Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Поставка товаров государственному заказчику через тендер: этапы процедуры

02.09.2019 3257 0 1


Субъекты хозяйствования (далее – СХ) частной собственности, которые занимаются оптовой/розничной торговлей, могут участвовать в тендерах (закупках за бюджетные средства). В консультации расскажем, какие требования необходимо соблюдать СХ, который намерен поставлять товары государственному заказчику.


Что такое тендер

Тендер (англ. tender – предложение) – конкурентная форма размещения заказа на закупку товаров, предоставление услуг или выполнение работ в соответствии с заранее определенными в документации условиями, в согласованные сроки, на принципах всеобщности, справедливости и эффективности. Термин «тендер» часто употребляется как аналог конкурса или аукциона.

В украинском законодательстве понятие «тендер» определено в п. 28 ч. 1 ст. 1 Закона № 922. В частности, тендер (торги) – это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов в соответствии с процедурами, установленными Законом № 922 (кроме переговорной процедуры закупки).

Согласно ст. 12 Закона № 922 закупка может осуществляться путем применения одной из следующих процедур:

  • открытых торгов;
  • конкурентного диалога;
  • переговорной процедуры.

В консультации мы рассмотрим только открытые торги – основную процедуру закупки (ч. 1 ст. 20 Закона № 922).

Кто может выступать заказчиком тендера

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 заказчиками могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления (далее – ОМС) и органы социального страхования, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одного из следующих признаков:

  • юрлицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;
  • органы государственной власти или ОМС или другие заказчики обладают большинством голосов в высшем органе управления юрлица;
  • в уставном капитале юрлица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %.

В каких случаях проводится тендер

Публичные закупки обязательно проводятся, если (ст. 2 Закона № 922):

1) стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 000 грн, а работ – 1,5 млн грн;

2) заказчики осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 000 000 грн, а работ – 5 000 000 грн. К таким заказчикам относятся:

  • СХ, в уставном капитале которых органам государственной власти, органам власти АР Крым, ОМС принадлежит доля в размере свыше 50 % или такие органы обладают большинством голосов в высшем органе СХ или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета предприятия;
  • СХ, имеющие специальные или эксклюзивные права.

Как принять участие в тендерных торгах

Тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без публикации объявления о проведении закупки на веб-портале Уполномоченного органа (ч. 3 ст. 10 Закона № 922). Уполномоченным органом в сфере публичных закупок является Минэкономразвития (п. 1 Положения № 459).

Обращаем внимание! Доступ к информации, обнародованной на веб-портале Минэкономразвития, является бесплатным и свободным.

Информация о закупках, определенная Законом № 922, размещается на веб-портале Минэкономразвития бесплатно через авторизованные электронные площадки. В частности, потребность в закупках товаров должна быть обнародована на тендерных площадках, авторизованных системой госзакупок ProZorro.

СХ, который желает принять участие в тендерных торгах как исполнитель работ, услуг или поставщик товаров, должен зарегистрироваться на официальной площадке ProZorro, авторизованной на всех уровнях аккредитации (далее – площадки). Список таких площадок размещен по адресу: https://prozorro.gov.ua/majdanchiki-p.... За регистрацию на таких площадках плата не взимается.

Где СХ могут найти информацию о проводимых тендерах?

Информацию о тендерах можно найти:

  • в центральной базе ProZorro;
  • через подписку в личном кабинете на площадке;
  • через модуль аналитики bi.prozorro.

Как проводятся открытые торги

Рассмотрим поэтапно процедуру проведения открытых торгов (тендера) и расскажем, какие требования участнику тендера нужно выполнить на каждом этапе.

Этап 1. Объявление о проведении процедуры открытых торгов

Такое объявление должно быть обнародовано на веб-портале Минэкономразвития не позднее чем за 15 дней до дня раскрытия тендерных предложений, если стоимость закупки не превышает 133 тыс. евро для товаров и услуг и 5 150 тыс. евро для работ, но не позднее 30 дней в случае превышения таких сумм (ст. 10, 21 Закона № 922).

Одновременно с объявлением о проведении тендера заказчик должен обнародовать тендерную документацию. Следовательно, СХ-участнику надо подготовить документы, соответствующие требованиям тендерной документации заказчика. Для этого необходимо изучить эту документацию.

Требования к тендерной документации установлены в ч. 2 ст. 22 Закона № 922. В частности, такая документация должна содержать:

  • инструкцию по подготовке тендерных предложений;
  • один или несколько квалификационных критериев к участникам в соответствии со ст. 16 и требования, установленные ст. 17 Закона № 922, а также информацию о способе подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям. К примеру, заказчик может установить такие требования к участникам:

1) наличие оборудования и материально-технической базы;

2) наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

3) наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора;

  • информацию о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (при необходимости – планы, чертежи, рисунки или описание предмета закупки);
  • количество товара и место его поставки;
  • место, где должны быть выполнены работы или оказаны услуги, их объемы;
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • проект договора о закупке с обязательным изложением порядка изменения его условий и др.

Этап 2. Подача тендерного предложения

Документ с тендерным предложением подается участником в электронном виде путем заполнения электронных форм с отдельными полями, где приводится информация (ст. 25 Закона № 922):

  • о цене;
  • других критериях оценки (в случае их установления заказчиком);
  • квалификационных (квалификационном) критериях, которые отвечают требованиям, определенным в ст. 17 Закона № 922 и тендерной документации.

Тендерное предложение должно содержать подтверждение предоставления участником соответствующего обеспечения, если такое обеспечение предусмотрено объявлением о проведении процедуры закупки (ст. 24 Закона № 922).

