Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Организация розничной торговли алкоголем и табаком


Торговля алкоголем и табаком – очень рентабельный бизнес, который находится под жестким контролем. В консультации расскажем, как законно организовать розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, чтобы избежать штрафов.


Нормативная база

Общие требования к субъектам хозяйствования (далее – СХ), которые занимаются торговлей алкогольными напитками (кроме столовых вин) и табачными изделиями, установлены Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). При розничной торговле алкоголем СХ также должен руководствоваться Правилами, утвержденными постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854 (далее – Правила № 854), а при торговле табаком – Правиламирозничной торговли табачными изделиями, утвержденными приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции от 24.07.02 г. № 218 (далее - Правила № 218).

Чтобы торговать алкогольными напитками и табачными изделиями, СХ должен получить лицензию (отдельно на торговлю алкоголем и табаком). Порядок выдачи лицензий изложен в Рекомендациях, утвержденных приказом ГФС от 24.10.14 г. № 213 (далее - Рекомендации № 213). Рассмотрим правила получения лицензии на продажу алкоголя и табака более детально.

Лицензия на розничную продажу алкоголя и табака

Каким требованиям должно отвечать помещение, где будет продаваться алкоголь и табак?

Помещение для продажи алкогольных напитков, кроме пива, должно иметь площадь не менее 20 м2 и быть оснащено РРО (независимо от их количества) (ст. 1 Закона № 481). А вот торговля пивом и табачными изделиями может осуществляться без ограничения площади.

Кроме того, согласно п. 5 Правил № 218 и п. 4 Правил № 854 помещение, где будет производиться торговля алкоголем и табачными изделиями, должно отвечать санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам.

У СХ в одном помещении находятся магазин и кафе, которые принадлежат одному предприятию и будут осуществлять продажу алкогольных напитков. Сколько лицензий на алкоголь нужно получать?

В этом случае достаточно одной лицензии. Поясним почему.

Согласно ст. 1 Закона № 481 место торговли – это место реализации товаров, в том числе в розлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического размещения. Лицензия на право розничной торговли выдается отдельно на каждое место торговли (ст. 15 Закона № 481). Адрес места торговли указывается в приложении к лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками (п. 3.7 Рекомендаций № 213).

Под торговым помещением понимают имущественный комплекс, который занимает отдельное здание или размещен в специально предназначенном и оборудованном для торговли здании, где СХ осуществляет деятельность по реализации товаров (п. 26 ст. 1 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»). Если несколько помещений одного СХ размещены в одном здании (например, магазин и кафе), они считаются одной структурной единицей, то есть одним местом торговли (ОИР, категория 115.03). То есть для кафе и магазина, которые находятся под одной крышей, достаточно одной лицензии на право розничной торговли алкоголем.

Куда обращаться СХ за получением лицензии на продажу алкоголя/табака?

Чтобы получить лицензию, можно обратиться:

  • в главные управления ГФС Украины в областях и г. Киеве по месту осуществления розничной торговли алкогольными напитками;
  • центры обслуживания налогоплательщиков (далее – ЦОН) (п. 2.1 Рекомендаций № 213).

Какие документы надо подавать для получения лицензии на продажу алкоголя/табака?

Лицензия на розничную торговлю алкоголем выдается на основании заявления CХ, в котором следует указать (ст. 15 Закона № 481):

  • адрес места торговли;
  • перечень РРО и книг учета расчетных операций (далее – КУРО), которые находятся в месте торговли, а также информацию об РРО (модель, модификацию, заводской номер, дату изготовления, производителя);
  • перечень регистрационных номеров свидетельств РРО и КУРО, которые находятся в месте торговли, и даты начала их учета в органах ГФС.

В заявлении на выдачу лицензии на розничную торговлю табачными изделиями указывается адрес места торговли.

К заявлению необходимо приложить копию платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу лицензии. Подача других документов не предусмотрена. Так, подавать справку о регистрации РРО не нужно, ведь информация о зарегистрированных РРО есть в ГУ ГФС в облас­тях (ОИР, категория 109.06).

Учтите! Если заявление подает представитель СХ, тогда понадобится доверенность.

Лицензия или решение об отказе в ее выдаче выдается в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления (п. 3.4 Рекомендаций № 213).

На какой срок выдается лицензия?

Лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками выдается на один год (ст. 15 Закона № 481).

Сколько стоит лицензия на продажу алкоголя и табака?

Как уже было отмечено, лицензия выдается на место торговли. А плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками (кроме сидра и перри без добавления спирта) вносится за каждый указанный в лицензии РРО и за один год составляет:

  • в пределах городов – 8 000 грн;
  • за пределами городов областного подчинения и г. Киева, если расстояние от города до места торговли составляет 50 км, а место торговли – это торговый зал площадью более 50 м2, – 8 000 грн;
  • на территории сел и поселков, которые не находятся в черте города, – 500 грн.

