Первые шаги к экспорту сельхозпродукции
14.09.2017 4701 0 2
Для кого эта статья: для сельхозпредприятий, которые желают экспортировать свою продукцию.
Из этой статьи вы узнаете: что в первую очередь надо сделать при экспорте продукции, какие документы необходимо для этого иметь и как получить карантинный и фитосанитарный сертификаты.
Все больше сельхозпредприятий начинают подчинять новые рынки для реализации своей продукции, экспортируя ее в другие страны. Перед тем как начать поставки за рубеж, следует выяснить, какие документы надо иметь в первую очередь. Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в данной консультации.
Регистрация на таможне
С чего начинать при осуществлении экспортной операции впервые?
Прежде всего сельхозпредприятие должно зарегистрироваться в таможенном органе в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности. Это предусмотрено Порядком учета лиц, осуществляющих операции с товарами, утвержденным приказом Минфина от 15.06.15 г. № 552 (далее – Порядок № 552).
Постановка на учет субъектов ВЭД проводится единовременно в подразделении любой таможни (п. 1 разд. II Порядка № 552):
- по обращению лиц, в том числе средствами электронной связи, в подразделения таможен;
- при первом осуществлении субъектом операции с товарами, контроль за которыми возложен на таможни ГФС согласно Таможенному кодексу (далее – ТК) и другим законодательным актам Украины.
Следовательно, обращаться на таможню по месту регистрации предприятия необязательно, это может быть любое другое подразделение таможни.
Лицо, которое осуществляет операции с товарами, или его представитель подает Заявление о постановке на учет (далее – заявление) по форме № 1-ЗЕД (приложение 1 к Порядку № 552). Полномочия представителя подтверждаются доверенностью или письменным договором между представителем и лицом, которое он представляет. Заявление можно подать:
- в бумажном виде – непосредственно в соответствующее подразделение таможни;
- средствами электронной связи – в адрес информационного портала ГФС с использованием надежных средств электронной цифровой подписи с усиленными сертификатами открытых ключей.
Обратите внимание: хотя Порядком № 552 и предусмотрена регистрация субъекта ВЭД при первом осуществлении экспортно-импортных операций, но лучше все-таки зарегистрироваться заранее.
Кроме того, следует учесть, что таможня имеет право вернуть заявление на доработку без включения данных о лице в реестр лиц, осуществляющих операции с товарами (далее – Реестр) или вообще отказать в регистрации.
Вернуть заявление на доработку могут в следующих случаях (п. 5 разд. ІІ Порядка № 552):
- заявление подано или заполнено с нарушением требований;
- сведения, указанные в заявлении, не соответствуют данным Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков (далее – ГРФЛ) и/или Единого банка данных о налогоплательщиках – юридических лицах (далее – Единый банк данных).
Обратите внимание: при возврате заявления на доработку лицо не лишается права обратиться повторно в таможню для постановки на учет в качестве субъекта ВЭД.
Отказать в регистрации могут, если (п. 6 разд. ІІ Порядка № 552):
- лицо находится в процессе прекращения, составило распределительный или ликвидационный баланс, передаточный акт, которые утверждены в установленном законодательством порядке, и получило справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов или прекратило предпринимательскую деятельность;
- заявление подано лицом, которое уже состоит на учете, или заявление о внесении изменений – лицом, которое не состоит на учете;
- сведения об уполномоченном лице, относительно которого отзывается право представлять интересы лица, не включены в Реестр.
При отсутствии оснований для возврата заявления на доработку или отказе в регистрации таможня в день получения заявления вносит в Реестр данные о лице ВЭД из заявления и данные, полученные в результате взаимодействия с Единым банком данных и/или ГРФЛ. При подаче заявления средствами электронной связи информация о лице вносится автоматически.
Таким образом, после постановки лица на учет подразделение таможни или ГФС не позже следующего рабочего дня информирует об этом лицо путем выдачи или направления по почте извлечения из Реестра, где указан его учетный номер. А в случае подачи заявления средствами электронной связи извлечение направляется этими же средствами (п. 8 разд. ІІ Порядка № 552).
Документы, необходимые для экспорта сельхозпродукции
Вообще порядок таможенного оформления экспорта регламентируется разд. VII ТК и Порядком выполнения таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров с применением таможенной декларации на бланке единого административного документа, утвержденным приказом Минфина от 30.05.12 г. № 631.