Внимание! Каждый участник имеет право подать только одну конкурсную заявку, в том числе к определенной в тендерной документации части предмета закупки (лота).

Все документы следует загрузить онлайн через личный кабинет с наложением электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) или квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП). Документы, подтверждающие соответствие участника квалификационным критериям, и документы, содержащие техническое описание предмета закупки, подаются в отдельных файлах.

Срок подачи тендерных предложений не может быть меньше 15 дней со дня опубликования объявления о проведении открытых торгов (ч. 3 ст. 21 Закона № 922).

Этап 3. Раскрытие и оценка тендерных предложений

После окончания срока подачи тендерных предложений и перед началом электронного аукциона раскрывается информация о ценах тендерных предложений (ст. 27 Закона № 922).

Важный нюанс: оценка тендерных предложений производится автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

Критериями оценки тендерных предложений являются (ст. 28 Закона № 922):

  • в случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, которые производятся, выполняются или предоставляются не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянно действующий рынок, – цена;
  • в случае осуществления закупки, имеющей сложный или специализированный характер (в т. ч. консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ), – цена вместе с другими критериями оценки, в частности, такими как условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы, передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров.

Этап 4. Проведение электронного аукциона

Электронный аукцион представляет собой повторяющийся процесс понижения цен или приведенных цен с учетом показателей других критериев оценки по математической формуле, определенной в методике оценки. Такой аукцион проводится в три этапа в интерактивном режиме реального времени (ст. 29 Закона № 922).

На каждом этапе всем участникам обеспечивается доступ к течению аукциона, в том числе к информации о местоположении их цен или приведенных цен в электронной системе закупок от самого высокого до самого низкого и информации о количестве участников на данном этапе без указания их наименования.

Если участники подали предложения с одинаковым значением цены/приведенной цены, первым понижать цену будет участник, подавший свое предложение позже других участников с аналогичным значением цены предложения.

Следует знать! В течение одного этапа аукциона участник может один раз снизить цену своего предложения не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены.

В каких случаях заказчик может отклонить тендерное предложение?

Заказчик отклоняет тендерное предложение, если участник:

  • не соответствует квалификационным критериям, установленным ст. 16 Закона № 922;
  • не предоставил обеспечение тендерного предложения, если такое обеспечение требовал заказчик.

Заказчик отклоняет тендерное предложение победителя, если:

  • тот отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или от заключения договора о закупке;
  • не представил документы, подтверждающие отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 Закона № 922;
  • имеются основания, указанные в ст. 17 и ч. 7 ст. 28 Закона № 922;
  • тендерное предложение не соответствует условиям тендерной документации.

Этап 5. Принятие решения о намерении оформить договор о закупке

Решение о намерении заключить договор о закупке принимается заказчиком в день определения победителя. В течение одного дня после принятия такого решения заказчик публикует на веб-портале Минэкономразвития уведомление о намерении заключить договор и направляет его победителю. Всем остальным участникам электронной системой закупок ProZorro автоматически направляется уведомление с указанием наименования и местонахождения победителя торгов (ст. 32 Закона № 922).

Заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем торгов, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложением участника-победителя.

К сведению: договор о закупке не может быть заключен ранее чем через 10 дней с даты публикации на веб-портале Минэкономразвития уведомления о намерении заключить договор о закупке. Такой срок установлен с целью обеспечения права на обжалование решений заказчика (например, со стороны других участников торгов).

Если победитель торгов откажется от подписания договора о закупке, по его вине договор не будет заключен либо не представит документы, которые подтверждают отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 Закона № 922, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника и определяет победителя среди участников, срок действия тендерных предложений которых еще не истек.

Этап 6. Заключение договора о закупке

Договор о закупке заключается согласно нормам ГК и ХК с учетом особенностей, определенных Законом № 922. К примеру, если тендер проводился на поставку продуктов питания, то победитель тендера (поставщик) заключает с заказчиком (покупатель) договор поставки по правилам, определенным в ст. 712 ГК и ст. 264–271 ХК, и с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 922.

Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в т. ч. цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до исполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных в ч. 4 ст. 36 Закона № 922. Например, можно изменить цену за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре.

Учтите: участник – победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии предусмотрено законодательством.

Действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, который заключен в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

В каких случаях договор о закупке, проведенной путем применения процедуры открытых торгов, считается недействительным?

Случаи, когда договор о закупке является ничтожным, перечислены в ст. 37 Закона № 922, а именно:

  • заключение договора с нарушением требований ч. 4 ст. 36 Закона № 922. То есть при изменении существенных условий договора о закупке после его подписания;
  • заключение договора в период обжалования процедуры закупки в соответствии со ст. 18 Закона № 922;
  • заключение договора с нарушением сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 32 Закона № 922, за исключением случаев приостановления течения сроков в связи с рассмотрением жалобы органом обжалования согласно ст. 18 Закона № 922 (о сроках заключения договора закупки см. этап 5).

Выводы

Участником процедуры закупки может быть как юрлицо, так и физлицо-предприниматель, отвечающие квалификационным критериям, указанным в ст. 16 Закона № 922. СХ, который желает принять участие в тендерных торгах, должен зарегистрироваться на официальной авторизованной площадке ProZorro и подать тендерное предложение. Критерием оценки тендерных предложений является цена, но если речь идет о закупке товара, имеющей сложный или специализированный характер, то учитывается цена вместе с другими критериями оценки (условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы, передача технологии и т. д.).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы