Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Организация розничной торговли алкоголем и табаком


Торговля алкоголем и табаком – очень рентабельный бизнес, который находится под жестким контролем. В консультации расскажем, как законно организовать розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, чтобы избежать штрафов.


Нормативная база

Общие требования к субъектам хозяйствования (далее – СХ), которые занимаются торговлей алкогольными напитками (кроме столовых вин) и табачными изделиями, установлены Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). При розничной торговле алкоголем СХ также должен руководствоваться Правилами, утвержденными постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854 (далее – Правила № 854), а при торговле табаком – Правиламирозничной торговли табачными изделиями, утвержденными приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции от 24.07.02 г. № 218 (далее - Правила № 218).

Чтобы торговать алкогольными напитками и табачными изделиями, СХ должен получить лицензию (отдельно на торговлю алкоголем и табаком). Порядок выдачи лицензий изложен в Рекомендациях, утвержденных приказом ГФС от 24.10.14 г. № 213 (далее - Рекомендации № 213). Рассмотрим правила получения лицензии на продажу алкоголя и табака более детально.

Лицензия на розничную продажу алкоголя и табака

Каким требованиям должно отвечать помещение, где будет продаваться алкоголь и табак?

Помещение для продажи алкогольных напитков, кроме пива, должно иметь площадь не менее 20 м2 и быть оснащено РРО (независимо от их количества) (ст. 1 Закона № 481). А вот торговля пивом и табачными изделиями может осуществляться без ограничения площади.

Кроме того, согласно п. 5 Правил № 218 и п. 4 Правил № 854 помещение, где будет производиться торговля алкоголем и табачными изделиями, должно отвечать санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам.

У СХ в одном помещении находятся магазин и кафе, которые принадлежат одному предприятию и будут осуществлять продажу алкогольных напитков. Сколько лицензий на алкоголь нужно получать?

В этом случае достаточно одной лицензии. Поясним почему.

Согласно ст. 1 Закона № 481 место торговли – это место реализации товаров, в том числе в розлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического размещения. Лицензия на право розничной торговли выдается отдельно на каждое место торговли (ст. 15 Закона № 481). Адрес места торговли указывается в приложении к лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками (п. 3.7 Рекомендаций № 213).

Под торговым помещением понимают имущественный комплекс, который занимает отдельное здание или размещен в специально предназначенном и оборудованном для торговли здании, где СХ осуществляет деятельность по реализации товаров (п. 26 ст. 1 Закона от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей»). Если несколько помещений одного СХ размещены в одном здании (например, магазин и кафе), они считаются одной структурной единицей, то есть одним местом торговли (ОИР, категория 115.03). То есть для кафе и магазина, которые находятся под одной крышей, достаточно одной лицензии на право розничной торговли алкоголем.

Куда обращаться СХ за получением лицензии на продажу алкоголя/табака?

Чтобы получить лицензию, можно обратиться:

  • в главные управления ГФС Украины в областях и г. Киеве по месту осуществления розничной торговли алкогольными напитками;
  • центры обслуживания налогоплательщиков (далее – ЦОН) (п. 2.1 Рекомендаций № 213).

Какие документы надо подавать для получения лицензии на продажу алкоголя/табака?

Лицензия на розничную торговлю алкоголем выдается на основании заявления CХ, в котором следует указать (ст. 15 Закона № 481):

  • адрес места торговли;
  • перечень РРО и книг учета расчетных операций (далее – КУРО), которые находятся в месте торговли, а также информацию об РРО (модель, модификацию, заводской номер, дату изготовления, производителя);
  • перечень регистрационных номеров свидетельств РРО и КУРО, которые находятся в месте торговли, и даты начала их учета в органах ГФС.

В заявлении на выдачу лицензии на розничную торговлю табачными изделиями указывается адрес места торговли.

К заявлению необходимо приложить копию платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу лицензии. Подача других документов не предусмотрена. Так, подавать справку о регистрации РРО не нужно, ведь информация о зарегистрированных РРО есть в ГУ ГФС в облас­тях (ОИР, категория 109.06).

Учтите! Если заявление подает представитель СХ, тогда понадобится доверенность.

Лицензия или решение об отказе в ее выдаче выдается в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления (п. 3.4 Рекомендаций № 213).

На какой срок выдается лицензия?

Лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками выдается на один год (ст. 15 Закона № 481).

Сколько стоит лицензия на продажу алкоголя и табака?

Как уже было отмечено, лицензия выдается на место торговли. А плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками (кроме сидра и перри без добавления спирта) вносится за каждый указанный в лицензии РРО и за один год составляет:

  • в пределах городов – 8 000 грн;
  • за пределами городов областного подчинения и г. Киева, если расстояние от города до места торговли составляет 50 км, а место торговли – это торговый зал площадью более 50 м2, – 8 000 грн;
  • на территории сел и поселков, которые не находятся в черте города, – 500 грн.

