Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как составить ТТН в случае перевозки продукции, закупленной на стороне, покупателю без доставки на собственный склад

В первую очередь напомним: ТТН – это единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы, и один из документов, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета. Может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Мининфраструктуры от 14.10.97 г. № 363 (далее – Правила № 363) (абзац двадцать седьмой гл. 1 Правил № 363).

То есть ТТН обязательна для лиц, которые осуществляют перевозку груза на основании договоров перевозки. И не важно, каким автотранспортом осуществляется перевозка: легковым или грузовым, собственным или арендованным.

Субъекту хозяйствования предоставляется выбор: пользоваться типовой формой ТТН (утвержденной в приложении 7 к Правилам № 363) или составлять документ в произвольной форме, удобной для предприятия, которая утверждается приказом руководителя (другим распорядительным документом). В случае составления ТТН в произвольной форме в ней следует предусмотреть обязательные реквизиты, установленные п. 11.1 Правил № 363.

В контексте анализируемого вопроса выделим следующие правила формирования ТТН:

  • ТТН должен оформлять заказчик услуги по перевозке (грузоотправитель) (п. 11.3 Правил № 363) Как правило, это грузоотправитель (по умолчанию именно он указан в Правилах № 363). Однако возможны и другие ситуации. Например, предприятие-1 приобретает у предприятия-2 сырье и доставляет ее для переработки предприятию-3. Перевозчика нанимает предприятие-1. В этом случае: заказчик – предприятие-1, грузоотправитель – предприятие-2, грузополучатель – предприятие-3;
  • бумажные ТТН заполняются или вручную, или печатным, или смешанным способом. Также возможно использование факсимиле, если это предусмотрено договором (письмо ГФС от 04.09.15 г. № 18936/5/99-99-10-03-02-15);
  • печати не нужны;
  • законодательство (п. 11.3 Правил № 363) определяет минимальное количество экземпляров, которое следует всегда оформлять, – это три экземпляра ТТН;
  • на каждого грузополучателя – также отдельная ТТН. Например, если ТМЦ перевозятся одним перевозчиком в несколько пунктов (мест доставки), то нужно выписать по 3 экземпляра ТТН на каждый пункт;
  • на каждую поездку – отдельная ТТН;
  • в бумажных ТТН допущенные ошибки можно исправить корректурным способом: зачеркнуть, написать правильно и сделать надпись «Исправлено» с подписями и датой (нужно исправлять все экземпляры и собирать подписи всех сторон процесса перевозки).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
02.04.2025
Тара для готовой продукции: бухгалтерский учет
Каждое сельскохозяйственное предприятие хотя бы раз сталкивалось с вопросом учета тары. Она может использоваться как для упаковки готовой продукции, так и для хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей. А предприятие может быть как продавцом, реализующим продукцию в таре, так и покупа...
24.03.2025
Заполняем заявление о получении лицензии на право хранения горючего
Мы неоднократно писали в нашем журнале («Лицензия на хранение горючего для собственных нужд: как получить с 01.01.2025»; «Новые правила хранения горючего аграриями: обзор Закона № 3817»), что с 01.01.2025 изменились правила получения лицензии на хранение горючего для собствен...
17.03.2025
Предприятие арендует топливный склад: какие нюансы учесть?
Если предприятие планирует арендовать топливный склад, то ему нужно заключить договор аренды, подать заявление по форме № 20-ОПП и получить лицензию на хранение горючего. Если СХ не намерен регистрироваться плательщиком акцизного налога, то ему следует соблюдать лимиты на хранение горючего в таком п...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
05.05.2025
Можно ли продать многолетние насаждения без передачи прав на земельный участок, на котором они расположены?
На земельном участке были заложены многолетние насаждения. Может ли фермерское хозяйство приобрести отдельно эти насаждения по договору купли-продажи, не получая прав на земельный участок, на котором они расположены? Фермерским хозяйствам На земельном участке были заложены многолетние насаждения. М...
10.04.2025
Как обжаловать индивидуальную налоговую консультацию: практические советы
Индивидуальная налоговая консультация (далее – ИНК) является важным инструментом взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом, который должен обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых правоотношений. Однако на практике бывают случаи, когда выданная ИНК противоречи...
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
Лучшие материалы