Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Поставка товаров государственному заказчику через тендер: этапы процедуры


Субъекты хозяйствования (далее – СХ) частной собственности, которые занимаются оптовой/розничной торговлей, могут участвовать в тендерах (закупках за бюджетные средства). В консультации расскажем, какие требования необходимо соблюдать СХ, который намерен поставлять товары государственному заказчику.


Что такое тендер

Тендер (англ. tender – предложение) – конкурентная форма размещения заказа на закупку товаров, предоставление услуг или выполнение работ в соответствии с заранее определенными в документации условиями, в согласованные сроки, на принципах всеобщности, справедливости и эффективности. Термин «тендер» часто употребляется как аналог конкурса или аукциона.

В украинском законодательстве понятие «тендер» определено в п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона № 922. В частности, тендер (торги) – это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов в соответствии с процедурами, установленными Законом № 922 (кроме переговорной процедуры закупки).

Согласно ст. 12 Закона № 922 закупка может осуществляться путем применения одной из следующих процедур:

  • открытых торгов;
  • конкурентного диалога;
  • переговорной процедуры.

В консультации мы рассмотрим только открытые торги – основную процедуру закупки (ч. 1 ст. 20 Закона № 922).

Кто может выступать заказчиком тендера

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 заказчиками могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления (далее – ОМС) и органы социального страхования, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одного из следующих признаков:

  • юрлицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;
  • органы государственной власти или ОМС или другие заказчики обладают большинством голосов в высшем органе управления юрлица;
  • в уставном капитале юрлица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %.

В каких случаях проводится тендер

Публичные закупки обязательно проводятся, если (ст. 2 Закона № 922):

1) стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 000 грн, а работ – 1,5 млн грн;

2) заказчики осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 000 000 грн, а работ – 5 000 000 грн. К таким заказчикам относятся:

  • СХ, в уставном капитале которых органам государственной власти, органам власти АР Крым, ОМС принадлежит доля в размере свыше 50 % или такие органы обладают большинством голосов в высшем органе СХ или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета предприятия;
  • СХ, имеющие специальные или эксклюзивные права.

Как принять участие в тендерных торгах

Тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без публикации объявления о проведении закупки на веб-портале Уполномоченного органа (ч. 3 ст. 10 Закона № 922). Уполномоченным органом в сфере публичных закупок является Минэкономразвития (п. 1 Положения № 459).

Обращаем внимание! Доступ к информации, обнародованной на веб-портале Минэкономразвития, является бесплатным и свободным.

Информация о закупках, определенная Законом № 922, размещается на веб-портале Минэкономразвития бесплатно через авторизованные электронные площадки. В частности, потребность в закупках товаров должна быть обнародована на тендерных площадках, авторизованных системой госзакупок ProZorro.

СХ, который желает принять участие в тендерных торгах как исполнитель работ, услуг или поставщик товаров, должен зарегистрироваться на официальной площадке ProZorro, авторизованной на всех уровнях аккредитации (далее – площадки). Список таких площадок размещен по адресу: https://prozorro.gov.ua/majdanchiki-p.... За регистрацию на таких площадках плата не взимается.

Где СХ могут найти информацию о проводимых тендерах?

Информацию о тендерах можно найти:

  • в центральной базе ProZorro;
  • через подписку в личном кабинете на площадке;
  • через модуль аналитики bi.prozorro.

Как проводятся открытые торги

Рассмотрим поэтапно процедуру проведения открытых торгов (тендера) и расскажем, какие требования участнику тендера нужно выполнить на каждом этапе.

Этап 1. Объявление о проведении процедуры открытых торгов

Такое объявление должно быть обнародовано на веб-портале Минэкономразвития не позднее чем за 15 дней до дня раскрытия тендерных предложений, если стоимость закупки не превышает 133 тыс. евро для товаров и услуг и 5 150 тыс. евро для работ, но не позднее 30 дней в случае превышения таких сумм (ст. 10, 21 Закона № 922).

Одновременно с объявлением о проведении тендера заказчик должен обнародовать тендерную документацию. Следовательно, СХ-участнику надо подготовить документы, соответствующие требованиям тендерной документации заказчика. Для этого необходимо изучить эту документацию.