Обратите внимание: если в одном месте торговли на территории города у СХ находятся, к примеру, 2 РРО, то за лицензию следует уплатить не 8 000, а 16 000 грн в год.

Плата за лицензию на розничную торговлю сидром и перри составляет 750 грн за каждое место торговли независимо от территориального нахождения места торговли. Отметим, что СХ, которые получили лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, имеют право продавать сидр и перри (без добавления спирта) без получения отдельной лицензии на их продажу.

За розничную торговлю табачными изделиями СХ необходимо заплатить:

  • в пределах городов – 2 000 грн за каждое место торговли;
  • для мест торговли, расположенных на территории сел и поселков, – 250 грн за каждое место торговли.

Плата за лицензию вносится поквартально равными частями. Первый платеж надо внести до получения лицензии (квитанция прилагается к заявлению на получение лицензии).

Учтите: если СХ просрочит срок уплаты очередного платежа, действие лицензии приостанавливается на срок до уплаты задолженности (ст. 15 Закона № 481).

В каких случаях СХ необходимо переоформлять лицензию?

Переоформлять лицензию нужно в случае изменения информации, указанной в выданной лицензии (кроме изменений, связанных с реорганизацией СХ) (ст. 15 Закона № 481, п. 3.8 Рекомендаций № 213). Например, переоформлять лицензию на продажу алкоголя или табака необходимо, если меняется адрес места торговли.

Заявление на переоформление лицензии подается в произвольной форме с приложением документов, которые подтверждают изменение сведений.

Орган ГФС выдает заявителю лицензию с учетом изменений на новом бланке в течение 3 рабочих дней (ст. 15 Закона № 481, п. 3.8 Рекомендаций № 213).

Требования к местам хранения алкоголя/табака

О местах хранения алкогольных напитков и табачных изделиях необходимо сообщать в органы ГФС. В частности, такие данные вносятся в Единый государственный реестр мест хранения (далее – Единый реестр) (ст. 1 Закона № 481).

Информировать о месте хранения необходимо независимо от того, кому оно принадлежит (ст. 15 Закона № 481). Сделать это может как собственник такого помещения, так и другой СХ, у которого есть лицензия на соответствующий вид деятельности (розничную или оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями).

Данные вносятся в Единый реестр на основании заявления СХ с обязательным указанием адреса места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, а также:

  • для юрлиц – наименования, местонахождения, кода ЕГРПОУ;
  • предпринимателей – Ф. И. О., места жительства, регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.

К заявлению прилагаются:

  • копия выданной заявителю лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком, заверенная нотариусом или должностным лицом органа ГФС;
  • документ, подтверждающий право пользования этим помещением.

Для регистрации места хранения алкогольных напитков и табачных изделий по одному местонахождению, СХ должен подать отдельные заявления о внесении места хранения в Единый реестр на каждый отдельный вид продукции и получить отдельные справки о внесении места хранения в реестр (ОИР, категория 115.05).

Важный нюанс: СХ, которые получили лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, вносят в Единый реестр только те места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, которые расположены по другому адресу, нежели место осуществления торговли.

Справка о внесении места хранения в Единый реестр выдается СХ в течение 7 календарных дней со дня подачи заявления. Ведение Единого реестра и выдача справок о внесении в него мест хранения осуществляются за счет средств госбюджета.

Места хранения исключаются из Единого реестра органом ГФС, который вносил их в Единый реестр, на основании:

  • письменного заявления СХ – заявителя такого места хранения;
  • аннулирования лицензии, выданной такому СХ в соответствии с Законом № 481.

Орган ГФС оформляет исключение мест хранения из Единого реестра соответствующим письменным распоряжением не ранее чем через 10 рабочих дней с момента возникновения указанных выше оснований.

Ответственность за нарушение правил розничной торговли алкоголем и табаком

Перечень финансовых санкций за различные нарушения в сфере розничной торговли алкоголем и табаком приведен в ст. 17 Закона № 481 (см. таблицу).

Штрафы за несоблюдение норм Закона № 481


п/п

Суть нарушения

Размер штрафа

1

2

3

1

Розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями без лицензий (кроме случаев, определенных Законом № 481, например, поставка винных изделий субъектами первичного виноделия субъектам вторичного виноделия)

200 % стоимости полученной партии товара,
но не меньше 17 000 грн

2

Розничная торговля алкогольными напитками через электронный контрольно-кассовый аппарат (КУРО), не указанный в лицензии

200 % стоимости
реализованной через такой контрольно-кассовый
аппарат (КУРО) продукции,
но не меньше 10 000 грн

3

Уплата акцизного налога и НДС (при расчетах за отгруженную продукцию) путем взаимозачетов, погашения встречных обязательств, векселями, в т. ч. казначейскими, и в другой форме, не предусматривающей уплату акциза и НДС деньгами

