Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Основные средства с нулевой остаточной стоимостью: обязательно ли списывать с баланса?

Из этой статьи вы узнаете: как быть, если во время инвентаризации выявлен объект основных средств (далее – ОС), который по данным бухучета полностью самортизирован.

По правилам бухгалтерского учета остаточная (балансовая) стоимость объекта ОС определяется как разница между его первоначальной (переоцененной) стоимостью и суммой износа, то есть суммой амортизации, накопленной с начала эксплуатации объекта. Со временем остаточная стоимость достигает нулевого значения (или ликвидационной стоимости), – это окончание срока полезного использования, который был установлен во время ввода объекта в эксплуатацию.

И хотя для большинства объектов ОС (в частности, которые имеют в своем составе возвратные отходы, например в виде металлолома или стройматериалов, и которые предприятие с высокой вероятностью реализует) следует определять ликвидационную стоимость (подробнее см. «Как определить ликвидационную стоимость основных средств»), на многих сельхозпредприятиях есть самортизированные на ноль ОС, срок использования которых истек. Их выявляют путем инвентаризации. И в случае выявления пригодных для использования объектов ОС, остаточная стоимость которых равняется нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия (п. 1.4 разд. ІІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879).

Возникает вопрос: что дальше делать с такими объектами – списать или оставить на балансе, ведь они находятся в исправном состоянии и продолжают использоваться в хозяйственной деятельности.

Сразу заметим, что вы имеете право продолжать эксплуатировать такие полностью самортизированные ОС. Ведь согласно П(С)БУ 7 «Основные средства» (п. 33) и Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561) (п. 40), основанием для списания объекта ОС с баланса является его несоответствие критериям признания активом.

Напомним, что активы – это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»; п. 3 НП(С)БУ 1).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
04.12.2025
Объект основных средств частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Объект основных средств частично разрушен в результате боевых действий. Как оформить частичную ликвидацию и отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете, а также определить стоимость уничтоженной части? В статье рассмотрим порядок документального оформления, подходы к оценке ликвидируемой части осн...
15.11.2025
Учет расходов на обезлесение земельного участка
Сельхозпредприятие имеет в собственности или аренде залесенный земельный участок сельхозназначения. Чтобы начать использовать участок для выращивания зерновых, предприятие осуществляет его обезлесение (раскорчевку). Рассмотрим, как учитывать такие расходы. Читайте по теме: Раскорчевали сад &nd...
23.10.2025
Особенности инвентаризации в период военного положения
Есть ли какие-то особенности проведения инвентаризации в условиях военного положения? Можно ли вообще ее не проводить? Ответы на эти вопросы – в нашей статье. Проведение годовой инвентаризации перед составлением финотчетности – обязанность. Не является исключением из этого правила инвент...
Популярное
16.11.2025
Учет незрелых насаждений в садоводстве
Из этой статьи вы узнаете: как вести учет незрелых насаждений в садоводстве, документально оформить и отразить в учете оприходование урожая, полученного от таких насаждений. Включение насаждений в состав незрелых Для целей учета многолетними насаждениями (в нашем случае – сад) считаются долг...
17.11.2025
Учет сельскохозяйственных многолетних насаждений
В статье обобщены правила классификации, документирования и бухгалтерского учета многолетних насаждений в сельском хозяйстве, включая порядок их создания, ввода в эксплуатацию и последующую амортизацию. Учет многолетних насаждений в сельском хозяйстве имеет целый ряд особенностей, поскольку такие об...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
16.12.2025
Документальное оформление операций по списанию имущества
Списание запасов и основных средств из-за физического или морального старения, непригодности или форс-мажорных обстоятельств требует четкого документального подтверждения. В статье расскажем, какие документы следует оформить в случае списания имущества и приведем их образцы для использования на прак...
16.12.2025
Списание испорченных запасов: документальное оформление и учет
Как действовать предприятию, если запасы испортились вследствие вражеской атаки, длительного отключения электроэнергии или истечения срока годности? В статье рассмотрим порядок действий в данной ситуации, документальное оформление списания и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Списание ...
15.12.2025
Металлолом, полученный от списания основных средств: оприходование и реализация
После списания основных средств на предприятии часто образуется металлолом, который можно оприходовать и выгодно сдать. В статье расскажем, как такие операции оформить документально и отразить в учете, а также нужно ли при этом распределять НДС. Списание имущества из-за уничтожения и непригодности ...
Лучшие материалы