Требования к тендерной документации установлены в ч. 2 ст. 22 Закона № 922. В частности, такая документация должна содержать:

  • инструкцию по подготовке тендерных предложений;
  • один или несколько квалификационных критериев к участникам в соответствии со ст. 16 и требования, установленные ст. 17 Закона № 922, а также информацию о способе подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям. К примеру, заказчик может установить такие требования к участникам:

1) наличие оборудования и материально-технической базы;

2) наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

3) наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора;

  • информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (при необходимости – планы, чертежи, рисунки или описание предмета закупки);
  • количество товара и место его поставки;
  • место, где должны быть выполнены работы или оказаны услуги, их объемы;
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • проект договора о закупке с обязательным изложением порядка изменения его условий и др.

Этап 2. Подача тендерного предложения

Документ с тендерным предложением подается участником в электронном виде путем заполнения электронных форм с отдельными полями, где приводится информация (ст. 25 Закона № 922):

  • о цене;
  • других критериях оценки (в случае их установления заказчиком);
  • квалификационных (квалификационном) критериях, которые отвечают требованиям, определенным в ст. 17 Закона № 922 и тендерной документации.

Тендерное предложение должно содержать подтверждение предоставления участником соответствующего обеспечения, если такое обеспечение предусмотрено объявлением о проведении процедуры закупки (ст. 24 Закона № 922).

Внимание! Каждый участник имеет право подать только одну конкурсную заявку, в том числе к определенной в тендерной документации части предмета закупки (лота).

Все документы следует загрузить онлайн через личный кабинет с наложением электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) или квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП). Документы, подтверждающие соответствие участника квалификационным критериям, и документы, содержащие техническое описание предмета закупки, подаются в отдельных файлах.

Срок подачи тендерных предложений не может быть меньше 15 дней со дня опубликования объявления о проведении открытых торгов (ч. 3 ст. 21 Закона № 922).

Этап 3. Раскрытие и оценка тендерных предложений

После окончания срока подачи тендерных предложений и перед началом электронного аукциона раскрывается информация о ценах тендерных предложений (ст. 27 Закона № 922).

Важный нюанс: оценка тендерных предложений производится автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

Критериями оценки тендерных предложений являются (ст. 28 Закона № 922):

  • в случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, которые производятся, выполняются или предоставляются не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянно действующий рынок, – цена;
  • в случае осуществления закупки, имеющей сложный или специализированный характер (в т. ч. консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ), – цена вместе с другими критериями оценки, в частности, такими как условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы, передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров.

Этап 4. Проведение электронного аукциона

Электронный аукцион представляет собой повторяющийся процесс понижения цен или приведенных цен с учетом показателей других критериев оценки по математической формуле, определенной в методике оценки. Такой аукцион проводится в три этапа в интерактивном режиме реального времени (ст. 29 Закона № 922).

На каждом этапе всем участникам обеспечивается доступ к течению аукциона, в том числе к информации о местоположении их цен или приведенных цен в электронной системе закупок от самого высокого до самого низкого и информации о количестве участников на данном этапе без указания их наименования.

Если участники подали предложения с одинаковым значением цены/приведенной цены, первым понижать цену будет участник, подавший свое предложение позже других участников с аналогичным значением цены предложения.

Следует знать! В течение одного этапа аукциона участник может один раз снизить цену своего предложения не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены.

В каких случаях заказчик может отклонить тендерное предложение?

Заказчик отклоняет тендерное предложение, если участник:

  • не соответствует квалификационным критериям, установленным ст. 16 Закона № 922;
  • не предоставил обеспечение тендерного предложения, если такое обеспечение требовал заказчик.

Заказчик отклоняет тендерное предложение победителя, если:

  • тот отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или от заключения договора о закупке;
  • не представил документы, подтверждающие отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 Закона № 922;
  • имеются основания, указанные в ст. 17 и ч. 7 ст. 28 Закона № 922;
  • тендерное предложение не соответствует условиям тендерной документации.

Этап 5. Принятие решения о намерении оформить договор о закупке

Решение о намерении заключить договор о закупке принимается заказчиком в день определения победителя. В течение одного дня после принятия такого решения заказчик публикует на веб-портале Минэкономразвития уведомление о намерении заключить договор и направляет его победителю. Всем остальным участникам электронной системой закупок ProZorro автоматически направляется уведомление с указанием наименования и местонахождения победителя торгов (ст. 32 Закона № 922).

Заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем торгов, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложением участника-победителя.

К сведению: договор о закупке не может быть заключен ранее чем через 10 дней с даты публикации на веб-портале Минэкономразвития уведомления о намерении заключить договор о закупке. Такой срок установлен с целью обеспечения права на обжалование решений заказчика (например, со стороны других участников торгов).

Если победитель торгов откажется от подписания договора о закупке, по его вине договор не будет заключен либо не представит документы, которые подтверждают отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 Закона № 922, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника и определяет победителя среди участников, срок действия тендерных предложений которых еще не истек.

Этап 6. Заключение договора о закупке

Договор о закупке заключается согласно нормам ГК и ХК с учетом особенностей, определенных Законом № 922. К примеру, если тендер проводился на поставку продуктов питания, то победитель тендера (поставщик) заключает с заказчиком (покупатель) договор поставки по правилам, определенным в ст. 712 ГК и ст. 264–271 ХК, и с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 922.

Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в т. ч. цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до исполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных в ч. 4 ст. 36 Закона № 922. Например, можно изменить цену за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре.

Учтите: участник – победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии предусмотрено законодательством.

Действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, который заключен в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

В каких случаях договор о закупке, проведенной путем применения процедуры открытых торгов, считается недействительным?

Случаи, когда договор о закупке является ничтожным, перечислены в ст. 37 Закона № 922, а именно:

  • заключение договора с нарушением требований ч. 4 ст. 36 Закона № 922. То есть при изменении существенных условий договора о закупке после его подписания;
  • заключение договора в период обжалования процедуры закупки в соответствии со ст. 18 Закона № 922;
  • заключение договора с нарушением сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 32 Закона № 922, за исключением случаев приостановления течения сроков в связи с рассмотрением жалобы органом обжалования согласно ст. 18 Закона № 922 (о сроках заключения договора закупки см. этап 5).

Выводы

Участником процедуры закупки может быть как юрлицо, так и физлицо-предприниматель, отвечающие квалификационным критериям, указанным в ст. 16 Закона № 922. СХ, который желает принять участие в тендерных торгах, должен зарегистрироваться на официальной авторизованной площадке ProZorro и подать тендерное предложение. Критерием оценки тендерных предложений является цена, но если речь идет о закупке товара, имеющей сложный или специализированный характер, то учитывается цена вместе с другими критериями оценки (условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы, передача технологии и т. д.).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
21.05.2025
Торговля на ярмарках и рынках: какие разрешительные документы должно получить сельхозпредприятие
Если предприятие решило продавать свою продукцию на рынках и ярмарках, то сначала ему нужно выполнить ряд законодательных требований, а именно: добавить новый вид деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (дал...
16.05.2025
Пеня в хозяйственном договоре: правила, новшества, практические ситуации
В статье рассмотрено, какие правила применяются в случае взыскания пени с должника, нарушившего условия хозяйственного договора, приведены практические ситуации, в том числе с примером расчета пени, и даны рекомендации по включению в договор условий, касающихся пени. Заключая хозяйственный договор, ...
05.05.2025
Можно ли продать многолетние насаждения без передачи прав на земельный участок, на котором они расположены?
На земельном участке были заложены многолетние насаждения. Может ли фермерское хозяйство приобрести отдельно эти насаждения по договору купли-продажи, не получая прав на земельный участок, на котором они расположены? Фермерским хозяйствам На земельном участке были заложены многолетние насаждения. М...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
26.05.2025
Предприятие передает горючее на ответственное хранение: как заключить договор и уплачивать ли акцизный налог?
В статье расскажем, как субъектам хозяйствования правильно передать горючее на ответственное хранение профессиональному хранителю и избежать негативных налоговых последствий. Если у предприятия истекает срок действия лицензии на хранение горючего для собственных нужд, оформление новой лицензии займе...
21.05.2025
Торговля на ярмарках и рынках: какие разрешительные документы должно получить сельхозпредприятие
Если предприятие решило продавать свою продукцию на рынках и ярмарках, то сначала ему нужно выполнить ряд законодательных требований, а именно: добавить новый вид деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (дал...
19.05.2025
Аннулирование статуса единщика четвертой группы: новая старая практика?
В статье рассмотрим, когда могут аннулировать статус плательщика единого налога четвертой группы и как этого избежать. Ежегодно весной традиционно становится актуальной тема подтверждения статуса плательщика единого налога (далее – ЕН) четвертой группы. Ведь после наступления предельной даты п...
Лучшие материалы