Основным документом для оформления экспорта является грузовая таможенная декларация (далее – ГТД). Формы бланков ГТД утверждены приказом Минфина от 22.02.12 г. № 246. Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа утвержден приказом Минфина от 30.05.12 г. № 651.
ГТД подается в бумажном или электронном виде. Однако в случае экспорта, например, зерновых культур и орехов не исключено, что таможня будет требовать представления всех документов на бумаге из-за того, что эти товары являются предметом особого контроля со стороны таможенников. К ГТД следует также приложить:
- ВЭД-контракт – заключается в простой письменной или электронной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом, на двух языках. Одним из таких языков является украинский, а вторым может быть официальный язык таможенных союзов, членом которых является Украина, или другой распространенный в мире иностранный язык. Таковым является, в частности, английский язык. Также стороны могут избрать любую комбинацию языков, но тогда декларант должен обеспечить за собственный счет перевод контракта на украинский язык (ст. 77 ТК);
- счет (invoice) в адрес получателя продукции – нерезидента;
- сертификат качества, который выдается аккредитованной лабораторией. Такой сертификат необходим, если товар может быть классифицирован в разных позициях номенклатуры (например, пшеница);
- сертификат происхождения – оформляется по необходимости, в частности, если в стране покупателя существует льготное или преференциальное налогообложение при таможенном оформлении товаров с происхождением из Украины. Сертификат EUR-I выдается таможней при проведении таможенного оформления, а все другие – Торгово-промышленной палатой;
- документы, подтверждающие стоимость товара (договора, счета в случае приобретения товара у третьих лиц или бухгалтерская калькуляция, если товар собственного производства, налоговые и расходные накладные и т. п.);
- транспортные документы (CMR, Carnet TIR, авианакладная, коносамент и т. п.предоставляются транспортной компанией в зависимости от вида транспорта и страны экспорта);
- фитосанитарный и карантинный сертификаты – выдаются относительно объектов регулирования в сфере карантина растений для целей импорта, экспорта и реэкспорта по результатам проведения фитосанитарных процедур.
Кроме того, для осуществления декларирования товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и получения других посреднических услуг экспортер по желанию может обратиться к таможенному брокеру (ст. 176 ТК). На веб-сайте ГФС в разделе «Справочники, реестры, перечни» можно найти Реестр предприятий, которым предоставлено разрешение на осуществление таможенной брокерской деятельности, по состоянию на 01.09.17 г. Деятельность таможенного брокера подлежит лицензированию. Отношения таможенного брокера с лицом, которое он представляет, определяются договором поручения, в котором указывается объем предоставленных ему полномочий и порядок их реализации (ст. 177 ТК).
Итак, сельхозпредприятие-экспортер имеет возможность нанять таможенного брокера, который является специалистом по вопросам таможенного и налогового законодательства и поможет избежать простоев транспорта и трудностей, связанных с нетарифным регулированием (сертификация продуктов, прохождение всех необходимых контролей).
Есть ли особенности экспортного оформления сельхозпродукции животного происхождения?
Да. Для таможенного оформления товаров, подконтрольных государственной службе ветеринарной медицины, которые вывозятся за пределы страны, таможенному органу обязательно подаются международные ветеринарные сертификаты. Такие сертификаты выдаются госинспекторами ветеринарной медицины или уполномоченными (официальными) врачами ветеринарной медицины (п. 10 Порядка пропуска грузов, подконтрольных службе государственной ветеринарной медицины через государственную границу Украины, утвержденного приказом Главного госинспектора ветмедицины от 27.12.99 г. № 49).
При вывозе подконтрольных грузов в страны СНГ таможенное оформление осуществляется на основании ветеринарного свидетельства, то есть международного ветеринарного сертификата, а также обязательной отметки врача ветмедицины пункта государственного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте в виде штампа «Экспорт разрешен», номерной печати и личной подписи.
Как получить карантинный сертификат?
Карантинный сертификат обязательно выдается на сельхозпродукцию растительного происхождения из Перечня объектов регулирования в сфере карантина растений для целей импорта, экспорта и реэкспорта, утвержденного постановлением КМУ от 12.05.07 г. № 705 (далее – Постановление № 705, Перечень № 705). Этот сертификат необходимо получить в случае:
- перемещения указанной сельхозпродукции по территории Украины, например, от производителя до таможни для оформления;
- транспортировки импортированных объектов регулирования, которые хранились, перепаковывались, разделялись на части, смешивались с другими грузами;
- вывоза объектов регулирования из карантинной зоны.
