Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Печать – пережиток прошлого

08.08.2017

Из этой статьи вы узнаете: обязательно ли использовать печать в своей деятельности, каковы последствия отсутствия оттиска печати на документах.


Субъекты хозяйствования (далее – СХ), как и раньше, продолжают использовать в своей деятельности печати, несмотря на их отмену. При этом все больше СХ применяют электронную форму документооборота и электронную подпись, которая исключает необходимость использования печати. И вот наконец на законодательном уровне определено, что использование СХ печати является его правом, а не обязанностью. В частности, с 19.07.17 г. Законом от 23.03.17 г. № 1982-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями» (далее – Закон № 1982) внесены изменения в Гражданский кодекс, Хозяйственный кодекс (далее – ХК), Закон от 04.07.02 г. № 37-IV «О зерне и рынке зерна в Украине» (далее – Закон № 37) и другие нормативные акты относительно отмены обязательного использования печати. Именно об этом пойдет речь в данной консультации.

Использование печати по желанию

Изготовление, продажа и/или приобретение печатей возможны без получения каких-либо документов разрешительного характера. Так, согласно ст. 581 ХК СХ имеет право использовать в своей деятельности печати, но это не обязательно.

Кроме того, отныне определено, что при представлении СХ любого документа в орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 581 ХК):

  • оттиск печати не является обязательным реквизитом. Наличие или отсутствие оттиска печати на документе не создает юридических последствий;
  • копия документа считается заверенной в установленном порядке при наличии на ней подписи уполномоченного лица такого СХ или личной подписи физлица-предпринимателя;
  • этот орган не может требовать нотариального удостоверения правильности копии документа, если такое требование не установлено законом.

Таким образом, СХ может вообще не изготовлять печать или не использовать ее, если она у него есть, все равно документы будут считаться действительными даже при отсутствии на них печати.

Административная ответственность

КУоАП дополнен ст. 16624, которой предусмотрена ответственность должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления в виде штрафа в размере от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1 700 грн.):

  • за требование наличия на документах, которые подаются СХ, оттиска печати СХ или нотариального удостоверения правильности копии документа, если таковое не установлено законом;
  • отказ в приеме документа из-за отсутствия на нем оттиска печати СХ или нотариального удостоверения правильности копии документа, если таковое не установлено законом.

Постановление о привлечении к административной ответственности будет составлять Государственная регуляторная служба. Перечень территориальных органов этой службы можно найти на ее официальном веб-сайте.

Следовательно, при нарушении должностными лицами органа государственной власти или органа местного самоуправления норм законодательства СХ, ссылаясь на ст. 16624 КУоАП, может настаивать на неуклонном соблюдении таким лицом действующего законодательства Украины или сразу обратиться с жалобой в Государственную регуляторную службу.

Другие важные изменения

1. Доверенность на осуществление представительства юрлица выдается за подписью руководителя или другого уполномоченного им лица (ст. 28 Хозяйственного процессуального кодекса, ст. 42 Гражданского процессуального кодекса), то есть заверение доверенности печатью не требуется.

2. Согласно ст. 38 Закона № 37 двойное складское свидетельство состоит из двух частей – складского и залогового свидетельств. Каждая из этих частей должна быть одинаково оформлена, в частности, подписана уполномоченным лицом. То есть печать зернового склада отныне не нужна.

3. Нормой ст. 40 Закона № 37 установлено, что складское и залоговое свидетельства могут передаваться вместе или отдельно по передаточным надписям (индоссаментам). Индоссамент должен содержать:

  • наименование юрлица и его местонахождение или имя гражданина и его место жительства;
  • дату осуществления индоссамента;
  • подпись уполномоченного работника юрлица (гражданина).

То есть отменено заверение подписи юрлица (гражданина) печатью юрлица или нотариальное удостоверение при передаче этих свидетельств по передаточным надписям.

4. На товарной аграрной расписке не нужна печать юрлица (ст. 4 Закона от 06.11.12 г. № 5479-VI «Об аграрных расписках»). Кроме того, при передаче прав кредитора по этой расписке передаточная надпись «Уступлено» с указанием нового кредитора скрепляется только подписью предыдущего кредитора по такой расписке (ст. 11 упомянутого Закона). Выполнение или частичное выполнение обязательств по аграрным распискам теперь также скрепляется только подписью (ст. 12), проставление печати не требуется.

Выводы

Использование печати СХ является его правом, а не обязанностью. Оттиск печати не является обязательным реквизитом документа. Наличие или отсутствие оттиска печати на документе не создает юридических последствий. Заверение печатью доверенности на осуществление представительства юрлица не требуется, достаточно подписи руководителя или другого уполномоченного им лица. При требовании наличия печати на подаваемых документах, а также отказе принять такие документы должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена административная ответственность – штраф в размере от 850 до 1 700 грн.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
11.12.2025
Изношенная офисная техника: правила утилизации и отражения в бухучете
Из этой статьи вы узнаете: о требованиях законодательства относительно утилизации офисной техники; порядке документирования и бухгалтерского учета операций по списанию и утилизации офисной техники. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности Списание сельхозкультур и имущества из-за ...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
15.12.2025
Металлолом, полученный от списания основных средств: оприходование и реализация
После списания основных средств на предприятии часто образуется металлолом, который можно оприходовать и выгодно сдать. В статье расскажем, как такие операции оформить документально и отразить в учете, а также нужно ли при этом распределять НДС. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности ...
Лучшие материалы