Обратите внимание: если в одном месте торговли на территории города у СХ находятся, к примеру, 2 РРО, то за лицензию следует уплатить не 8 000, а 16 000 грн в год.

Плата за лицензию на розничную торговлю сидром и перри составляет 750 грн за каждое место торговли независимо от территориального нахождения места торговли. Отметим, что СХ, которые получили лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, имеют право продавать сидр и перри (без добавления спирта) без получения отдельной лицензии на их продажу.

За розничную торговлю табачными изделиями СХ необходимо заплатить:

  • в пределах городов – 2 000 грн за каждое место торговли;
  • для мест торговли, расположенных на территории сел и поселков, – 250 грн за каждое место торговли.

Плата за лицензию вносится поквартально равными частями. Первый платеж надо внести до получения лицензии (квитанция прилагается к заявлению на получение лицензии).

Учтите: если СХ просрочит срок уплаты очередного платежа, действие лицензии приостанавливается на срок до уплаты задолженности (ст. 15 Закона № 481).

В каких случаях СХ необходимо переоформлять лицензию?

Переоформлять лицензию нужно в случае изменения информации, указанной в выданной лицензии (кроме изменений, связанных с реорганизацией СХ) (ст. 15 Закона № 481, п. 3.8 Рекомендаций № 213). Например, переоформлять лицензию на продажу алкоголя или табака необходимо, если меняется адрес места торговли.

Заявление на переоформление лицензии подается в произвольной форме с приложением документов, которые подтверждают изменение сведений.

Орган ГФС выдает заявителю лицензию с учетом изменений на новом бланке в течение 3 рабочих дней (ст. 15 Закона № 481, п. 3.8 Рекомендаций № 213).

Требования к местам хранения алкоголя/табака

О местах хранения алкогольных напитков и табачных изделиях необходимо сообщать в органы ГФС. В частности, такие данные вносятся в Единый государственный реестр мест хранения (далее – Единый реестр) (ст. 1 Закона № 481).

Информировать о месте хранения необходимо независимо от того, кому оно принадлежит (ст. 15 Закона № 481). Сделать это может как собственник такого помещения, так и другой СХ, у которого есть лицензия на соответствующий вид деятельности (розничную или оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями).

Данные вносятся в Единый реестр на основании заявления СХ с обязательным указанием адреса места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, а также:

  • для юрлиц – наименования, местонахождения, кода ЕГРПОУ;
  • предпринимателей – Ф. И. О., места жительства, регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.

К заявлению прилагаются:

  • копия выданной заявителю лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком, заверенная нотариусом или должностным лицом органа ГФС;
  • документ, подтверждающий право пользования этим помещением.

Для регистрации места хранения алкогольных напитков и табачных изделий по одному местонахождению, СХ должен подать отдельные заявления о внесении места хранения в Единый реестр на каждый отдельный вид продукции и получить отдельные справки о внесении места хранения в реестр (ОИР, категория 115.05).

Важный нюанс: СХ, которые получили лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, вносят в Единый реестр только те места хранения алкогольных напитков и табачных изделий, которые расположены по другому адресу, нежели место осуществления торговли.

Справка о внесении места хранения в Единый реестр выдается СХ в течение 7 календарных дней со дня подачи заявления. Ведение Единого реестра и выдача справок о внесении в него мест хранения осуществляются за счет средств госбюджета.

Места хранения исключаются из Единого реестра органом ГФС, который вносил их в Единый реестр, на основании:

  • письменного заявления СХ – заявителя такого места хранения;
  • аннулирования лицензии, выданной такому СХ в соответствии с Законом № 481.

Орган ГФС оформляет исключение мест хранения из Единого реестра соответствующим письменным распоряжением не ранее чем через 10 рабочих дней с момента возникновения указанных выше оснований.

Ответственность за нарушение правил розничной торговли алкоголем и табаком

Перечень финансовых санкций за различные нарушения в сфере розничной торговли алкоголем и табаком приведен в ст. 17 Закона № 481 (см. таблицу).

Штрафы за несоблюдение норм Закона № 481


п/п

Суть нарушения

Размер штрафа

1

2

3

1

Розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями без лицензий (кроме случаев, определенных Законом № 481, например, поставка винных изделий субъектами первичного виноделия субъектам вторичного виноделия)

200 % стоимости полученной партии товара,
но не меньше 17 000 грн

2

Розничная торговля алкогольными напитками через электронный контрольно-кассовый аппарат (КУРО), не указанный в лицензии

200 % стоимости
реализованной через такой контрольно-кассовый
аппарат (КУРО) продукции,
но не меньше 10 000 грн

3

Уплата акцизного налога и НДС (при расчетах за отгруженную продукцию) путем взаимозачетов, погашения встречных обязательств, векселями, в т. ч. казначейскими, и в другой форме, не предусматривающей уплату акциза и НДС деньгами