В размере стоимости
отгруженной продукции

4

Нарушение ограничений при продаже алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, установленных ст. 153 Закона № 481

6 800 грн

5

Хранение спирта, алкогольных напитков или табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр (ведется органами ГФС)

100 % стоимости товара,
находящегося в таком
месте хранения,
но не меньше 17 000 грн

6

Розничная торговля коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки (такие цены установлены Постановлением № 957)

100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных
или розничных цен,
но не меньше 10 000 грн

7

Розничная торговля табачными изделиями по ценам выше установленных производителями или импортерами максимальных розничных цен на эти изделия, увеличенным на сумму акцизного налога с реализации

100 % стоимости имеющихся в наличии у СХ
табачных изделий,
но не меньше 10 000 грн

8

Производство, хранение, транспортировка, реализация: фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий; алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога либо с использованием тары, не отвечающей требованиям, установленным ч. 1 ст. 11 Закона № 481

200 % стоимости такого
товара, но не меньше
17 000 грн.

9

Вывоз спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий с территории акцизного склада или транспортировка такой продукции без отметки представителя органа ГФС на товарно-транспортной накладной о согласовании отпуска

200 % стоимости вывезенной или транспортированной продукции,
но не меньше 15 000 грн

10

Нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона № 481 относительно реализации (передачи) ферментированного табачного сырья только на экспорт или производителям табачных изделий

50 % стоимости партии
отгруженного товара

11

Розлив алкогольных напитков в тару, не предусмотренную ст. 11 Закона № 481

200 % стоимости произведенной (реализованной) продукции (по оптово-отпускным ценам),
но не меньше 85 000 грн

Решение о взыскании вышеуказанных штрафов принимается органами ГФС. В случае невыполнения СХ такого решения сумма штрафа взимается на основании решения суда.

Выводы

Лицензия на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями выдается СХ на один год. Плата за лицензию вносится ежеквартально равными частями. Переоформлять лицензию необходимо в случае изменения информации, указанной в выданной лицензии (кроме изменений, связанных с реорганизацией СХ).

О местах хранения алкогольных напитков и табачных изделий следует сообщать в орган ГФС. Однако если СХ хранит их только в месте торговли, то адрес места хранения не нужно вносить в Единый реестр.

Штрафы за несоблюдение норм Закона.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
22.09.2025
Экспорт сельхозпродукции: актуальные вопросы валютного контроля и бухучета
Из этой статьи вы узнаете: какие валютные ограничения установлены для экспортных операций; в какой момент и в каком размере признавать доход от экспортной операции; должен ли экспортер отражать операции на распределительном счете; как определить курсовые разницы, доходы и расходы от продажи ин...
01.09.2025
Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, отгружающим товар?
В статье расскажем, какие документы нужно оформить сторонам договора, если товар покупателям отгружает не собственник, а его представитель (логистическое предприятие). Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, рис...
01.09.2025
Кто составляет ТТН: грузоотправитель или заказчик?
На кого возложена обязанность выписать ТТН? Это всегда грузоотправитель? Либо может быть и грузополучатель-заказчик? Или вообще перевозчик? Либо, возможно, экспедитор, если он заказывает перевозку? Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: за...
Популярное
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
26.09.2025
Смена собственника земли посреди года: кому и как платить арендную плату
В статье расскажем, как арендатор должен уплачивать арендную плату, если арендодатель продал земельный участок новому собственнику. Этот вопрос время от времени возникает у арендаторов земли, которые платят арендную плату раз в году. Так, если одно физлицо продало другой земельный участок, например,...
Новое
17.10.2025
Как сельхозпредприятию получить разрешение на полет БПЛА во время военного положения?
В статье расскажем, может ли сельхозпредприятие получить разрешение на полет БПЛА в период действия военного положения. В современных условиях аграрные предприятия все активнее внедряют дроновые технологии как инструмент повышения эффективности хозяйственной деятельности. Беспилотные летательные апп...
13.10.2025
Как зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в случае увольнения ответственного за их регистрацию лица
Что делать, если лицо, отвечающее за подписание налоговых накладных и расчетов корректировки, уволилось? В статье расскажем, кто может подписывать эти документы вместо него и как избежать проблем с их регистрацией и штрафов. Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки: порядок, сроки, о...
09.10.2025
Возвратная финансовая помощь получена от учредителя: как погасить задолженность, если нет денег?
Из статьи вы узнаете, каким образом можно погасить задолженность юрлица по возвратной финансовой помощи перед своим учредителем, если у предприятия нет необходимой суммы, а срок возврата долга по договору уже наступил. Ситуация, когда учредитель предоставляет своему предприятию возвратную финансовую...
Лучшие материалы