Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Может ли руководитель подписывать договор, если он является второй стороной?

17.07.2017

Сельхозпредприятие собирается взять в аренду автомобиль, собственником которого является директор. Может ли директор подписать договор аренды?


Нет, не может. Объясним почему.

Вопрос о заключении договора аренды автомобиля между предприятием и физическим лицом регулируются гл. 58 Гражданского кодекса (далее – ГК). Одним из оснований для возникновения гражданских прав и обязанностей (обязательств), которые должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок, является договор (ст. 11, 509 ГК). Договором признается договоренность двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 626 ГК).

Согласно ст. 6 ГК стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора с учетом требований ГК, других актов гражданского законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости (ст. 627 ГК).

Исходя из того, что представитель не может совершать сделку от имени лица, которое представляет, в своих интересах или в интересах другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением коммерческого представительства, а также относительно других лиц, установленных законом (ч. 3 ст. 238 ГК), директору подписывать такой договор нельзя. Ведь в данном случае директор предприятия, с одной стороны, является арендодателем, а с другой – представителем предприятия.

Поэтому подписание одним человеком за обе стороны договора (арендатора и арендодателя) считается его заключением ради собственных интересов, а это прямо запрещено ГК. Выходом из этой ситуации может быть делегирование права на подписание договора аренды автомобиля какому-либо другому лицу, например, заместителю директора предприятия.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
06.06.2025
Можно ли сдавать в аренду помещение, предоставленное в ссуду
Вам предоставили в ссуду помещение? Узнайте, можете ли вы его передать в аренду. В статье рассмотрим, имеет ли право предприятие передавать в аренду нежилое помещение, полученное им по договору ссуды. Вопросы – ответы Предприятие заключило договор бесплатного пользования нежилым помещением по...
21.05.2025
Торговля на ярмарках и рынках: какие разрешительные документы должно получить сельхозпредприятие
Если предприятие решило продавать свою продукцию на рынках и ярмарках, то сначала ему нужно выполнить ряд законодательных требований, а именно: добавить новый вид деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (дал...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
03.07.2025
Формирование резервов и обеспечений: для кого – обязанность, а для кого – право?
Из статьи вы узнаете, кто может не создавать резервы и обеспечения и что для этого нужно сделать. Формирование в бухгалтерском учете резервов и обеспечений – не простая задача. Кто обязан их создавать? Кому разрешено не прибегать к этой процедуре и тем самым упростить учет? Как отказ от резерв...
03.07.2025
Кто из работодателей обязан обновить информацию в ЕГР не позднее 13.08.2025?
В связи со вступлением в силу нового закона некоторые работодатели не позднее 13.08.2025 обязаны обновить свои данные в ЕГР. Прочтите статью, чтобы узнать, касается ли вас это требование. В июне 2025 года вступил в силу закон, которым изменены отдельные правила, касающиеся трудовых отношений. В част...
30.06.2025
С даты оформления налоговой накладной прошло 365 дней: может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом?
Рассмотрим, может ли плательщик НДС воспользоваться налоговым кредитом, если с даты составления налоговой накладной истекло 365 дней. Практическая ситуация Бухгалтер выявила налоговую накладную, с даты оформления которой прошло 365 дней. Налоговая накладная была зарегистрирована своевременно и не б...
Лучшие материалы