2025
Металлолом, полученный от списания основных средств: оприходование и реализация
После списания основных средств на предприятии часто образуется металлолом, который можно оприходовать и выгодно сдать. В статье расскажем, как такие операции оформить документально и отразить в учете, а также нужно ли при этом распределять НДС. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности ...
Лучшие материалы