В размере стоимости
отгруженной продукции

4

Нарушение ограничений при продаже алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, установленных ст. 153 Закона № 481

6 800 грн

5

Хранение спирта, алкогольных напитков или табачных изделий в местах хранения, не внесенных в Единый реестр (ведется органами ГФС)

100 % стоимости товара,
находящегося в таком
месте хранения,
но не меньше 17 000 грн

6

Розничная торговля коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки (такие цены установлены Постановлением № 957)

100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных
или розничных цен,
но не меньше 10 000 грн

7

Розничная торговля табачными изделиями по ценам выше установленных производителями или импортерами максимальных розничных цен на эти изделия, увеличенным на сумму акцизного налога с реализации

100 % стоимости имеющихся в наличии у СХ
табачных изделий,
но не меньше 10 000 грн

8

Производство, хранение, транспортировка, реализация: фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий; алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога либо с использованием тары, не отвечающей требованиям, установленным ч. 1 ст. 11 Закона № 481

200 % стоимости такого
товара, но не меньше
17 000 грн.

9

Вывоз спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий с территории акцизного склада или транспортировка такой продукции без отметки представителя органа ГФС на товарно-транспортной накладной о согласовании отпуска

200 % стоимости вывезенной или транспортированной продукции,
но не меньше 15 000 грн

10

Нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона № 481 относительно реализации (передачи) ферментированного табачного сырья только на экспорт или производителям табачных изделий

50 % стоимости партии
отгруженного товара

11

Розлив алкогольных напитков в тару, не предусмотренную ст. 11 Закона № 481

200 % стоимости произведенной (реализованной) продукции (по оптово-отпускным ценам),
но не меньше 85 000 грн

Решение о взыскании вышеуказанных штрафов принимается органами ГФС. В случае невыполнения СХ такого решения сумма штрафа взимается на основании решения суда.

Выводы

Лицензия на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями выдается СХ на один год. Плата за лицензию вносится ежеквартально равными частями. Переоформлять лицензию необходимо в случае изменения информации, указанной в выданной лицензии (кроме изменений, связанных с реорганизацией СХ).

О местах хранения алкогольных напитков и табачных изделий следует сообщать в орган ГФС. Однако если СХ хранит их только в месте торговли, то адрес места хранения не нужно вносить в Единый реестр.

Штрафы за несоблюдение норм Закона.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
28.08.2025
Штрафы от Укртрансбезопасности: могут ли оштрафовать за неправильно заполненную ТТН?
Нет ТТН или в ней есть ошибки? Есть ли за это ответственность? Об этом и о судебных решениях по обжалованию штрафов Укртрансбезопасности читайте в статье. Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски Товарно-транспортная накладная: заполнение, ответственность, риски для сельхо...
28.08.2025
Форма № 1-ОПП: правила подачи и ответы на вопросы
В статье рассмотрено, что представляет собой форма № 1-ОПП, кто, когда и куда обязан ее подавать, а также даны ответы на вопросы читателей по этой теме. Почти всем субъектам хозяйствования приходится заполнять и подавать в налоговый орган форму № 1-ОПП. Однако многие не знают, в каких случаях это об...
27.06.2025
Как правильно отразить сельхозтехнику и оборудование в форме № 20-ОПП
В данной консультации мы рассмотрим, как правильно отражать в Заявлении по форме № 20-ОПП сельхозтехнику и другое оборудование, которую использует в своей деятельности агропредприятие. Агропредприятия в своей деятельности используют многие виды сельскохозяйственной техники и оборудования. К сожалени...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
22.09.2025
Как получить сертификат ТПП о форс-мажоре по налоговым обязательствам
Из статьи вы узнаете, какие документы должен подать налогоплательщик, чтобы получить сертификат Торгово-промышленной палаты для подтверждения форс-мажорных обстоятельств по налоговым обязательствам. В статье рассмотрим, как субъекту хозяйствования получить сертификат Торгово-промышленной палаты о на...
22.09.2025
Как учитывать расходы на получение сертификата ТПП о форс-мажорных обстоятельствах?
Предприятие оплатило услуги Торгово-промышленной палаты по выдаче сертификата, удостоверяющего наступление форс-мажорных обстоятельств. На какие расходы и на какой бухгалтерский счет отнести сумму такой оплаты? Предприятие оплатило услуги Торгово-промышленной палаты (далее – ТПП) по выдаче сер...
22.09.2025
Экспорт сельхозпродукции: актуальные вопросы валютного контроля и бухучета
Из этой статьи вы узнаете: какие валютные ограничения установлены для экспортных операций; в какой момент и в каком размере признавать доход от экспортной операции; должен ли экспортер отражать операции на распределительном счете; как определить курсовые разницы, доходы и расходы от продажи ин...
Лучшие материалы