Для получения карантинного сертификата государственному фитосанитарному инспектору, который является сотрудником областного органа Госпродпотребслужбы, следует подать:
- заявление по форме приложения 6 к Порядку, утвержденному Постановлением № 705 (далее – Порядок № 705);
- документ, подтверждающий внесение платы за выдачу сертификата.
Сертификат выдается инспектором не ранее чем за 14 дней до даты перемещения объектов по территории Украины на основании результатов проведенных фитосанитарных процедур. Инспектор обязан выдать заявителю сертификат или принять решение об отказе в его выдаче в течение 24 часов после завершения загрузки транспортного средства. Это фиксируется путем направления владельцем груза или уполномоченным им лицом инспектору письменного уведомления о начале загрузки транспортного средства. В уведомлении также приводится информация о транспортном средстве, грузе, запланированном времени и дате завершения загрузки (п. 26 Порядка № 705).
Обратите внимание: срок действия карантинного сертификата составляет 14 дней.
Карантинный сертификат оформляется в трех экземплярах, из которых:
- первый получает заявитель;
- второй направляется органу Госпродпотребслужбы, куда перевозятся объекты регулирования (в данном случае – сельхозпродукция). Кто именно должен его направлять, Порядок № 705 не устанавливает, но, как следует из его норм, это делает инспектор;
- третий остается в органе Госпродпотребслужбы, который его выдал.
Как получить фитосанитарный сертификат?
Процедура выдачи фитосанитарного сертификата также определена Порядком № 705. Если сельхозпродукция включена в Перечень № 705, то на нее надо оформить фитосанитарный сертификат.
Для получения этого сертификата сельхозпредприятие также должно подать государственному фитосанитарному инспектору (п. 22 Порядка № 705):
заявление по форме приложения 6 к Порядку № 705, заполненную на английском языке или на одном из официальных языков Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО);
документ, подтверждающий внесение платы за выдачу сертификата.
Фитосанитарный сертификат выдается не раньше чем за 14 дней до даты перемещения объектов регулирования на основании проведенных фитосанитарных процедур. Инспектор обязан выдать сертификат заявителю или принять решение об отказе в его выдаче в течение 24 часов после завершения загрузки транспортного средства, которое так же, как и с карантинным сертификатом, фиксируется путем направления письменного уведомления (п. 22 Порядка № 705).
Обратите внимание: срок действия фитосанитарного сертификата – 14 дней.
Оформляется сертификат в двух экземплярах: первый выдается заявителю, второй остается в органе Госпродпотребслужбы, который его выдал.
Взыскивается ли экспортная пошлина при оформлении экспорта сельхозпродукции?
В большинстве случаев не взыскивается. Однако есть несколько видов сельхозпродукции, которая облагается вывозной (экспортной) пошлиной, в частности:
- семена льна, подсолнечника и рыжея – 10 % таможенной стоимости товара согласно Закону от 10.09.99 г. № 1033-XIV «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур»;
- живой крупный рогатый скот домашних видов, кроме чистопородных племенных животных, а также живые овцы – 10 % таможенной стоимости, а на шкуры необработанные – 21 % согласно Закону от 07.05.96 г. № 180/96-ВР «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожаное сырье».
Выводы
Сельхозпредприятие, которое желает экспортировать свою продукцию, должно зарегистрироваться в таможенном органе как субъект ВЭД. Причем обратиться можно в любое подразделение таможни, а не только в таможню по месту регистрации предприятия. Заявление подается в бумажном виде и средствами электронной связи. Подразделение таможни или ГФС не позже следующего рабочего дня информирует лицо о его учетном номере в Реестре путем выдачи или направления по почте извлечения из Реестра. В случае подачи заявления средствами электронной связи извлечение направляется этими же средствами. Основным документом для оформления экспорта является ГТД. Для таможенного оформления товаров, подконтрольных госслужбе ветеринарной медицины, которые вывозятся за пределы страны, таможенному органу подаются международные ветеринарные сертификаты. Срок действия карантинного и фитосанитарного сертификатов – 14 дней.
Читайте также:
«Экспорт сельхозпродукции: особенности налогообложения»
«Экспорт сельхозпродукции: особенности бухучета»
Комментарии к материалу